«Я хорошо помню тот день»
Я хочу, чтобы в конечном итоге жилье как сервис, дом как experience, стал бесплатным. Чтобы люди могли жить в доме, которым не владеют, причем - где угодно, где удобно.
Новый взгляд на жилье
Я буду говорить о том, как можно заново посмотреть на жилье. Его роль меняется в глобальном контексте, в том числе здесь, в России, принимая во внимание историю жилья и городского планирования в стране.
Главная гипотеза, которую я бы хотел выделить с самого начала, следующая: дом в какой-то момент перестанет быть определенным местом или пространством. Вместо этого он будет таким experience (опыт, англ.), который перемещается вместе с вами. (…)
Во-первых, дом становится продуктом — это уже происходит сейчас. Затем, в течение ближайших двух лет, в него будут интегрироваться искусственный интеллект и технология. То есть, дом будет становиться таким интегрированным продуктом. Затем, через пять лет, придет новый этап, когда жилье станет позиционироваться как сервис. Я еще поговорю сегодня о том, куда же мы двинемся на том этапе.
Год в мусорке
В 2013 году зажглась искорка, вспыхнула такая лампочка, которая позволила мне думать обо всем этом. Я жил тогда в типичном американском доме: большой такой дом в Техасе — 232 квадратных метра. И с тех пор, как узнал об исследовании университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (UCLA), оно не давало мне покоя. Они прикрепили мониторы к каждому члену семьи из четырех человек, измерили все их перемещения по дому и выяснили таким образом, кто сколько времени проводит на кухне, за компьютером, у телевизора, как часто пользуются туалетом. Ребенок в этой семье должен был много заниматься за пианино и ходил вокруг него туда-сюда без особой охоты. Семья не пользовалась особенно ни верандой, ни столовой, то есть сорок процентов пространства девяносто процентов времени не использовалось.
Год я думал об этом исследовании, оно постоянно вертелось у меня в голове. И решил, что могу в рамках эксперимента уменьшить масштаб, попробовать оставить лишь базовые составляющие дома. В 2014 году я пришел к этой идее и на год переехал в новый микродом - мусорный контейнер, прежде использовавшийся. Я попытался как-то сформировать выход из этой штуки, подстелил немного картона, который нашел в соседнем контейнере. Я продолжал этот эксперимент, чтобы протестировать абсолютный лимит того, как жить в ограниченном маленьком пространстве, ограничив себя до минимальной крайности.
Когда вы живете в мусорке, то происходят определенные вещи, связанные с необходимостью ремонта: протекание крыши, например. Затем появляются какие-то дополнительные проблемы, которые обычно вы ощущаете дома: в августе в Техасе моя мусорка нагрелась на солнце до пятидесяти градусов по Цельсию. Это было за день до того, как я прикрепил к ней кондиционер, хорошо помню тот день.
В итоге я полностью оснастил свой новый дом: у меня была сдвигающаяся крыша для романтичных ночей, когда хочется посмотреть на звезды; интернет и кондиционер для горячих техасских деньков. В итоге все это выглядело довольно мило. Все это время я размышлял, как бы работала идея дома, жилья, если бы мы занялись ей заново? Что, вообще, значит это пространство и как мы его разрабатываем, как мы мыслим о доме? (…)
Пользоваться, но не владеть
Сегодня есть несколько трендов, связанных с жильем, один из них - движение в сторону уменьшения пространства жилплощади, дизайна, но часто эти пространства не доработаны. Еще один тренд, который влияет на то, как мы думаем о жилье, – это рост поколения миллениалов и их привычек. В США сейчас это самая крупная часть населения — крупнее даже, чем беби-бумеры и поколение Х.
Если посмотреть на вещи, которые, по их мнению, нужны миллениалам, то показательный пример – это их отношение к автомобилю. Машина была символом свободы на протяжении многих лет. Теперь она становится символом того, что вы к чему-то привязаны. Сорок процентов миллениалов в среднем не планируют покупать машину в ближайшем будущем. Двадцать пять процентов думают, что это важно, но не такая большая и важная штука. В целом только пятнадцать процентов считает, что машина по-прежнему крайне важная вещь в жизни. Если посмотреть на молодых восемнадцатилетних ребят в США, то по сравнению с тем, что было в восьмидесятые годы, они на двадцать процентов меньше просто подают заявок на получение водительских прав.
