Знакомить инвалидов с современным искусством в «Гараже» будут инвалиды
Сами организаторы против политкорректного «с ограниченными возможностями»В «Гараже» 17 июля стартует проект с неброским названием «Экскурсия от единомышленника». Её будут проводить для инвалидов сами инвалиды. Но выставка не закрыта для остальных: любой желающий может пойти и посмотреть на современное искусство не глазами - а чувствами.
По экспозиции вас проведёт один из со-кураторов. «У современного искусства и инвалидов много общего. Ни одних, ни другое не понимают и боятся», — так заканчивает свою программу чемпион по танцам на колясках Евгений Ляпин.
Помимо него в подготовке экспозиции участвовали Елизавета Морозова — писатель и человек с синдромом Аспергера, сценарист Полина Синева, не слышащая с детства, и журналист Елена Федосеева, потерявшая зрение в 13 лет.
Слово «инвалидность» кураторы выставки и сотрудники «Гаража» не заменяют политкорректными «с ограниченными возможностями». Ведь такая форма подразумевает, что где-то существуют люди с безграничными возможностями, а это не так. Все мы ограничены физикой своих тел. И под вывеской «Единомышленников» людям с разными возможностями предоставляется возможность восприятия искусства.
Четвёрка со-кураторов участвовала в отборе работ и в сочинении сопроводительных текстов наравне с профессиональными кураторами. Все произведения попали в музей из частных коллекций. Такое решение оказалось отличной возможностью показать на одной площадке важных художников, редко выставляющихся в России: Роберт Раушенберг, Барбара Крюгер, Сесили Браун, Маурицио Каттелана, Энтони Гормли, Синди Шерман, Джон Миллер, Джеймс Таррелл.
Прогулки с медиатором и машина восприятия
Выставка «Единомышленники» продлится до 9 сентября, и в течение всего этого времени в музее будет происходить что-то совершенно новое и непривычное для российского посетителя. Во-первых, это «Прогулки с медиатором» — формат, разработанный специально для людей с синдромом Аспергера и другими типами высокофункционального аутизма, и дискуссионный клуб для подростков с нарушениями зрения и без.
Каждое воскресенье менеджер инклюзивных программ Влад Колесников на жестовом языке будет проводить обсуждение одной из работ. Эти мероприятия открыты не только для глухих и слабослышащих, музей ждёт всех. Расписание предстоящих One-Work Talk можно посмотреть здесь. Будьте внимательны: для удобства посетителей часть мероприятий проводятся по предварительной бесплатной регистрации, которую можно пройти на сайте музея.
Все экспонаты выполнены в разных медиа, и информационная насыщенность экспозиции зашкаливает. Скульптуру и даже живопись можно будет воспринять сразу несколькими каналами: для этого напротив каждой работы установлена специальная станция, настоящая машина восприятия. На экранах можно одновременно увидеть комментарий кураторов на языке жестов, тут же в наушниках услышать аудио-рассказ-описание, здесь же - потрогать уменьшенную копию работы, сделанную из материала, усиливающего тактильные ощущения, - и не сразу понимаешь, что вообще-то он передаёт свойства оригинала. Впечатления непередаваемые: например, цветок из автомобильных номеров и дорожных знаков Раушенберга одновременно и звучит, и читается, а его мини-модель приятно-металлически холодит пальцы.
Для любителей полной депривации и сторонников чистоты эксперимента экскурсию можно пройти с завязанными глазами, её проведёт Елена Федосеева. И чтобы акт единомыслия состоялся окончательно, рекомендуем и экскурсию на жестовом языке от Полины Синёвой — обещают перевод для подстраховки слышащих посетителей.
Что унести с собой
История «Единомышленников» получила развитие с ещё одной неожиданной стороны — модной. Так что помимо впечатлений и нового опыта восприятия, посетители смогут забрать с собой особые сувениры проекта. «Гараж» пополнил свою коллекцию футболок серией, где привычный текст набран шрифтом Брайля. Футболки выполнены во всё ещё страшно актуальном этим летом стиле dark fashion, так что ждём людей в этих минималистичных чёрных вещах на всех модных площадках Москвы.
Бесперебойный доступ к искусству
Пока в российских музеях разнообразие социальных категорий и возможностей никак не учитывается, и редко где можно встретить хотя бы пресловутый пандус. Но исключения есть, это, например, Эрмитаж и Третьяковка. Там несколько лет действуют специальные программы для слабовидящих — «Прошлое на кончиках пальцев» знакомит детей с археологией, а серия выставок «Язык скульптуры по Брайлю» нарушает основной музейный закон, ведь её посетителям можно и нужно трогать там абсолютно всё. По замыслу организаторов, бесперебойной доступ к искусству на постоянный основе и для всех должен начаться именно с «Гаража».