«На-На» крупнее «Арматы» в масштабе
Производители моделей пытаются зарабатывать на секретных танках и популярных певцахПодмосковная фабрика «Звезда» начала выпуск клеящихся моделей танка Т-14 «Армата». Это тот редкий случай, когда оборонное предприятие взаимодействует с моделистами вместо того, чтобы судиться за использование товарного знака, рассказал МОСЛЕНТЕ Сергей Орешин, один из учредителей «Звезды», ушедший ныне из компании, чтобы заняться собственным бизнесом.
Конструктор пояснил, каким образом чертежи секретных боевых машин обычно попадают к моделистам и почему сборные модели редко носят названия прообразов. Он также поделился впечатлениями коллег по цеху от миниатюрной «Арматы». Модель, которая 21 октября поступила в продажу (цена 1.960 рублей), несколько недель назад была представлена на профессиональном форуме конструкторов.
Сергей Орешин, технический директор «АРК модел»
Чертежи с помойки
Был такой Московский авиационный завод (расформирован в 1941 году - ред.). На нём с 1936-го по 1939-й делали самолёт И-16. И была система хранения чертежей. Согласно ей, часть заводских чертежей хранились на заводе, а часть — передавали в районные архивы. Потом в 90-ые был издан приказ рассекретить все чертежи, выпущенные до 1970 года, и по необходимости уничтожить.
Тогда-то у меня появился комплект чертежей не только на И-16, но и на танк Т-54. Из танкового музея в Кубинке в самосвалы грузили архивные «синьки» (копии производственных чертежей — ред.), вывозили их и сжигали. Я просто подошёл и взял две папки. Там же, в Кубинке, дербанил технические описания танка КВ, которые в 1942 году изготавливали на испытаниях. Туда вклеивали фотографии «синек». Оттуда у меня целый альбомчик чертежей хранится. И нигде их больше нет.
Иски на миллион
«Уралвагонзавод» заинтересован в продвижении торговой марки «Армата». Поэтому они договорились с моделистами в какой-то степени о рекламных работах. Им это выгодно. Государству это выгодно. Фактически это государственная программа. Но в современной российской действительности это нонсенс.
Когда мы начинаем, например, выпускать самолёт МиГ-3, ко мне приходит телега с Микояна (ОКБ им. А.И. Микояна — ред.): «Вы нарушаете наши права собственности. Заплатите нам миллион за то, что вы используете торговую марку МиГ». Попытка объяснить, что торговая марка МиГ — это лучник с крылышками, то есть рисунок, а не надпись МиГ, и что когда делали «МиГ третий», не было никакой торговой марки, успехом не увенчалась. И всё, я не продаю самолёт МиГ-3, я продаю высотный истребитель и истребитель Покрышкина. А МиГ я убрал. Потому что договориться с ними невозможно.
Абсолютно так же «Звезда» попыталась договориться с «Камовым» (ныне — ОАО «Камов» в составе холдинга «Вертолёты России» — ред.), когда модель Ка-50 делали. Сейчас Ка-50 не написано на коробке. Почему? А те сказали: «Ну-ка нам — миллион». Те говорят: «Мы столько не продаём, мы, если заплатим вам миллион, весь год бесплатно работать будем». «Нам тогда это неинтересно, мы вам запрещаем». Такое вот взаимодействие между заводами и моделистами.
Не те это обороты и деньги. Мне однажды позвонили с Ила, юрист говорит: «Приезжайте, будем разбираться, вы выпускаете под нашей торговой маркой». Я говорю: «Ты мне скажи, сколько заплатить? Один процент? Вот тебе отчёт 1С — вот 150 рублей. Куда отнести? Мы продали 500 самолётов за год. И я готов процент отдать. В какую кассу мне внести эти деньги?» — «Что правда, что ли?» — «Правда. А ты что думаешь, я водкой торгую?»
«Армата» не соответствует чертежам?
Делавшие модель «Арматы» создали хорошую вещь. И достаточно быстро. Люди съездили на «Уралвагонзавод», сняли размеры, сфотографировали, поговорили с конструкторами. И вот в сентябре модель представляли на выставке «Мир детства».
Люди смотрят, обсуждают, а встаёт на этой выставке какой-то хмырь и спрашивает: «А скажите, пожалуйста, почему модель не ложится в чертежи?». Где он эти чертежи видел? Они только в первом отделе «Уралвагонзавода» есть, их больше никто в глаза не видел. И модели в продаже ещё нет. А она у него уже куда-то не ложится.
Пользователи вместо созидателей
Раньше, чтобы человеку поклеить модель, требовалось несколько дней. Сейчас мы гордимся тем, что наши модельки можно собрать за час-полтора. Во, первых, у людей нет времени. Во-вторых, они обленилсь.
В моем пионерском детстве, если происходил какой-то катаклизм (дождик там пошёл, и в футбол не погоняешь, или каток растаял), надо было чем-то заняться: ты читал книжки или делал что-то руками. В телевизоре было шесть программ, и половина днём не работала, а уроки — они и в Африке уроки.
