Опубликовано 11 августа 2016, 17:00

У Айвазовского длиннее очередь, чем у Серова

МОСЛЕНТА узнала, как дела у любителей искусства, рвущихся на новую выставку в Третьяковке
Устами младенца, как говорится. Есть у Третьяковской галереи на Крымском Валу традиция — очереди собирать. Зимой вот все стояли на Серова. На этот раз москвичи и жители столицы, побросав все дела и забыв про работу, стоят в очереди по три часа, чтобы увидеть бушующие волны и нежную морскую гладь кисти Айвазовского.
У Айвазовского длиннее очередь, чем у Серова
Кристине Папян / МОСЛЕНТА

— Мама! Смотри, какая очередь! Больша-а-ая!

Устами младенца, как говорится. Есть у Третьяковской галереи на Крымском Валу традиция — очереди собирать. Зимой вот все стояли на Серова. На этот раз москвичи и жители столицы, побросав все дела и забыв про работу, стоят в очереди по три часа, чтобы увидеть бушующие волны и нежную морскую гладь кисти Айвазовского.

Экспозиция «Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» открылась ещё в конце июля. Как рассказала журналистам директор Третьяковки Зельфира Трегулова, за 11 дней великим русским маринистом восхитились почти 55 тысяч человек. То есть в среднем в день приходит по 5 тысяч любителей искусства. А вот нашумевший Серов «принимал» всего по 4,5 тысячи в день. Впечатляет.

Арсенал любителя искусства

Те, кто знал про выставку, позаботились заранее и купили билеты онлайн. А вот менее находчивые граждане изнывают от жары под палящим солнцем. Первые, гордо шествуя мимо, смотрят на вторых с явным высокомерием. Мол, эх вы, растяпы!

Впрочем, стоящих это не особо волнует. Стоять они готовы долго. Они вооружились. В арсенале бывалых искусствоведов нашлись зонтики, запас воды и деньги на всякий случай. Ну и обувь, конечно, только самая удобная. Никаких шпилек и лабутенов! Зато тапок разной степени потрёпанности – целая выставка наберётся. Балетки, сандалии, кроссовки и хипстерские кеды – примерно такой состав будет топтать паркеты в Третьяковке сегодня.

Публика в очереди, как и обувь, простая и разношёрстная: студенты, влюблённые парочки, нарядные дамы преклонных лет (по ним сразу видно, что культурные события в столице они не пропускают) и случайные прохожие.

  • Ой, а что тут?
  • Выставка картин Айвазовского…
  • А чего народу так много?
  • Ну… известный художник же.

Впрочем, про известного художника знают не все. Ребята лет 15-ти что-то смутно помнят — «что-то там про девятый вал было», но в очереди всё равно стоят. Как выяснилось потом — за компанию с другом.

А вот заезжая американка вообще была уверена, что Айвазовский – известный фотограф. «Ху из Айвазовский? Из хи а феймас фотографер?» — пыталась она выяснить у стоящих рядом с ней. Народ, скажем так, безмолвствовал.

Не Айвазовским единым

Но говорить вечно о высоком не может даже самый прожжёный человек искусства. Духовная пища — это, конечно, прекрасно, но есть и более насущные проблемы, бытовые.

  • Нет, вот у меня с братом так же было. Заболел внезапно и всё, за два месяца сгорел. Ничего сделать не смогли…
  • Ох!
  • Ага…

Перебивает их настойчивый, даже хамски громкий телефонный звонок.

  • Ой, ну не знаю, чем его кормить! Ну попробуй ему кашу предложить! Ну что ты, ей Богу! Сань, ну дай мне отдохнуть хоть пару часов, а? И так стою тут уже чёрт знает сколько! Неужели не можешь справится с ребёнком сам?! – возмущается молодая мама, разговаривая с кем-то по телефону.

Но она, похоже, лукавит и явно готова постоять ещё пару часиков. Ведь дома её ждёт испытание похуже палящего зноя.

Маленькая жизнь большой очереди

Вместо того, чтобы стоять и жаловаться, опытные любители искусства не теряют времени даром. Мужчина лет 70-ти завязал знакомство с незнакомкой лет 60-ти. Для начала они обсудили холодную зиму и Серова, любимые картины Айвазовского, а уже потом представились. В Третьяковку заходили, как старые знакомые.

Веселее всего ожидание даётся детям. Предварительно оставив мам в очереди, две девчонки упорхнули в тенистые закоулки «Музеона» отдохнуть на лежаках под завистливые взгляды топчущихся на солнце. Девочка лет 10-ти и вовсе плюнула на выставку и отправилась перепрыгивать через шланг на газоне.

  • Маша! Ну ты чего! Сейчас испачкаешься вся! Немедленно вернись! - пыталась воспитывать её мама, но безуспешно.

Молодёжь тоже решила прикоснуться к прекрасному. Стильные парни с бритыми головами и в белоснежных рубашках, кажется, попали сюда случайно.

  • А что, на Серова тоже так было? – взволнованно интересуется один из них у дамы впереди.
  • Ой, ну что вы! Там тоже раз на раз не приходилось – то пусто, то густо. Я сама если честно не ожидала, что сегодня, в будний день, такое будет! – дама явно эксперт и польщена, что неофиты обратились именно к ней.
  • Ой, а не подскажете, а если онлайн билет купить, тоже столько стоять?
  • Да нет, конечно, сразу пройдёте. Только там сейчас ближайшая дата посещения 19 августа!
  • А сегодня какое?

Всё это время за происходящим философски наблюдают работники Третьяковки. Охрана, чтобы не «мучить» электронные разъезжающиеся двери, приставила к ним большую деревянную балку. А то бедная машина совсем растерялась из-за постоянной толпы на входе. Девушки-сотрудницы и вовсе обсуждали в «курилке» личную жизнь. Они-то на Айвазовского точно насмотрелись.

  • Лена! Ну Лена! Ты не понимаешь! Я просто раздавлена! Почему он сразу не мог мне сказать, что не сможет приехать!? Бесит, урод! Вот что мне теперь делать, а?

Лена молчала и смотрела на подругу с непониманием: «Может ты его уже пошлёшь?» «Ой, не могу» - сокрушённо ответила её коллега и затушила очередной бычок. Пора возвращаться в сферы высокого искусства. Ведь безбрежное море желающих к нему прикоснуться вовсе не собирается уменьшаться.