Москва поедет медленнее
Два года назад ГИБДД перестала штрафовать автомобилистов за превышение скорости на 20 км/ч. Фактически в городе узаконили движение со скоростью 80 километров в час вместо 60, а на трассах — 110 вместо 90. Сейчас в Госдуме прорабатывают снижение допустимого превышения скорости до 10 километров в час. МОСЛЕНТА разобралась, с чем связаны последние изменения, и что от них ждать автомобилистам и пешеходам.
В 2013 году при очередной модернизации Правил дорожного движения не только повысили порог превышения скорости, за которое не штрафуют, но и увеличили размер штрафов: минимальный подняли со ста до пятисот рублей. Планировалось, что уменьшение количества протоколов за небольшое превышение скорости должно было компенсироваться сборами за более существенные нарушения.
С самого начала взгляды на нововведение разделились. Автомобилисты были рады, что ездить можно быстрее, а попасть под штраф стало сложнее. Но резонны и возражения. Фактически в городе узаконили движение со скоростью 80 км/ч, а при столкновении с пешеходом разница в 20 км/ч может стать критической.
Большинство нарушений скоростного режима как раз укладываются в зазор 20 километров в час, и, естественно, бюджет много потерял за эти два года. К статистике ДТП поправка отношения не имеет
Согласно статистике ГИБДД Москвы, количество пешеходов, погибших в ДТП год от года меняется, но резких скачков за последние три года не отмечено. Измерения проводились с июня по май. Так, в 2012 году погибло 1727 человек, в 2013 году, когда увеличили минимально допустимую скорость, на столичных дорогах погибло почти на 9 процентов меньше пешеходов, 1572 человека. Через год цифры опять выросли, в 2014 году этот показатель составил 1716 человек, а в мае 2015 было зарегистрировано 1483 ДТП с погибшими пешеходами.
«К сожалению, сейчас никто не может предоставить статистику, сколько ДТП с пострадавшими происходит из-за превышения скорости, — говорит Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автомобилистов, — Такой статистики и не может быть, потому что никто не меряет скорость в момент совершения ДТП. Единственным аргументом за то, чтобы снизить минимальное превышение скорости, я вижу в увеличении сборов в бюджет. Большинство нарушений скоростного режима как раз укладываются в зазор 20 километров в час, и, естественно, бюджет много потерял за эти два года. К статистике ДТП поправка отношения не имеет».
Новая поправка должна изменить часть 2 статьи 12.9 КоАП. Законодатели предлагают штрафовать на пятьсот рублей за превышение скорости от десяти до сорока километров в час. Авторы поправки в пояснительной записке отмечают, что эта мера необходима для безопасности пешеходов. По данным, приведенным в записке, даже при скорости автомобиля в 45 км/ч погибает 50 процентов пешеходов, остальные получают тяжелые увечья. Согласно статистике МВД, в России ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет порядка 27 тысяч человек.
За последние пять лет ущерб экономике от ДТП составил около 5,5 триллионов рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период. Этот показатель включает расходы на лечение пострадавших, выплаты по нетрудоспособности, экономические потери от того, что люди во время лечения не задействованы в производстве, и еще пару десятков параметров.
«Снижение минимального превышения скорости лоббируют бизнесмены, владельцы камер, фиксирующих нарушения, — говорит Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России. — У них сильно снизились доходы. Допуск в 20 км/ч оптимален, он позволяет спокойно обогнать автомобиль в потоке и не попасть под штраф. Если говорить о безопасности пешеходов, то я за уменьшение скоростного лимита в городе до 50 км/ч, это решит все проблемы».
В административном кодексе должно быть прописано, что правонарушением считается превышение установленной скорости. Все. И не менять это тысячу лет. А все эти допуски прописываются в регламентах, которые составляют специалисты по организации дорожного движения. Может допуск в десять километров в час нормально или много, это можно изменять сколько угодно. Но двадцать — это уж точно перебор
На данный момент в Москве работают 846 комплексов фото- и видеофиксации нарушений, и в будущем это количество собираются увеличить до 1200, правда сроки пока не называются. Как сообщает ГИБДД Москвы, в первой половине 2015 в столице существенно снизилось количество ДТП, в том числе на 20 процентов уменьшилось количество погибших пешеходов. В местах, где установлено оборудование автоматической фиксации нарушений, количество ДТП снизилось на 12,3 процента, а количество пострадавших в них людей — на 12,8 процента. Но, несмотря на положительную динамику, цифры все равно остаются недопустимо высокими. Только за шесть месяцев 2015 года погибли шесть пешеходов-детей, 206 ранены.
«Двадцатикилометровое превышение скорости без штрафа — это нонсенс, такого нет нигде в мире, — говорит Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. — Получается, что на узкой городской улочке теперь можно ездить 80 км/ч. Это безусловно надо отменять. Вопрос в том, что этим не должны заниматься законодатели. В административном кодексе должно быть прописано, что правонарушением считается превышение установленной скорости. Все. И не менять это тысячу лет. А все эти допуски прописываются в регламентах, которые составляют специалисты по организации дорожного движения. Может допуск в десять километров в час нормально или много, это можно изменять сколько угодно. Но двадцать — это уж точно перебор».
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в России самая высокая в Европе смертность от ДТП. На сто тысяч человек приходится 25,2 смерти, это в два раза больше, чем в среднем по Евросоюзу. Это не смотря на то, что в России намного меньше автомобилей. На тысячу жителей у нас приходится всего около 317 автомобилей, а в странах ЕС этот показатель колеблется в диапазоне 500-600 на тысячу человек в зависимости от страны.