Опубликовано 16 сентября 2015, 16:30

Как лечат алкоголизм в Москве

О благах мужского мира, женщинах и тревожных симптомах
В Москве все больше столичных жителей становятся клиентами наркологических клиник. МОСЛЕНТА поговорила с врачами и бывшими алкоголиками о причинах такой миграции и лечении алкоголизма.
Как лечат алкоголизм в Москве
Александр Матухно / ТАСС

Согласно данным врачей-наркологов, за последние десять лет, в период с 2004 по 2014 год количество пациентов московских наркологических больниц увеличилось на 30 процентов — с 30 тысяч до 39 тысяч человек. Медики уверяют, рост «клиентов» обусловлен доверием москвичей к врачам и развитием городских профилактических программ о трезвом образе жизни.

###Алкоголизм мегаполиса

Считается, что алкоголизм — это повальная болезнь российских деревень. Но возрастает и количество москвичей, злоупотребляющих алкоголем. По словам главного психиатра-нарколога Москвы Евгения Брюна, жителю мегаполиса в стрессовых ситуациях намного проще выпить алкоголь, чем расслабиться посредством фитнеса или чтения книжки: «Большой город задает определенный ритм жизни. И многие находят самое простое решение для разгрузки — выпить, чтобы хотя бы ненадолго отодвинуть проблемы на второй план».

Представительницы слабого пола недовольны гендерным неравенством и стараются присвоить себе все блага «мужского мира»

Нарколог также напоминает, что зависимость от спиртного может быть наследственной или патологической. Играют значение и социальные факторы: личное окружение и вредные привычки.

Также врачи начали отмечать, что увеличилась доля женщин, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. На сегодняшний день 115 тысяч жителей Москвы состоят на диспансерном учете в наркологических клиниках столицы, из них почти 21 процент составляют представительницы слабого пола. «В 2004 году в московских клиниках наблюдалась 21 тысяча женщин, а в 2014 году — уже 24,3 тысячи, — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель директора центра МНПЦ наркологии Олег Бузик. — Рост немалый, чаще всего женщины скрытничают и очень долго скрывают возникшие проблемы с алкогольной и наркотической зависимостью».

Врач связывает такой рост с тем, что в Москве женщины недовольны гендерным неравенством и стараются присвоить себе все блага «мужского мира».

Женщине для того, чтобы напиться, нужна небольшая доза алкоголя

Женщине для того, чтобы напиться, нужна небольшая доза алкоголя

© Михаил Почуев / ТАСС

«В результате алкоголизма в женском организме начинаются необратимые процессы, — продолжает Бузик. — К примеру, у женщины начинают вырабатываться мужские гормоны, в итоге существенно понижается репродуктивная функция. Внутренние органы (почки, печень, сердце) у них изнашиваются в два раза быстрее чем у мужчин».

Игорь Нежданов, психиатр из наркологической клиники Исаева, солидарен с коллегами: «Если мужчине для того, чтобы спиться, нужно от года до двух, то женщине достаточно от трех до шести месяцев. За полгода она и вовсе может потерять человеческий облик».

###Как становятся алкоголиками

Существуют три стадии алкоголизма. Первая стадия легкая, когда «расслабляешься» раз в неделю с друзьями и вскоре без спиртного уже не можешь. Вторая стадия характеризуется увеличением спиртных доз. Появляется похмельный синдром — дурное самочувствие, которое наступает спустя несколько часов после приема алкоголя.

Алкоголик постепенно теряет друзей, работу, и вот уже жена торопливо собирает вещи и забирает детей

На третьей стадии наступает полная деградация человеческого организма — повреждены практически все внутренние органы, рассказывает психиатр Игорь Нежданов. «У человека появляются приступы неконтролируемой агрессии, он начинает прибегать к вранью и воровству лишь бы купить еще одну алкогольную дозу. Зависимый теряет связь с остальным миром, у него уже не остается никаких интересов кроме спиртных напитков», — говорит врач. Эта фаза требует оперативной врачебной помощи. В противном случае все закончится летальным исходом.