Есть также другой тренд: миллениалы хотят иметь доступ, но не владеть чем-то. Миллениалы хотят иметь доступ к самым разным товарам и услугам, которые когда-то были предметом собственности. Теперь гораздо важнее иметь какой-то experience касательно этих предметов, а не просто владеть ими. (…)
Дом как продукт
В наши дни можно наблюдать взрыв количества стартапов в области «умного» дома. Это очень быстрорастущая отрасль, в домах теперь присоединяют какие угодно устройства и сервисы: от умных духовок за полторы тысячи долларов до систем, обеспечивающих вашу безопасность. Все эти устройства отчаянно пытаются как-то проникнуть в ваш дом, но никто не производит дом как одно интегрированное устройство. (…)
Давайте поговорим о первой стадии: как жилище может выйти за границы непосредственно физического дома? Первый шаг должен быть следующий: нужно перестать говорить о доме, как о конкретной конструкции со стенами и крышей, нужно рассматривать его, как продукт. Фундаментальная разница в том, что сейчас дом — это такой дизайн-проект: один раз построили, и как-то изменить, проапгрейдить его практически невозможно. Да, можно перекрасить, купить новый ковер, черепицу на крыше поменять, но базовая структура остается неизменной. А продукты проходят разные итерации: создали продукт, улучшили, выходит следующая версия, и так – раз за разом. Дома строят поодиночке как индивидуальные единицы, а продукты производят в массовых количествах.
Если подумать, то это самый большой рынок на планете — триллионы и триллионы долларов. При этом нет ни одного глобального бренда, нет, условно говоря, такого Nike, который делает дома. Интересно об этом подумать, если посмотреть на жилье, как на продукт: есть много игроков на этом рынке, но какого-то сильного и всем известного бренда здесь нет.
«Умный» дом – это некое удобство, услуга, которая к дому прилагается, а продукт — это experience, это такая интегрированная история, где «железо» интегрировано с «софтом», с программным обеспечением, что и обеспечивает при пользовании его целостное восприятие.
Дом на основании определенного experience
История моего проекта Kasita - это пример того, как дом был построен на основании определенного experience. Расскажу о своей мечте: я мечтаю однажды построить такую Uber-мусорку, супер абсолютную мусорку, которая правила бы всеми мусорками. Я бы хотел, чтоб она была двухэтажная, с красивым балконом, даже с маленьким садиком, с душем и с поливалкой — все, что человек мечтал бы иметь в жизни. Честно пытался ее сделать, но не смог: в процессе проектирования все упирается в размер пространства.
Тогда я подумал: «Окей. Сделаю шаг назад и попробую сделать дом как продукт». Встретился с индустриальным дизайнером, и как только выяснил, сколько стоят услуги таких специалистов, сразу подумал: «Так, надо сэкономить немножко денег» и решил стать индустриальным дизайнером сам.
Месяцы опыта, месяцы часов в coffee house, и я сделал блестящий чертеж для Kasita. Выдал свой максимум в области промышленного дизайна! Который потом, правда, был существенно дополнен, когда я познакомился с парнем из бюро Frog, более опытным в разработке промышленного дизайна новых продуктов. Он сказал: «Нет, дома я никогда не делал. Велосипеды делал, машины, шоколадки… Зато я долго жил под лестничной клеткой». На это я ответил: «Идеально, ты нанят». И он доработал Kasita, подходя к нему, как к целостному продукту.
Не собираюсь продавать вам здесь Kasita, просто коротко расскажу о проекте, как о некоем кейсе по созданию интегрированного продукта, который должен производиться массово. Я бы хотел, чтобы мы могли производить по одной Kasita в минуту. Человек, который работает в нашем отделе стандартов качества, раньше трудился на производстве, где выпускали один «Кадиллак» в минуту. Думаю, Kasita проще, чем автомобиль, так что в принципе мои планы вполне осуществимы.
В целом, когда мы проектировали Kasita, то рассматривали его, как одно целостное устройство, в котором ДНК «умного дома» встроено и растворено повсюду: в стенах, в полу, во всем текстиле. И мы стремились к тому, чтобы прямо «из коробки» все было готово к использованию: достаете, включаете, и он работает.
