«Отличия москвичей от петербуржцев — это фольклор». Знаменитый актер — о «Тайнах следствия», Анне Ковальчук, Елене Яковлевой и играх двух столиц
Про загадочную разницу между Петербургом и Москвой
В сериале «Тайны следствия» мне в новинку мои замечательные партнерши Анна Ковальчук и Ольга Павловец. С ними увлекательно, весело и даже немного интригующе. В остальном — обычная сериальная работа.
В очередной раз заметил, что питерские актеры своих коллег из Москвы воспринимают почему-то настороженно. «Вы — москвичи, а мы — петербуржцы, и у нас другая школа», — эту красную линию чертят именно актеры из Санкт-Петербурга. Причем делают они все это исключительно на территории Петербурга. В Москве подобные странные игрища с ними не происходят.
Санкт-Петербург — моя кинематографическая родина. Два первых полных метра — «Колечко золотое, букет из алых роз» и «Тоталитарный роман» — снимали на «Ленфильме», и уже тогда, в начале и конце 90-х, питерские актеры выстраивали эту разницу между ними и нами.
Понять никогда не мог. Я отношусь к этому разделению с юмором. На очередное: «И зачем вы сюда приехали сниматься?» — отвечаю: «Ну, если вы ничего не умеете, значит надо вам помочь, не так ли?»
Корни соперничества глубоко в нашей истории. Санкт-Петербург был столицей Российской империи, а Москва — как бы провинцией. Назвать Санкт-Петербург провинцией сегодня невозможно. Город невероятной красоты, в чем-то даже более красивый, чем Москва. И петербуржцы — образованные, культурные люди… Но почему они постоянно поднимают тему отличия москвичей и петербуржцев? Это для меня загадка. Это стало каким-то фольклором.
Нам, москвичам, всегда есть что ответить. На съемках сериала «Тайна следствия» Анна Ковальчук и Ольга Павловец время от времени меня подкалывали, что я приезжий, а они местные, что они давно здесь, а я новичок, но делали это мило, с улыбкой.
Про трудности современных съемок
К сожалению, нынешнее кинопроизводство не позволяет в свободное время посмотреть достопримечательности Петербурга, сходить в «Эрмитаж», в театр. Нас, словно гастарбайтеров, привозят на площадку и увозят.
Съемочный день длится по 12 часов, и уже никаких сил нет идти в музей. Раньше можно было остаться после съемок на день или два, чтобы посмотреть город, а сейчас такого нет.
Про образ понимающего начальника
Какой я начальник? Об этом лучше спросить моих подчиненных — Анну Ковальчук и Ольгу Павловец. Мой герой — руководитель понимающий, гуманный, знающий. Представляю ли я себя на его месте? Сложный вопрос.
Я гораздо более требовательный человек. Со мной сложно людям необязательным, лукавым, непрофессиональным. Я бы махал топором направо и налево, если бы мои подчиненные вели себя не так, как это должно быть, а мой герой не склонен принимать радикальных мер. Впрочем, в обычной жизни начальником я никогда не был. Наблюдал пертурбации с начальством в последние годы в театре «Современник», но тоже в качестве подчиненного. Как правило, все начальники как приходят со своим климатом, так и уходят с ним.
Про нежелание быть преподавателем
По отношению к себе я тоже жесткий и честный, как с другими. Такой уж мой характер. За свою жизнь я устал видеть проявления человеческой подлости, низости. Согласитесь, у нас этого немало.
Из-за своего идеализма я не иду в педагогику. Много раз предлагали стать руководителем актерского курса, но я говорю: «Разгоню половину курса, зачем вам это?» Мастер должен быть очень терпеливым. Учитель как отец родной со своими учениками. К сожалению, я не выработал в себе столько терпения, чтобы быть руководителем курса
Я лечу по своей траектории и делаю остановки, где нужно проявлять терпение, только для любимых людей — жены, детей, мамы, друзей. С ними я завязываю себя в узел и становлюсь терпеливым и милосердным. Со всем человечеством мне привычнее махать шашкой, а не вести философские беседы днями и вечерами. К тому же я не верю в то, что взрослого человека можно изменить.
