Скульптуру «Футболисты» скопируют лазером

Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Третьяковская галерея совместно с Банком ВТБ представили проект полной реконструкции известной скульптуры Иосифа Чайкова «Футболисты» (1938 год). На первом этапе композиция будет подвергнута лазерному 3D сканированию. Затем полученные данные будут тщательно исследованы, и на их основе будет отлита точная копия скульптуры, которую осенью 2017 года установят в «ВТБ Арена парк» перед историческим (западным) фасадом стадиона «Динамо». Накануне в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу о предстоящей уникальной реконструкции журналистам рассказали участники проекта.

Скульптурная группа

«В собрании Третьяковской галереи находятся две скульптуры Иосифа Чайкова “Футболисты”», - сообщила директор Государственной Третьяковской Галереи Зельфира Трегулова. - Первая - гипсовая работа, созданная в 1927-1928 годах. Её высота 83 см, и в собрание Третьяковки она попала уже после смерти скульптора в 1979 году. Несмотря на бережное хранение, из-за свойств гипса композиция находится в критическом состоянии, что препятствует её перемещению в постоянную экспозицию».

Вторые “Футболисты” созданы в 1938 году по Государственному заказу специально для Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке. Сразу после возвращения в СССР работа была передана в Третьяковскую галерею. Высота этой скульптуры - 260 см, и она отлита из бронзы. По стилю работа куда больше соответствует канонам соцреализама, а не конструктивизма, влияние которого ощущалось в гипсовой композиции. В одном из футболистов большой скульптуры угадывается вратарь – в отличие от малой, изображающей двух игроков, схлестнувшихся в борьбе за мяч. Подиум, в гипсовом варианте имевший форму полусферы, в бронзовом варианте стал круглым. Однако приём работы со смещенным центром тяжести, уникальный для первой половины XX века, автор сохранил: вся конструкция опирается на единственную точку, причём она отнесена от вертикальной оси на значительное расстояние.

Несколько десятилетий бронзовые футболисты стояли на улице: сначала во дворе основного корпуса Третьяковки в Лаврушинском переулке, а с середины 80-х - во дворе корпуса на Крымском Валу. Длительное нахождение на улице не прошло бесследно. Несколько лет назад, перед открытием постоянной экспозиции, посвящённой истории искусств XX века, «Футболистов» очистили – и переместили из-под открытого неба в один из залов. Но специалисты убеждены, что скульптуре нужна глубокая реставрация.

«Уникальность этой скульптурной композиции в первую очередь заключается в сложности самой конструкции, в том, что вся скульптурная группа, состоящая из двух футболистов и связывающего их мяча, держится на единственной точке опоры, - бутсе вратаря, - считает Татьяна Городкова, Главный хранитель музейных предметов Третьяковской галереи. - В 20-е годы прошлого века Иосифа Чайкова интересовала именно тема сложных пространственных конструкций, в частности - композиции со смещённым центром тяжести. И “Футболисты”, - яркий пример реализации волновавших его в то время идей».

Уникальность конструкции в том, что она действительно опирается на единственную точку. А разные части тел игроков выполнены по-разному: какие-то полые, а какие-то – цельнолитые. Результат считается уникальным: тяжёлая скульптура абсолютно устойчива. Именно эта особенность и привлекла внимание на Нью-Йоркской выставке, вызвав восторженные отклики критиков.

A3148954d53bd9d469345ad2bd5c2a844154a3b8

Участники пресс-конференции, представляющей проект по созданию копии скульптурной композиции Футболисты

Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

«Футболисты» и «Динамо»

«Бронзовые “Футболисты” создавались в мастерской на Нижней Масловке, поэтому проект по установке копии перед фасадом реконструируемого стадиона “Динамо”, можно рассматривать и как возвращение скульптуры домой», - считает член-корреспондент РАХ, искусствовед Людмила Марц, лично знавшая скульптора.

Идея проекта по установке скульптуры перед стадионом «Динамо» родилась в Банке ВТБ, выступающем основным инвестором реконструкции спортивного объекта и прилегающей к нему территории, которая получит название «ВТБ Арена парк». На пресс-конференции Андрей Перегудов, старший вице-президент Банка ВТБ и одновременно генеральный директор ЗАО УК «Динамо», заявил, что, впервые увидев «Футболистов,» почувствовал колоссальную силу, исходящую от скульптуры, - «может из-за сложной и бросающейся в глаза конструкции со смещённым центром тяжести, а может - из-за общей динамики». Было принято решение обратиться к Третьяковской галерее с предложение по созданию копии скульптуры, которая займет место перед фасадом стадиона «Динамо», украсив ландшафт ВТБ Арена парка.

Проект с энтузиазмом поддержала городская администрация. «Мы уже давно задумали обустраивать город не только велодорожками, прогулочными зонами или скамейками, но и путём организации пространства города через арт-объекты, - рассказал Александр Кибовский, руководитель департамента культуры. - И в этом контексте создание полной копии известной скульптуры «Футболисты», которая украсит ВТБ Арена парк и стадион «Динамо» - это один из таких же опытов, как парк искусств Музеон, уже полюбившийся горожанам. В том числе - и как арт-пространство».

3e7cabb6dd58bad0d0d349a75023362808e6fa4c

Проект реконструкции стадиона Динамо и ВТБ Арена парка

Изображение: www.vtb-arena.com

3D-сканирование и лазерная стерео-литография

Технология реконструкции и копирования с одной стороны – проста, с другой – уникальна. «Аналоги ни в отечественной, ни в международной практике восстановления музейных экспонатов лично мне не известны», - уточнил Вадим Парфёнов, руководитель лаборатории лазерных технологий Санкт-Петербургского Государственного электротехнического университета (ЛЭТИ).

По его словам, копировать будут обе скульптуры – и маленькую гипсовую, и большую бронзовую.

«На первом этапе мы проводим лазерное сканирование поверхности скульптур при помощи 3D-сканера. Этот прибор, разработанный и выпущенный уже в XXI веке, обеспечивает точность в несколько десятков микрометров, то есть в толщину человеческого волоса, - объяснил Вадим Парфёнов. - Сканирование гипсовой скульптуры уже проведено, и в данный момент составляется её полная объемная цифровая модель. Сканирование же бронзовой скульптуры только началось, и компьютерная модель будет готова примерно через месяц. Однако это только первый, самый понятный и самый простой этап создания копий».

8e9160a1902d1b71597d205f3cac8da1b388522f

Гипсовая скульптура работы И. Чайкова Футболисты (1928 г.) на выставке Физкультура и спорт в изобразительном искусстве. 1971 год.

Фото: Штейнберг / РИА Новости

В случае с маленькой скульптурой план дальнейших действий понятен: с помощь лазерной стерео-литографии будет создана её промежуточная копия из полимерного синтетического материала, затем с этой копии снимут форму, и на её основе изготовят промежуточную гипсовую копию. Её доработают вручную, после чего будет изготовлена форма для отливки – в бронзе.

Что касается большой, бронзовой композиции, то после 3D-сканирования ей предстоит исследование при помощи рентгеноскопии и ультразвука. Они позволят точно установить, какие части этой крайне сложной композиции полые, а какие цельнолитые. На данный момент достоверно известно, что не содержат пустот только бутса (служащая единственной точкой опоры композиции), и нога вратаря, причём до колена. Затем будет проведён мозговой штурм, и выработана технология изготовления точной (как снаружи, так и внутри) копии скульптурной композиции “Футболисты” Иосифа Чайкова.

Её установка перед историческим (западным) фасадом стадиона “Динамо” запланирована на осень 2017 года.