Не геймер, а киберспортсмен
Скоро в Москве, как и по всей России, могут возродиться компьютерные игровые клубы, в которых в конце девяностых с таким упоением теряли время подростки. Во всяком случае, в этом уверены основатели первой в России площадки Gamer Stadium, которая официально откроется в Москве в октябре.
Они рассказали, что игровые клубы полностью переродятся: вместо подвалов с полумёртвыми компьютерами и липкими клавиатурами геймеров ждут просторные помещения в торговых центрах с топовыми игровыми станциями, вместо завесы из сигаретного дыма и пивного амбре — чистый, свободный даже от вейперов, воздух. Да и контингент, похоже, будет несколько другим. МОСЛЕНТА немного узнала о том, кто сейчас скрывается под никами в онлайн-играх и сколько стоит киберспортивный инвентарь.
Дорогая, я геймер
Геймер подрос и стал богаче. Меткий паренёк под ником xXx_KillerMax_xXx теперь не просто знаменитость на районе, а киберспортсмен, а его болтливый товарищ — комментатор международных онлайн-турниров. А бизнесмены отчаянно нуждаются в таком заведении, где можно уединиться с деловыми партнёрами. Ну и вдоволь пострелять друг в друга.
«Среднестатистический геймер — это я. 30 лет, жена, ребёнок, — рассказывает Ярослав Комков, один из основателей Gamer Stadium. — Но у разных игр разный пользователь. Например, игра Dota 2 — у неё молодая аудитория, а League of Legends от наших партнеров Riot Games собирает поклонников постарше. Но в целом геймер повзрослел, стал богаче, у него есть работа, это уже не всегда школьник. Сейчас уже не стыдно быть геймером. Некий coming out геймерский происходит».
А вот представители игровой индустрии утверждают другое: большинство игроков всё же составляют молодые люди — школьники и студенты. Продолжают же играть те, кто либо «заболел» окончательно, либо обладает достаточным количеством свободного времени. Есть и третий вариант — начать играть профессионально.
«Тренд сохраняется, играет молодёжь. Наша аудитория — от 18 до 25, из них 80% — это мужчины», — объясняет Олег Сукалкин, представитель компании Riot Games, в «Лигу Легенд» которой ежемесячно активно играют более 100 миллионов человек по всему миру.
Профессиональные рельсы
Читайте также
Россия стала первой страной в мире, признавшей геймерство киберспортом: 25 июля 2001 года распоряжением тогдашнего главы Госкомспорта Павла Рожкова его внесли в соответствующий реестр, а в марте 2004 года, уже при Вячеславе Фетисове, из-за юридических тонкостей процедуру повторили. Однако в июле 2006 года киберспорт был исключён из Всероссийского реестра видов спорта как не соответствующий формальным критериям: даже официально признанный, он не получил развития в более чем половине регионов РФ, да и не оказалось зарегистрированного в установленном порядке общероссийского физкультурно-спортивного объединения. Но в этом году, 7 июня, был опубликован приказ Минспорта о включении Компьютерного спорта в реестр. Снова.
Киберспорт будет развиваться стремительно, уверены представители игрового бизнеса. Пик интереса к онлайновым турнирам можно ждать уже через год-два. Более того, сейчас команды и клубы e-sport (оно же киберспорт) покупают бизнесмены. Например, Алишер Усманов (а точнее его компания USM Holding) инвестировал в российское киберспортивное сообщество Virtus.pro 100 миллионов долларов.
Так что сейчас может сбыться голубая мечта любого школьника — играть, да ещё и получать за это деньги. Для этого нужно только без устали тренироваться и немного подрасти — хоть формально возрастных ограничений нет, статистика говорит, что в ту же «Лигу Легенд» профессионально начинают играть примерно в 20.
«Профессиональный киберспорт повзрослел. Ребята, которые играют на сцене, с 20-21 года начинают, — продолжает Олег. — У нас есть профессиональная лига, восемь команд. Они официально получают у нас зарплату».
Как рассказывает киберспортивный комментатор Роман Лепёхин, раньше переквалифицироваться в спортсмена было весьма затратно и требовало уйму свободного времени. А сейчас можно даже тапочки не снимать: попасть в ряды профессиональных игроков становится и проще, и дешевле.
«Если играть, как я этим когда-то занимался, то это происходит так: ты катаешься по турнирам, на которых ты выиграть физически ничего не можешь, потому что это квалификация, где выигрывает одна или две команды. Они получают путёвку на турнир, — говорит он. — Это было действительно затратно, потому что тебе нужно приехать в другой город, тебе нужно поучаствовать, тебе нужно где-то пожить, поесть, попить. Но сейчас, с развитием интернета, все эти квалификации перешли в онлайн. И ты, сидя дома, в тапочках, можешь заниматься ровно тем же. Это стало возможно буквально 3-4 года назад».