Это примерно 33 квадратных метра, но внутри кажется, что пространства больше. Много естественного света, высокие потолки, чистые поверхности, полноценная кухня, раковина, ванная. Выдвижная кровать, чтобы сэкономить пространство. Ящики в ступеньках, чтобы освободить дополнительное пространство.
Может быть, кому-то не нравится такая айфоноподобная штука, внешний вид можно подстраивать индивидуально.
Мы отталкивались от гипотезы, в соответствии с которой можно сделать стандартный, унифицированный архитектурный объект и выстроить вокруг него интересный experience. Чтобы люди могли там получать от жизни всю полноту ощущений, оставаясь при этом в пространстве, которое снаружи выглядит достаточно стандартно и не сильно кастамизировано.
Помещать, ставить Kasita можно на маленьких незастроенных участках городской земли, на крышах. Очень важно, что их, как конструктор, можно складывать вместе, ставить друг на друга. Это хорошо работает в Техасе, где особо нет природных катастроф, если не брать в счет жару, плохого президента и кактусы. Если говорить о Калифорнии, где есть большие сейсмические риски; Майами, где временами случаются ураганы; или о северных частях Нью-Йорка с их мощными снегопадами, то там, может быть, такие составные конструкции стоит кастомизировать. (...)
Вопрос земли
Дом может быть дешевым, но как работать с землей? В каждом городе хватает участков, которые никому не нужны: они слишком маленькие и слишком необычной формы, чтобы традиционный застройщик мог с ними работать. Это недооцененный актив. Так как мы строим маленькие плотные структуры, то мы можем работать с этими пространствами. При этом они могут быть в собственности у частных или правительственных структур. (...)
Причем речь не только о пространстве, но и о времени. Есть застройщики в городах, которые владеют какой-то землей, например, парковкой посреди Нью-Йорка. Застройщики сидят на этой земле и не трогают ее, пока они не будут готовы что-то строить. А мы можем как построить конструкцию из Kasita, так и быстро ее демонтировать, перевезти. Мы не пытаемся сделать такое Uber-движение, бороться с официальной жилищной программой правительства. Мы только хотим встроиться в существующие пространства. (…)
Одно приложение для всего дома
Для нашего дома мы сделали одно приложение, вместо того, чтобы делать их пятнадцать, отвечающих за разные функции. Управлять им можно через смартфон, и оно позволяет контролировать весь дом: и свет, и отопление, и все остальное. Вы можете включить специальную комплексную настройку, например, если у вас свидание с прекрасной незнакомкой, или можете включить режим просмотра кино, или режим, при котором ваш дом выглядит, словно вы из него уехали.
Пройдет пара лет и мы будем выпускать дома со встроенным искусственным интеллектом. Если посмотреть на текущее состояние технологий, то есть несколько типов сенсоров и устройств, которые отвечают за такие вещи, как безопасность, голосовые команды в рамках дома. Надеюсь, скоро их удастся слить и интергировать в одно целое. Следующее, что нам нужно сделать — это переместиться в рамки такого интегрированного продукта, который все это может объединить. (...)
Например, если говорить о сне, то буквально до последнего времени самым эффективным изделием и одновременно технологией, обеспечивающей крепкий сон, был матрас. Сейчас появилось много устройств, которые измеряют ваш ритм сердца, сколько вы во сне переворачиваетесь, но все они не общаются друг с другом. Если объединить их в одну интегрированную систему, можно делать разные интересные вещи. Например, если вы встаете поздно, в два часа дня, и хотите чувствовать себя, словно просыпаетесь на рассвете, мы можем сделать в Kasita такое специальное стекло, которое позволяет регулировать его светопроницаемость, и позволяет формировать внутри дома режим натурального освещения: от полной темноты до эффекта утреннего рассвета. (...)
Система должна понимать, как вы спите, и, например, менять температуру внутри вашей спальни, менять освещение внутри, чтобы сон у вас был лучше. Мы проводим треть жизни во сне, но никто никогда не работал интегрированным образом над тем, чтобы выстроить сон.
Дом как сервис
Посмотрим на жилье как сервис. Посмотрим на третью стадию. Мы говорили о доме как о продукте. Мы говорим об интеграции искусственного интеллекта. Думаю, развить эту тему в ближайшие пять лет поможет то, что дом станет свободным от концепции географии и пространства. Приведу пару примеров.
