Опубликовано 14 сентября 2016, 12:45

Место Durex занято

Ждут ли возвращения популярной некогда в столице марки?
Три месяца в России официально не продают презервативы Durex. За это время после длительного падения продажи контрацептивов в Москве увеличились. Те, кто пользовались Durex, перешли на другие марки или, таких меньшинство, стали покупать любимые кондомы нелегально. Получается, Durex не только отдал свою часть пирога, но и пропускает делёж нового. И всё больше сомнений в том, что он собирается возвращаться в Россию.
Место Durex занято
Andy Wong / AP Photo

Три месяца в России официально не продают презервативы Durex. За это время после длительного падения продажи контрацептивов в Москве увеличились. Те, кто пользовались Durex, перешли на другие марки или, таких меньшинство, стали покупать любимые кондомы нелегально. Получается, Durex не только отдал свою часть пирога, но и пропускает делёж нового. И всё больше сомнений в том, что он собирается возвращаться в Россию.

Неделю назад корреспондент МОСЛЕНТЫ зашёл в обыкновенную районную аптеку. Подошёл к кассе и, глядя продавщице прямо в глаза, сказал: «Пачку Durex, пожалуйста». Та, не моргнув, опустила руку под стойку, вынула запечатанную упаковку, засунула её в пластиковый пакет и положила на прилавок. Несколько сотен рублей, и запрещённые к продаже в России контрацептивы были куплены.

В компании Golin Russia, которая является внешней пресс-службой Durex, услышав эту историю, поразились до глубины души. «До того подобных случаев не было. Мы об этом (продаже презервативов марки в Москве — прим. ред.) впервые узнали от вас. Вот, хотим переговорить с какими-то инстанциями, которые за это отвечают и на которые мы можем воздействовать. Мы официально не имеем права продавать продукцию в России, и не выходим на рынок. Так что вся эта продукция должна быть изъята», — сказала МОСЛЕНТЕ представитель пресс-службы Golin Russia Анастасия Ефимова. На вопрос, как именно представители Durex будут пресекать незаконную торговлю, девушка ответить затруднилась: «Мы передали информацию коллегам, но пока ещё не знаем, что они пошагово будут делать».

Место Durex занято

© Дмитрий Феоктистов / ТАСС

О запрете на продажу презервативов Durex в России стало известно в середине июня. Тогда глава Росздравнадзора Михаил Мурашко заявил, что «линейный ряд, который представлен компанией, не имеет российской регистрации». Как выяснила позже МОСЛЕНТА, запретить Durex решили за месяц до того, как ведомство установило, что «отдельные варианты исполнения» презервативов, продающихся под маркой Durex, не подпадают под действие «регистрационного удостоверения N2 ФСЗ 2009/05004от 19.08.2014, выданного на медицинское изделие „Презервативы марки Durex“ производства „Reckitt Benckiser Healthcare (UK) Ltd.“».

С тех пор шли разговоры о скором возвращении бренда в Россию. «В прессе фигурирует срок до года. На деле, я думаю, компания сможет решить вопрос гораздо раньше. И уж точно от поставок в Россию столь известной марки они вряд ли будут отказываться», — сообщил МОСЛЕНТЕ вскоре после запрета на продажу Durex директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Но на вопрос о том, как продвигаются переговоры с Росздравнадзором, Анастасия Ефимова из пресс-службы ответила только, что пока «документы готовятся». Пояснить, сколько примерно займёт подготовка и за какой срок планируется провести переговоры, она не смогла.

Серый рынок резины

Районные аптеки не единственное место, где в Москве можно купить резиновые изделия марки Durex. Да и странно было бы предположить, что после запрета все нераспроданные презервативы убрали на склад и заперли на ключ. Их очень активно продают в интернете.

Достаточно зайти в соцсеть ВКонтакте или на сайт онлайн-барахолки «Авито», ввести во внутреннем поисковике название бренда и получить сотни объявлений с предложениями продать Durex всех расцветок и форм.

Цены примерно в два раза ниже тех, что были в аптеках до запрета. Дефицита на интернет-рынке нет, и задирать ценники у спекулянтов не выходит. А как-либо воздействовать на них представители бренда не могут, так что, вероятно, интернет-продавцы рассчитывают на «длинные деньги» — будут продавать долго, много и недорого. «При продаже в интернете речь идёт о продукции, не зарегистрированной в России, видимо, ввезенной без нашего ведома. Наша продукция точно не продается на прилавках», — настаивает представитель пресс-службы Durex.

Место пусто не бывает

На официальном же рынке вся доля, когда-то занимавшаяся «Дюрексом» уже рассосалась. Раньше этот бренд вместе с не менее популярным Contex приблизительно поровну делил 80% российских продаж презервативов в денежном выражении, рассказывал МОСЛЕНТЕ Николай Беспалов из RNC Pharma. Директор по развитию аналитической компании также отмечал, что обе марки принадлежат одной компани — «Реккит Бенкийзер». Поэтому, когда запрет на Durex только ввели, Беспалов предположил, что спрос с этой марки, скорее всего, перейдёт на «Контекс», «а уже потом на другие торговые марки».

