Люди3 мин.

Россияне рассказали о намерении отказаться от импульсивных покупок

© Фото: Екатерина Якель / «Лента.ру»

Rambler&Co: 42 процента россиян откажутся от импульсивных покупок в 2025.

В соцсетях набирает популярность тренд «No Buy 2025» («Не Покупай 2025»), который призывает людей отказаться от ненужных покупок в течение всего 2025 года, чтобы сократить расходы и вести более осознанный образ жизни. Аналитики медиахолдинга Rambler&Co спросили у интернет-пользователей, как они к этому относятся и есть ли у них такие планы.

Отказ от ненужных покупок в 2025 году оказался самой популярной мерой для контроля бюджета – его выбрали 42 процента опрошенных. 19 процентов респондентов не планируют менять свои потребительские привычки. У остальных другие способы: 16 процентов будут вести четкий ежемесячный финансовый план, 11 процентов откроют накопительные счета. Желание готовить еду дома или меньше тратить на развлечения выразили пять процентов и семь процентов соответственно.

При этом только 13 процентов опрошенных признались, что регулярно совершают импульсивные траты, находя в этом радость. Еще четверть (25 процентов) отметили, что такие покупки редко, но случаются. Чуть больше (28 процентов) стараются держать себя в руках, несмотря на сильное желание. Наиболее решительными оказались 34 процентов респондентов, которые заявили, что давно отказались от подобных расходов.

Невысокую популярность спонтанных трат отражают примерные суммы на них. У большинства (56 процентов) уходит не более 5 000 рублей ежемесячно. Еще 18 процентов укладываются в диапазон от 5 000 до 10 000 рублей, а 5 процентов тратят до 30 000 рублей. В то же время 21 процент участников признались, что не отслеживают такие расходы.

Для 36 процентов россиян главным триггером импульсивных покупок стало удобство онлайн-шопинга и привлекательность распродаж. Еще 32 процента сослались на плохое настроение, которое можно поправить таким подходом. 23 процента указали на отсутствие финансового планирования как такового. 9 процентов заняться вопросами осознанного потребления мешает нехватка времени.

Главным мотиватором (63 процента) для отказа от спонтанных трат стало желание накопить на более значимые цели. 19 процентов считают, что им поможет повышение уровня финансовой грамотности (различные курсы, государственные инициативы). Поддержка семьи или партнера важна для каждого десятого (10 процентов). Инструменты и сервисы для контроля бюджета помогают шесть процентов. Экологические причины и примеры среди друзей оказались менее убедительными, набрав лишь по одному проценту голосов.

Почти треть респондентов (29 процентов) пока не сформулировали четких финансовых целей на 2025 год. Тем не менее, 24 процента планируют создать финансовую подушку, 16 процентов – накопить на крупную покупку или отпуск, 12 процентов – погасить долги, а 13 процентов – увеличить доходы за счет инвестиций. На покупку недвижимости копить намерены только 6 процентов участников.

Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 13 по 17 января 2025 года, охват составил 30 810 интернет-пользователей, среди которых 56 процентов мужчин и 44 процента женщин.