Как мне кажется, мы скоро сможем перейти к модели субсидированной ренты. Когда я говорю о доступности, то не думаю, что мы сможем обеспечить доступное жилье просто делая его дешевле. Мы должны найти другие инновации. И вот один из способов. Задумайтесь: вы проводите треть жизни во сне. И дом — это место, где вы в основном спите. Потом вы уходите на работу, возвращаетесь, и, может быть, смотрите кино несколько часов, ужинаете. А может, вы не любите есть дома, и просто ложитесь спать. Есть какой-то объем времени, которое вы проводите дома, и это очень ценный ресурс.
У вас дома есть кухня, водопровод, Wi-Fi, но когда вас там нет, дом пуст. И таких пустых пространств полно по всему городу. (...)
Сейчас мы ничего не делаем с этим пустым временем/пространством. Если вы уезжаете на неделю или две недели, вы можете сдать свое жилье через Airbnb, но в ежедневной практике вы со своим пустым домом, в общем-то, ничего не можете сделать.
Теперь посмотрим на перспективы использования Kasita. Выходите из него утром, садитесь в метро, берете телефон, включаете режим «вне дома», и получаете оповещение, что, например, в город приехал адвокат из Питера, у него пятизвездочный рейтинг, и он хочет использовать вашу Kasita, чтобы там провести встречу с клиентом. Вы даете подтверждение. Человек или его компания платит вам за это сто баксов.
И вот, этот человек приходит в ваше жилье. Соответственно, ваши ящики и ванная просто запираются, закрываются, и человек использует ваше пространство в течение часа. А по истечении оплаченного времени, допустим, раздается специальный сигнал, после которого он должен покинуть ваше жилище.
Пространство приобретает новое качество – его теперь могут использовать много пользователей много раз. Вы можете сказать: «Я не знаю никого из Питера и не хочу никого пускать в свою квартиру». А если бы это помогло вам заплатить за вашу квартиру? Подумайте. Много людей согласились бы на участие в подобном сервисе, если бы они могли просто таким образом оплачивать свою аренду. Это такой гипериспользуемый вид Airbnb.
Если мы смотрим на аренду, на самом деле здесь можно посмотреть на жилье как сервис по запросу. Посмотрите на типичного человека, как он перемещается, как он переезжает из одного места в другое. Вот перед вами человек, который, например, в Нью-Йорке проходит стажировку в течение трех месяцев. Затем в Остине заканчивает высшее образование, потом устраивается работать в Лос-Анджелес, где-то год работает. Потом он возвращается в Сиэтл на три месяца или на три недели, расстается со своей девушкой, возвращается обратно в Лос-Анджелес. Это такой стиль жизни по запросу, когда человеку нужно жилье в разных местах. Сейчас такого рода образ жизни не устроен. И ребята по всему миру начинают думать о том, как это устроить.
В такой ситуации полностью интегрированный дом как сервис, очень помог бы. У нас есть такая идея Kasita – Kasitile. Tile – это по-английски «плитка». Вы начинаете с Kasita или любого другого подобного дома и, например, решаете: «Я хочу, чтобы у меня на одной плитке были часы, три плитки были отведены под книжные полки, еще в одной должен разместиться аквариум, а рядом - крепление для велосипеда.
Пожив в таком обустроенном под вас Kasita, вы решаете: «Хочу переехать из Нью-Йорка в город Остин, штат Техас». Система вам говорит: «Замечательно. Есть Kasita, доступная в Остине, стоит триста долларов в месяц».
Соответственно, вы перемещаетесь, перелетаете. Мы полностью делаем скан 360 градусов вашей комнаты, берем все ваши плитки, берем все из ваших ящиков, ваши растения, кошку — все это пакуем в коробки, и перевозим в Остин. А на следующее утро туда летите вы. Мы ваш дом не перемещали, но вы заходите в свой дом, достаете телефон с приложением, и видите: все как всегда— в точности так же, как было в Нью-Йорке. Так можно работать где угодно, по всему миру. Вы получаете полную свободу experience, полную свободу в отношении пространства и места. Вы по-прежнему владеете домашней утварью, всеми вашими любимыми предметами, которые просто перемещается за вами.