Про Ремарка, Горького и затерянные фильмы
На сцене «Современника» много лет играю в постановке Галины Волчек романа Ремарка «Три товарища». По большому счету, Ремарк — попсовый писатель. Простым языком он рассказывает сложные истории, затрагивая болезненные темы войны, смерти, одиночества. Берет патовые ситуации, вскрывает их. Очень честный, эмоциональный автор.
На нашем спектакле зрители плачут. Но мне ближе Зингер, и наши — Бунин, Чехов. Сейчас я играю в спектакле «Мещане» по Горькому. Тема вечная — отцы и дети, семья. В последние годы я мало читаю художественной литературы, зато смотрю много фильмов. Некоторые смотрю по 15 минут, а другие пересматриваю по 15 раз. Стараюсь искать малоизвестные фильмы, затерянные в песках, и у меня таких — большая коллекция.
Про зазеркалье и метро
С детства полюбил театр. Мама водила меня на спектакли нашего знаменитого театра в Черновцах. Потом я работал монтировщиком в театре и уже был внутри спектаклей. Открылась магия, так сказать, обратная сторона луны, зазеркалье. Был хороший опыт.
С тех пор я с огромным уважением отношусь к рабочим сцены. В 1988 году, когда я приехал в Москву, работал в «Метрострое». Только там давали жилье иногородним. Я был лимитой и прошел через это испытание. «Метрострой» в моей жизни был исключительно ради угла в Москве.
Наш московский метрополитен люблю. После спектакля всегда заказываю такси, а на работу, на переговоры езжу на метро. С нашим метрополитеном возможность опоздать — нулевая. И наше метро — самое красивое в мире. С радостью даю автографы, фотографируюсь со зрителями, в том числе и в метро. Значит, работаю не зря.
Про жизнь в центре Москвы
Мой район — тихий, спокойный и красивый. Живу на Садовой-Самотечной, недалеко от сада Эрмитаж. Прогуляться по Новинскому бульвару, Самотечным переулочкам — сплошная радость.
У меня и мыслей не было покупать машину. Зачем? Центр Москвы — просто изумительный, напитанный историей России, и жизнь здесь — наслаждение.
Про любовь к живописи
Мой отец — художник. Сам я не рисую, не умею. Но воображение, фантазию я впитал с генами. Папа передал мне любовь к живописи.
Я частый посетитель художественных музеев и галерей. Был почти во всех галереях мира. Можно сказать, первым делом иду в художественный музей
Старшая дочь в детстве хорошо рисовала, и, может, она к этому занятию вернется. Младшая учится на втором курсе актерского факультета Щукинского театрального училища у Владимира Иванова. Я тоже окончил «щуку» и горжусь этим. Меня брали в ГИТИС, но я выбрал училище.
Про Елену Яковлеву
Елена Яковлева — очень хорошая актриса, надежная, сильная. Я бы назвал ее даже яростной. Надо быть на уровне, чтобы партнерствовать с ней.
Мы с Леной играли и в спектаклях, и в кино. В постановке Владимира Панкова романа Сомерсета Моэма «Театр» играем супружескую пару: она — Джулию, я — Майкла. С ней очень интересно, весело. Всегда получаю удовольствие от работы с Еленой.
Про верность «Современнику»
Я очень любил, люблю и буду любить Галину Борисовну Волчек. Она поверила в меня и пригласила в «Современник». Даже мыслей не возникало уйти оттуда. Для меня это было бы предательством по отношению к Галине Волчек, ведь она взяла меня для того, чтобы я остался навсегда.
Галина Борисовна каждого артиста принимала в труппу именно с таким расчетом. Эту ответственность я чувствую каждый день. Мы продолжаем дело отцов-основателей театра «Современник». Нас к этому готовили с первого дня здесь.
Сейчас руководителем театра стал Владимир Львович Машков, и он делает все, чтобы у «Современника» была высокая планка, как при Олеге Ефремове, при Галине Борисовне.
Я — верный человек, и с этим качеством выхожу на сцену. Уверен, что артист неизбежно выносит с собой к зрителям все, что есть у него внутри. Если совершил предательство, то с ним и выходишь, никуда его не спрячешь. Если сделал подлость, то и подлость тянется за тобой, как шлейф. Чистоту души я строго соблюдаю. Для меня это очень и очень важно.