Эта зараза приползла к нам из культурной столицы
Сотни москвичей жалуются на хостелыГосдума фиксирует шквал жалоб москвичей на хостелы. МОСЛЕНТА поговорила с горожанами, которых не устраивает соседство с мини-отелями. LiveJournal Media пообщался с теми, кто этими отелями управляет. Оказалось, всё не так плохо, но скоро ситуация может измениться, и пока непонятно, в какую сторону.
«В наш подъезд нельзя войти по коду, только ключом или по звонку. А в хостел до последнего времени можно было просто позвонить, и открывали, не спрашивая. Об этом сразу стало известно, и в подъезд стали попадать бомжи. В хостеле на сутки можно остановиться за 1000 рублей, любой домушник может снять койку и пойти по квартирам», - говорит Нина Самойлова, в чьём доме на Тишинской площади открылся хостел.
Гостиница работает на шестом этаже. В результате в доме постоянно занят лифт, приезжающие среди ночи постояльцы путают номера квартир и будят жителей, в подъезде ходят неизвестные люди, и детей страшно отпускать одних. Кроме того, во все шесть комнат хостела провели канализационные трубы. «У нас оказались мокрые комнаты над жилыми. Представьте, заселяется человек ночью, включает воду, пользуется туалетом, и всё это происходит над вашей кроватью», - говорит Самойлова.
Схожие претензии у Ирины Капустиной, которая живёт в одном доме с хостелом в Большом Каретном переулке. Ни Капустина, ни Самойлова не слышали о преступлениях, которые происходили по вине постояльцев. Но на вопрос МОСЛЕНТЫ, готовы ли они на каких-либо условиях на сохранение существующих хостелов, обе ответили категорическим отказом. Самойлова добавила, что хостел может существовать в доме, но только на первом этаже, и тогда жители позволили бы владельцу сделать в него отдельный вход. Но когда гостиница делит подъезд с жилым домом, жизнь в нём становится невозможной.
Госдума зафиксировала в Москве 360 обращений от таких, как Нина Самойлова и Ирина Капустина. «По Москве было 360 обращений, ещё больше идёт по Петербургу — эта зараза приползла к нам из культурной столицы», — рассказала МОСЛЕНТЕ Галина Хованская, председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. «В основном жалуются на наркотики, непрерывное курево, грязь, звонки по домофону в любое время дня и ночи <...> Был случай изнасилования жительницы дома и даже случай убийства», - добавила депутат.
Вместе с коллегами Хованская подготовила поправки в Жилищный кодекс, которые запрещают оказание гостиничных услуг в жилых квартирах. Поправки могут быть окончательно приняты к 24 июня, последнему рабочему дню этого состава Госдумы, и тогда хостелы в квартирах окажутся вне закона.
80% российского рынка упадёт
Оформить квартиру как нежилое помещение и открыть там хостел можно, но есть несколько юридических моментов, которые заставят большинство хостелов прекратить работу, если поправки к Жилищному кодексу примут.
Во-первых, сделать квартиру нежилым помещением можно, если под ней расположены только нежилые помещения. «Первые этажи, как правило, переводят под коммерческую недвижимость сами собственники и сдают под офисы — это куда большие деньги, чем можно получить от хостела. К тому же, в центре Москвы здания в основном шестиэтажные и выше, и тут просто теория вероятности говорит, что большинство хостелов не попадают на первые и вторые этажи. Почти все, кого я знаю, работают довольно высоко», — говорит Александр Крупницкий, совладелец хостела Overtime.
Во-вторых, коммунальные платежи за нежилое помещение гораздо выше, чем за жилое, и при изменении статуса стоимость ночи в хостеле вырастет. Пока в среднем по Москве она составляет 500-700 рублей. «Если мы переводим весь этот бизнес в нежилой сектор, то автоматически стоимость проживания увеличивается довольно сильно, минимум на 30-50%», — уверен Александр. По его оценке, в случае принятия законопроекта падает около 80% рынка хостелов в России, из примерно 2,5 тысяч останется максимум 500.