Так и произошло спустя два месяца после запрета, сообщил МОСЛЕНТЕ генеральный директор интернет-гипермаркета Condom-Shop.Ru и сети магазинов для взрослых «Точка Любви» Алексей Гайдай. Если с января по июнь этого года доля «Дюрекса» в продажах презервативов составляла в магазине 17%, уступая лишь «Контексу» с 18-ю, то с июня по август «Контекс» «вырос» до 28%, а на второе место поднялся японский бренд Okatomo. «Благодаря тому, что мы смогли переключить спрос с исчезнувшей марки на имеющиеся у нас в наличии товары, от прекращения продаж Durex мы не пострадали», - заявил Гайдай.

Место Durex занято

© Александр Вильф / РИА Новости

Также не пострадали после ухода Durex владелица «Презервативной» лавки на Мясницкой улице Есения Шамонина и её клиенты. «На секс-шопы запрет продажи бренда не сильно повлиял. Они никогда не любили mass-market, так что им нормально. Когда люди спрашивают про «Дюрекс» мы подыскиваем им аналогичные замены. То есть потребитель пробует новое», - сказала Шамонина.

Падения продаж этой категории товаров в последние месяцы ни владелица маленького секс-шопа, ни директор крупного ритейлера не замечают. Хотя оба признают, что за прошедшие пару лет средства барьерной контрацепции подорожали более чем в два раза. «С нашей точки зрения, спрос на презервативы повысился – вероятно, это связано с ростом сексуальной грамотности населения (мы сейчас говорим только о Москве). Практически всегда вместе с крупной покупкой в нашем магазине покупатели берут пачку презервативов. Что самое интересное, девушки больше склонны брать разные марки, экспериментировать. Мужчины же, как правило, остаются верны любимой марке», - рассказал Алексей Гайдай.

Безбарьерная контрацепция

Николай Беспалов из RNC Pharma приводит ещё одну возможную причину роста продаж барьерных контрацептивов, как называют медики презервативы. Дополнительный приток покупателей обеспечивается за счёт тех, кто отказался от препаратов местной контрацепции (вагинальных противозачаточных средств) в пользу кондомов. «Происходит некоторое переключение с потребления местных контрацептивов на барьерные контрацептивы», - признал Беспалов.

Место Durex занято

© Ricardo Moraes / Reuters

Обратного перехода (с презервативов на оральные, гормональные и местные средства контрацепции) ни аналитики, ни продавцы не фиксируют. И даже самые преданные фанаты снятого с продажи Durex не стали отказываться от кондомов в принципе: «Если человек привык к барьерной контрацепции, то он не будет от неё отказываться из-за того, что его любимую марку сняли с продажи – скорее, он будет искать варианты», - уверен Алексей Гайдай. «Дело в том, что это принципиально разные потребители. К тому же стоимость оральных контрацептивов в итоге не получается более низкой по сравнению с барьерной контрацепцией», - добавил Беспалов.

Рынок устаканился

Durex исчез с российского рынка в крайне неудачный момент. С конца 2014 года, когда разразился кризис, продажи лекарственных средств (к которым причисляют и контрацептивы) падали. По итогам 2015 года в аптеках продажи сократились в упаковках на 6%. При этом рублёвая прибыль от их продажи даже немного подросла, так как рост цен составила 23%. А к середине 2016 года ситуация начала устаканиваться, люди перестали экономить на покупке, по крайней мере, лекарственных средств.

Согласно данным RNC Pharma, по итогам первого полугодия 2016 г. инфляция на лекарственные средства составила порядка 7,1%, а спрос сократился всего на 1%. «Пока правда можно говорить о стабилизации, но предпосылок для уверенного роста спроса пока, увы, нет. Кризисные явления продолжают сказываться на доходах, а значит и на структуре потребления», - делает осторожный прогноз Николай Беспалов.

Место Durex занято

© Bazuki Muhammad / Reuters

Но если аптечники пока могут говорить только о стабилизации, то представители секс-шоков уже фиксируют, пусть небольшой, но рост продаж. Да, рынок изменился — например, люди стали тщательнее планировать покупки и всё чаще отказываться от маленьких упаковок на три кондома в пользу больших - на 12. Тем не менее, вероятно, уже можно сказать, что где-то между вторым и третьим кварталом 2016 года рынок презервативов пошёл вверх.

И как раз в этот момент с него и исчез Durex.

Ежегодный объём рынка презервативов в России в RNC Pharma оценивают примерно 10 млрд рублей. Из них примерно 2,5-3 млрд приходится на аптеки, остальное продаётся в «неспециализированной рознице», говорит аналитик. Представитель специализированной розницы добавляет, что общий объём рынка российских секс-шопов в 2015 году составил 6-8 млрд рублей. От него на презервативы пришлось примерно 10% - около 700 млн рублей.

Durex лидировал на этом рынке долгое время, периодически меняясь первыми местами с «Контексом», принадлежащем той же компании. В этом году, когда рынок после почти двухлетнего может пойти вверх, «Дюрекса» на нём не будет. И, если его всё-таки решат вернуть, дистрибьютеру придётся вложить очень значительные деньги в рекламу. Потому что из признанного лидера рынка он снова превратится в экзотику. Экзотику иногда покупают, чтобы разнообразить сексуальную жизнь, девушки. Но парни, как оказывается, предпочитают держаться одного проверенного бренда.

И таким «Дюрексу» в России, скорее всего, уже не быть.