«Золотой» инвентарь
Как любой спорт, онлайн-гейминг — дело затратное, особенно на начальном этапе, когда ты ещё не можешь рассчитывать на помощь спонсоров. Но играть на любительском уровне в онлайновые игры даже дороже — производители игр специально выпускают новинки на грани возможностей простых компьютеров, чтобы подстегнуть юзеров на обновление «железа». В киберспорте же системные требования часто достаточно низкие.
«Я не киберспортсмен, и у меня дома обычный ноутбук, мне этого хватает, — отмечает представитель Riot Games Олег. — К слову, чтобы играть в League of Legends, не нужно иметь топовое оборудование, она идёт на любом компьютере. Чтобы было достаточно красиво, я бы посоветовал брать ноутбук с нормальным экраном, сойдёт любой средний тысяч за 30-40. Ещё мышку можно за тысячу рублей, вот и всё. Но вообще, киберспорт — не дешёвое развлечение. Системный блок в районе 100 тысяч обойдётся. Профессиональным игрокам важно иметь хорошие мониторы, с высокой скоростью обновления, иначе они могут слишком поздно заметить изменения в игре».
«Компьютер, который потянет всё, сейчас стоит 100 тысяч, — уточняет Ярослав Комков. — Это коробка, без мыши, без клавиатуры. Нормальный топовый комп со всеми аксессуарами обойдётся уже примерно в 130 тысяч. Этого хватит на два-три года».
Для тех же, кто по «железу» в прямом смысле сходит с ума, предела совершенству просто нет. За «лакшери»-устройства игрового мира придется выложить стоимость вполне настоящего, хоть и старенького, автомобиля. Например, в вип-залах московской геймерской арены будут стоять компьютеры стоимостью около 170-180 тысяч рублей.
«Есть реально дорогие аксессуары. Например, игровая клавиатура, которая будет у нас стоять в вип-комнатах, стоит 18 тысяч рублей. Классная штука, фактически фетиш. Это как история про Android и IPhone, это Ferrari в мире клавиатур. Мыши такие стоят в районе 10 тысяч, наушники — 18-20 тысяч. Прибавим к этому хороший системный блок — тысяч 90-100, опять-же, и нормальный ультра-широкий монитор — чуть больше 20 тысяч», - считает он.
Вышли из сумрака
Говоря о будущем игровых клубов, Ярослав вспоминает их прошлое. Тогда, в начале двухтысячных, они чаще всего работали в подвалах и напоминали притоны. Геймеры там дневали и ночевали, ели, пили пиво, курили — и всё это не отходя от компов. Каждый третий ночной поход грозил закончиться мордобоем из-за чьего-то косого взгляда в чужой монитор.
Скоростной интернет практически уничтожил такие места. «Их стало гораздо меньше. Это видно и по Москве, и по регионам. Позакрывалась масса клубов. В конце 90-х начале 2000-х они были популярны. Тогда не было скоростного интернета, и все приходили в клубы, чтобы поиграть, там была тусовка. Потом в Россию пришёл быстрый интернет, и клубы начали закрываться. Вся эта культура начала умирать примерно в 2005 году, а в Москве даже чуть раньше», - рассказывает Олег Сукалкин.
Ярослав Комков в свою очередь отмечает, что те самые прокуренные игровые клубы в Москве существуют до сих пор, они часто находятся на полулегальном положении, и, по сути, доживают свой век. В Gamer Stadium готовы предоставить их постояльцам условия для своего рода реабилитации, или, как говорят его основатели, демаргинализации.
«В мае мы объездили всё, что есть в Москве. В итоге мы удивились: многие из них находятся в квартирах. На Маяковке есть клуб, который реально находится в квартире на втором этаже. Он всем мешает — шумно. Таких клубов мы нашли около десяти. Обычно аудитория — человек сто прибивается и всё, она не меняется. Это конец для любого клуба, они так долго существовать не могут», — говорит Ярослав.
Станут ли геймерские арены в торговых центрах такими же популярными, как в своё время игровые клубы, или этот формат ярко вспыхнет и быстро сгорит, покажет время. Исчезнут ли клубы старого формата или окончательно уйдут в подполье — тоже. По крайней мере, мужской половине москвичей какое-то время будет чем заняться во время шоппинга их подруг и жён (если те, конечно, позволят). А у обитателей подполья есть реальный шанс стать альтернативой новому формату, сыграв на противоречии.