Жилье как experience
Думаю, есть еще одна стадия, которая будет следовать за тем, о чем я рассказываю сейчас — это жилье как experience. В какой-то момент такие программы будут субсидироваться, но не правительством. Я не из тех, кто верит, что государственные субсидии — это то, что нам всегда будет нужно, чтобы получить доступное жилье. Я говорил о некоторых способах, которые мы можем использовать, чтобы субсидировать это движение вперед. Я не хочу сказать, что это случится именно с Kasita. У меня вчера спросил журналист здесь в Москве: «Вы хотите, чтобы Kasita были по всей Москве?» Нет, не хочу. Я просто ищу способ протестировать эти идеи и системы таким образом, чтобы другие могли их использовать, и все это могло распространяться по миру в более общем виде.
Основная идея за всем этим стоит такая: я хочу, чтобы в конечном итоге жилье как сервис, дом как experience, стал бесплатным. Чтобы люди могли жить в доме, которым не владеют, причем - где угодно, где удобно. Чтобы можно было переезжать, оплачивая при этом только перевозку своих вещей. Это большое видение пока не особенно-то работает. Это рискованный проект, такая немного утопическая идея.
Вопросы из зала
Из зала: А ваш Kasita не слишком тесный? Существуют же исследования о том, что ограниченное пространство психологически давит на человека.
Джефф Уилсон (Д.У.): Нужно зайти внутрь, чтобы понять, как там просторно. Когда мы проектировали это пространство, то придавали значение тому, как используется и воспринимается каждый кубический сантиметр места. (...)
У нас было тридцать разных людей, которые жили в Kasita, чтобы протестировать его, и давали нам детальный отчет о том, как себя там чувствовали, насколько комфортно им там вообще жилось. На основании этой обратной связи мы доработали конструкцию.
Размер Kasita продиктован максимальным объемом, который можно перевозить на грузовике. (...)
Наша абсолютная цель — не просто уменьшить издержки. По этой причине места становится все меньше, меньше и меньше, чтобы уменьшить стоимость. Этого хочет и правительство, но у нас другая цель. Мы хотим, чтобы experience пользователя был максимально хорошим и комфортным. Это цель, к которой мы стремимся.
Надеюсь, я не буду через пять лет рассказывать о психологическом исследовании на основании Kasita: о том, как все у нас там неправильно. Надеюсь, этого не случится, и мы все делаем так осмысленно, что с живыми людьми внутри Kasita будет работать хорошо по всему миру.
Из зала: Какой фундамент нужен для такого здания? Нельзя же просто где угодно поставить его на землю.
Джефф Уилсон: К несчастью, мы не можем разрабатывать фундамент. Пока мы еще не сделали такой фундамент, который бы работал в любой климатической зоне. Сама эта единица пока может работать где угодно. В некоторых типах почв, в некоторых сейсмических зонах это может быть что-то очень простое — просто бетонный блок, а в других местах становится немножко посложнее. Я должен сказать, что в целом достаточно цементного блока. Далее на кране спускается туда Kasita. Не нужно звать волшебника Изумрудного города, чтобы все это работало, и ваш дом не унесет, как в этой сказке.
Из зала: Что вы думаете о подобных жилых конструкциях из контейнеров?
Джефф Уилсон: Хороший вопрос. Есть много людей, которые делают комплекс из контейнеров один раз. При этом мы не встречаем людей, кто занимается девелопментом на основании контейнеров постоянно и много. Почему это конечная история?
Я без проблем могу жить в контейнере, но есть люди, которые их не любят. Контейнеры хорошо подходят, чтобы перемещать предметы, но оказалось, что для жилья они не особо пригодны, и для этого есть миллиарды причин. Например, иногда сталь не соответствует жилым стандартам. На самом деле здесь есть большие проблемы, которые относятся к психологии. Речь идет о высоте потолка и объеме света, и в целом о структурной составляющей.
Потолки должны быть повыше, а когда вы вырезаете окна, вся конструкция становится более хрупкой. В целом сам по себе experience не очень приятный и ребята, которые живут в контейнерах, рассказывают о том, что издержки высоки: нужно потратить приличные деньги и усилия на то, чтобы все это адаптировать к жизни.
А Kasita мы разрабатывали с нуля. Я потратил что-то около миллиона долларов на инженерные работы по Kasita, чтобы это действительно было максимально удобное пространство.