Чтобы приучить нынешних детей делать что-то руками, нужно этим заниматься родителям. Вот у меня внучка растёт — приходит папа домой, включает компьютер. Посидел поработал с документами, потом залез в танчики, потом погонял стрелялку, включил телевизор — и всё. Он ничему не может научить дочку. И она играет только готовыми вещами. Это беда, потому что люди перестают быть созидателями и становятся пользователями.
Это как с дизайнерами. Задача дизайнера — удачно расположить готовые объекты. Если он располагает их некрасиво — никто его не понимает, как не объясняй. Если сделал красиво, то ничего и объяснять не надо. А созидатель — это тот, кто создаёт те самые объекты. Вот таких сейчас всё меньше.
Сейчас же как? Пришёл домой, взял баночку пива — и сел играть в танчики. Ты герой, всех нагибаешь! А если не нагибаешь, заходишь на форум и всех ругаешь.
Чем пытаются заработать российские производители моделей
В начале 90-ых на «Звезде» пытались делать куклы — директор Константин Кривенко, будучи за границей, задумал «русскую Барби». Я делал для них мастер-модели — участвовал в проектных работах. Куклы у нас были того же размера, что и Барби, то есть раза в два больше, чем танки. Они получились даже интереснее американских — были подвижнее, суставы хорошо работали. Но продать их нормально не смогли. Потому, что не было к куклам аксессуаров, которые так любят девочки. Не смогли раскрутить. Делали фигурки мужчин — тоже плохо пошли.
Тогда стали пытаться приспособить куклы под наш рынок: делали Бабу Ягу, Деда Мороза, других сказочных героев. Выпустили даже ребят из группы «На-На» — хотели продавать на их концерте. В итоге купили две-три штуки. На базе тех же самых фигур Надежду Кадышеву создали, обалденная фигурка стояла в кабинете директора. Когда посчитали, сколько она будет стоить в промышленном производстве, отказались. Все эти куклы даже год не выпускали — отлили фигурки — попробовали продавать — не пошло — отказались. Барби ещё как-то покупали, а другие вообще не брали.
Не так давно ещё на «Звезде» делали тематические наборы по мотивам «Властилина колец»: воины, эльфы, замки обалденные метр на метр. В результате пришлось разобрать пресс-формы — не окупилось. Ну не интересно в нашей стране фэнтези. В Москве о нём ещё знают, в Питере тоже, а в России — нет.
Плохой-хороший кризис
Сейчас очень сильно из-за кризиса покупательная способность населения упала. Когда хозяйка идёт в магазин и перед ней стоит выбор «купить игрушку или купить хлеб», она понятно какой выбор сделает. Для производителей даже Новый год прошёл под знаком минус. Этот, надеемся, будет повеселей. Товар, который брали за рубежом, закончился вроде бы, новый закупать дорого. И начинают обращать внимание на российских производителей. За счёт того, что мы конкурентноспособны даже с КНР. У меня Китай закупает модельки. Мои стоят 500-700 рублей, китайский танк — 3.500 — 4.000 рублей.
И по качеству мы ничем не уступаем — пластик тот же самый, пресс-формы такие же. Кое-где до сих пор используют старые английские пресс-формы, купленные в 60-ых годах, но они не идут ни в какое сравнение с современными, которые мы сейчас делаем. К тому же рынок моделей тоже делится — на детский и на модельный. Есть фирма Dragon (США — Гонконг). У неё много деталей, но они плохо стыкуются. А есть модели, в которых деталей меньше, и ребёнку это понравится — а вот моделист скажет: «полный отстой!». Поэтому в целом сравнивать производителей невозможно, у каждого своя ниша и у всех разные предложения. Вот мы выпустили самолёт И-16. В первый год его все моделисты ругали на форумах. А год тому назад американский сайт написал, что лучший И-16, который выпускается в мире — наш.
«Армата» — от латинского Arma, что переводится как «защищающее оружие, щит». Такое название носила первая русская пушка, созданная во второй половине XIV века. Это же имя носит и российская универсальная боевая гусеничная платформа, на базе которой монтируются и будут монтироваться танк Т-14, тяжёлая боевая машина пехоты, машина поддержки танков, самоходная артилерийская установка «Коалиция-СВ».
Танк Т-14 на платформе «Армата» оснащён 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82 (с возможностью установки 152-мм 2А83) с дистанционным (необитаемая башня), полностью цифровым управлением. Впереди за очень мощной лобовой бронёй находится со всех сторон защищённая изолированная бронекапсула с экипажем, сидящим в ряд.
Т-14 был впервые продемонстрирован на параде в День Победы в 2015 году. 2.300 таких машин должны быть созданы до 2020 года для нужд российской армии. В 2015 году выпустили пробную партию из 20 танков. В 2016 году начался серийный выпуск, который не планируется сокращать даже в условиях кризиса.
В ноябре 2016 года завод «Звезда» выпустит полностью аутентичную склеевующуюся модель танка Т-14 «Армата» в масштабе 1:35. По уверениям разработчиков, модель создана в тесном контакте с «Уралвагонзаводом», и соответсвует оригиналу даже в деталях.