И в-третьих, санитарное законодательство в нынешней редакции прямо запрещает «предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений». Значит, владельцы хостела, которые найдут силы и средства перевести помещение в нежилой фонд, потеряют право кого бы то ни было в нём селить, рассказывает председатель правления некоммерческого партнерства “Лига хостелов” и директор сети хостелов Clever Евгений Насонов,
Все решат жители
В адрес хостелов звучат резкие заявления, но некоторые чиновники всё же заинтересованы в том, чтобы сохранить этот бизнес в России. В апрельском интервью агентству «Интерфакс» вице-премьер Ольга Голодец заявила, что с хостелами «необходимо урегулировать некоторые вопросы», но закрытия их не планируется, «поскольку мини-отели востребованы». Вопрос организации гостиниц в жилых домах вице-премьер предложила решать на общем собрании жильцов при участии владельцев хостела.
Депутат Госдумы Елена Николаева, работавшая вместе с Галиной Хованской над поправками к Жилищному кодексу, на прямой вопрос о том, что будет с существующими мини-отелями, работающими в квартирах, написала на своей страничке в Facebook следующее:
«Мы предполагаем ко второму чтению дать возможность существующим хостелам получить согласие собственников (при этом обсуждается норма — право ВЕТО любого собственника не только смежных помещений, а всего подъезда). Если согласие получено, предприятие официально зарегистрировано (патентная система) и стоят приборы учета на ресурсы, тогда они смогут продолжить свою деятельность».
Инициатива депутатов - пиар
Хостелы могут и не исчезнуть из жилых домов к 24 июня, и, возможно, их владельцам даже не придётся договариваться с жителями. Связано это именно с приближающимся окончанием работы нынешнего состава Госдумы.
Дмитрий Сельков, владелец сети ID Hostel, считает, что регулярно возобновляемое с прошлой весны обсуждение квартирного вопроса хостелов связано с предстоящими выборами в Госдуму.
«Я считаю основным драйвером законопроекта два аспекта. Первое — направленность деятельности комитета по ЖКХ. Их беспокоит состояние жилищно-коммунального комплекса, а хостелы создают на него повышенную нагрузку. Второе — приближающиеся выборы в Госдуму. Защита прав жителей — отличная тема, да еще и крайне логичная. Их права действительно нарушаются. <...> Шансы на его принятие считаю крайне низкими. На месте законодателей я бы держал тему подогретой до выборов, не делая попыток изменить статус-кво», - уверен он.
Всё дело в футболе
Поправки к Жилищному кодексу не примут, но не из-за выборов, а из-за Чемпионата мира по футболу 2018 года, считает основательница хостела Sputnik Кристина Меликсетян. По её мнению, если документ пройдёт, немногие коллеги останутся на рынке, и селить болельщиков будет негде.
С ней согласен член правления «Лиги хостелов» Евгений Насонов. «Для Москвы и Санкт-Петербурга речь идёт о потере 30-35 тысяч единиц номерного фонда. Это количество нельзя возместить до 2018 года», — говорил Насонов в интервью Strelka Magazine.
Диаметрально противоположного мнения придерживается совладелец хостела Overtime Александр Крупницкий. По его соображениям, именно приближающийся чемпионат может быть причиной давления на хостелы.
«Мне кажется возможным, что крупные игроки и отельные сети собираются перетянуть туристов, которые приедут. Но всё равно того количества отелей, которые есть сейчас в Москве, даже если они скинут цены, не хватит, чтобы разместить всех гостей чемпионата», - считает он.
Дмитрий Сельков, однако, уверен, что чемпионат, который длится меньше месяца, не повлияет на расстановку сил на рынке. Потому что интересы больших отелей никак не пересекаются с интересами маленьких хостелов — по его подсчётам последние имеют 15-20% от общего количества койкомест в Москве. И, даже если какая-то часть хостельеров закроет бизнес к 2018 году, это никак не повлияет на размещение болельщиков. Мест хватит всем.