Из зала: Сколько уходит времени на изготовление одного Kasita?
Д. У.: Сейчас на это уходит порядка двух недель, потому что мы только начинаем индустриальный процесс производства.
Мы пока — лишь техстартап. Мы пройдем несколько раундов инвестиций, финансирования, и потом поймем, как делать Kasita прямо на конвейере, как самолеты и кадиллаки. (...)
Эти миллениалы — очень разные люди. Но они не хотят владеть такой «железякой» и с ней под мышкой везде ездить. Мы посмотрели несколько кейсов и обнаружили, что поднимать и устанавливать Kasita неудобно. Но, надеюсь, однажды мы наладим этот процесс, и вы сможете мобильно перемещать Kasita.
Из зала: Когда, по-вашему, Kasita станет общедоступной?
Д. У.: Мы хотим решить проблему финансового кризиса вокруг жилья. И наша Kasita на данном этапе - это как такая Tesla на ранней стадии, модель «S». Это очень дорогая Tesla. Сейчас розничная цена этой штуки - 139 тысяч долларов, что дорого для маленького дома. И, кроме того, вы должны владеть землей, чтобы куда-то его поместить. Для людей, которые нуждаются в доступном решении, это - не вариант. Мы собираемся снизить цену для оптовых покупателей до 99 тысяч долларов, но это не сильно поможет лично вам. (...)
Если мы сделаем дом, который стоит один доллар, найти для него землю в нужном месте будет по-прежнему очень сложно. Единственный способ достичь настоящей доступности — это инновация и какое-то радикальное изменение, революция. То есть, нужен какой-то новый сервис, какой-то инновационный способ предоставления жилья.
Из зала: Существуют ли автономные, самоходные модели Kasita, которые могут работать без подключения к городским коммуникациям?
Д. У.: У нас нет версии Kasita, которая функционировала бы без подключения, но мы работаем над этим. Я думаю, что через пару циклов выпуска нового поколения нашего продукта мы уже получим изделие, которое будет использовать ноль процентов внешней энергии: только солнечные батареи, Telsa Powerwall. Может быть, удастся включить в конструкцию какой-то способ фильтрации воды.(...)
Старые семьи в Нью-Йорке, у которых много денег, не покупают акции и ценные бумаги, они покупают недвижимость. Эта система финансирования строительства и проектирования жилья, ее социальные аспекты, и все прочие составляющие очень сложно изменить. Вместо этого мы решили построить целиком новую жилую коробку и попытаться интегрировать ее в существующую инфраструктуру.
Мы не стараемся сейчас, кстати говоря, конкурировать с традиционными застройщиками или как-то противостоять жилищной политике правительства. Наша цель - создать новый рынок, которого пока нет. Есть стартапы: в России, в США, которые смотрят на то, как можно креативно создавать современные здания с маленькими по площади жилыми пространства, как минимизировать пространство, занятое мебелью. Был эксперимент в России, о котором я слышал, при котором в существующие пространства в больших домах встраивали гораздо больше квартир, чем это было в изначальном проекте. Немало и исторических примеров таких экспериментов. В этой области есть, что погуглить, на что посмотреть.
Из зала: Где Kasita будут пользоваться наибольшим спросом, как вы думаете? В каких странах и климатических зонах? Думаете ли вы кастомизировать их под разные регионы?
Д. У.: В Западной Европе у нас положительный отклик. Не могу говорить о предзаказах, но трафик оттуда большой, особенно из Голландии, Швеции, немножко из Англии. Европейцы, в принципе, гораздо лучше воспринимают саму идею компактного жилища, чем американцы. Они экономно тратят пространство, энергию, не строят дома с огромной гостиной, куда вы никогда не ходите. Я думаю, философски и психологически западноевропейская культура лучше готова к Kasita. (...)
Миссия нашей компании - разрешить жилищный кризис. Изначально мы хотим посмотреть на города, где он уже проявлен наиболее остро. Наша стратегия в том, чтобы начать с больших городов и посмотреть на то, как мы можем решить эту проблему там. Мы ищем партнеров по всему миру. (…) В целом я хочу распространить философию габаритного жилья повсюду. И да, готов предположить, что вскоре будут производиться свои версии Kasita для разных рынков и географических зон.