Ситуация осложняется и социальной деградацией: алкоголик постепенно теряет друзей, работу, и вот уже жена торопливо собирает вещи и забирает детей. Остаются лишь верные собутыльники, которые неустанно доказывают новому «другу», что алкоголь безобиден, и находят оправдания для пьянства.

Большинство историй алкоголиков начинаются одинаково. Павел (33 года) пьет с 19 лет: «Поначалу квасили пиво на районе. Это было весело и прикольно. Потом пили все больше и больше, через год я уже не мог отказать себе в удовольствии пить каждый день».

39-летний Евгений, в свою очередь, признается, что из-за алкогольной зависимости потерял близких: «Молодость вместе с алкоголем создавали праздник души. Хотелось пить все больше. Когда я понял, что зависим, жена уже ушла, а лучшие друзья отвернулись».

И тебя вылечим

Врачи МНПЦ наркологии рекомендуют при первых признаках алкогольной зависимости обращаться в наркологическую клинику. Человек считает, что, если захочет, может бросить пить. К сожалению, при возникновении алкогольной зависимости это практически невозможно. Нужна квалифицированная помощь врачей. Самолечением лучше не заниматься.

Олег Бузик считает, что алкоголизм наиболее эффективно лечится внутри стен больницы: «Пациент изолирован от возможности сорваться и снова начать пить. Там он находится в окружении единомышленников и чувствует поддержку. А исследования и анализы, назначаемые врачами, позволят более грамотно назначить лечение».

Не обошли врачи стороной и часто применяемую москвичами практику кодирования от алкоголизма. Токсичные препараты и психологические методы убивают физиологическое желание пить и вырабатывают психологический страх и отвращение к алкоголю.

«Я считаю, что некоторые виды кодировки успешно помогают бороться с алкоголизмом. К примеру, метод Довженко признан во всем мире, он помог успешно справиться с алкогольной зависимостью многим пациентам. Самое главное — человек должен верить и прикладывать усилия к выздоровлению», — считает психиатр Игорь Нежданов. Но, согласно его словам, кодирование подходит далеко не всем людям, а, как правило, пациентам, легко поддающимся внушению.

Зачастую человек не понимает, что болен, и отказывается от врачебной помощи

Зачастую человек не понимает, что болен, и отказывается от врачебной помощи

© Павел Маркелов / "Издательский дом Родионова" / ТАСС

Павел (33 года) избавился от алкогольной зависимости только после трагической случайности: «Мы с другом как обычно хорошенько выпили и пошли гулять. Захотели покуражиться, прицепились к какой-то шпане, подрались. Очнулся уже в больнице, где мне рассказали, что друг умер». После случившегося мужчина прошел реабилитацию в московской наркологической клинике и бросил пить.

Евгений (39 лет) не только сам избавился от пагубной зависимости, но и помогает в борьбе другим: «Когда только начал лечение, знал, что у меня всего лишь одна попытка. В одну реку дважды не войдешь. Вот уже 11 лет я не пью и не курю. Сейчас я являюсь куратором одной из реабилитационных программ в МНПЦ наркологии. Помогаю ребятам избавиться от алкогольной зависимости». Евгений хочет открыть собственный наркологический центр в Москве и помогать не только москвичам, но и жителям из других регионов.

«В Москве не менее 30 тысяч зависимых от алкоголя и наркомании, — говорит Брюн. — Зачастую человек не понимает, что болен, и отказывается от врачебной помощи. В данном случае я за принудительное лечение, в результате которого человек намного быстрее вернется к нормальной жизни. Самое главное, чтобы реабилитация происходила без унижения человеческого достоинства, чтобы впоследствии пациент не держал зла на врачей».

На войне все средства хороши, убежден главный московский нарколог. Один только запрет продажи спиртных напитков после 23:00 в магазинах столицы привел к 30-процентному снижению алкогольных отравлений за три года.

«Сейчас мы боремся за то, чтобы запретить продажу алкоголя в местах шаговой доступности. В идеале, в Москве должны быть отдельные специализированные магазины алкогольной продукции», — убежден врач.

Юлия Либерман