Опубликовано 26 февраля 2016, 11:00

«Мы мечтаем, чтобы разработали таблетки от лени»

Гимнаст Владимир Шевченко о разнице между физкультурой и спортом и о письме Путину
«Мы мечтаем, чтобы разработали таблетки от лени»
Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Владимир Шевченко, 81 год, спортивный гимнаст

Когда я начал заниматься гимнастикой, мне было 13 лет, в 1948 году это было. Тогда не принимали моложе 14 лет, и я себе нарочно один год приписал. Когда я поступил в институт, я пришёл в «Динамо». Я уже имел второй разряд и выступал на первый.

В институте мне сказали, что либо я прихожу в «Буревестник» к ним и выступаю за институт, либо ухожу совсем, и из института в том числе. Ну я и пошёл в «Буревестник». Потом выступал в «Труде» до 1962 года включительно. Дольше десяти лет в гимнастике тогда никто не задерживался. Сейчас уже продлевают возраст.

Мы занимаемся два раза в неделю: в понедельник и четверг. Соревнования проводим среди ветеранов. Последний раз в 2004 году проводили. Мы их, правда, особо не афишировали, но всё равно люди приезжали из Грузии, с Украины.

Занимаются и женщины, двое к нам ходят. Нас не так давно приглашали на международные соревнования в Испанию, которые среди ветеранов проходили, но туда дорого ехать, а мы все пенсионеры. Хотя проживание они обеспечивали, мы, посоветовавшись, не поехали. Больше они нас не звали. Но наши гимнасты-ветераны есть и в Германии, и в Лос-Анжелесе.

Мы все, несмотря на то, что всю жизнь провели в спорте, считаем, что понятия «физкультура» и «спорт» надо обязательно разделить...

Это разные виды деятельности, разные способы оценки результатов, цели разные. Мы даже письмо Путину писали, чтобы эти понятия разделить. Физкультура всё-таки для здоровья, а спорт это здоровье отнимает.

Эти понятия у нас уже давно перепутались. Идём мы заниматься не в физкультурный зал, а в спортзал. Строят сейчас не физкультурные площадки, а спортплощадки. Вообще, конечно, хотелось бы узнать цену золотой медали. На воспитание спортсмена тратятся огромные деньги, на то, чтобы отправить его на Олимпиаду, тоже тратятся большие деньги. А что это приносит? Статус?

«Мы мечтаем, чтобы разработали таблетки от лени»

© Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Когда моя супруга была еще невестой, я ей говорил, что гимнастика и вообще тренировки — для меня святое дело. Так же я говорил и на работе, чтобы меня на час два раза в неделю отпускали, потом я это отрабатывал, конечно.

Самое главное здесь — это самоконтроль. Хотя я недавно порвал ахилл. Ещё я как-то неудачно упал, и у меня берцовая кость из суставной сумки выскочила. Правда, её потом вправили, и ничего такого не случилось. У всех у нас немножко болят плечи. Второй, третий подход уже нормально. А перед первым надо хорошо разминаться.

Я судил и чемпионат мира в Варне, множество чемпионатов СССР, хабаровские, рижские турниры. Нас всех сейчас приглашают в качестве судей, когда проходит первенство вузов Москвы. Но гимнастика, конечно, уже не та совершенно.

Сейчас нашу мастерскую комбинацию, по которой мы выступали, делают дети. В возрасте семи лет они делают то, что я не мог. Техника другая, другие снаряды в зале, батуты, страховка другая. Тренеру не надо над тобой стоять всё время.

Мы иногда с трудом идём в зал, с трудом заставляем себя встать с дивана. А вот когда придёшь сюда, позанимался с ребятами, в душе помылся, то уходишь уже бодрый, здоровый, ничего у тебя не болит.

Два дня в зал не хожу если, то когда иду по улице быстро, в груди аритмия ощущается. А здесь после занятий могу ещё пробежечку сделать, никакой аритмии у меня нет...

«Мы мечтаем, чтобы разработали таблетки от лени»

© Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

То есть это продлевает жизнь, конечно, но надо контролировать те упражнения, которые делать уже нельзя. Да мы и не можем их делать. Ещё пару лет назад я мог бы какие-то связки на снарядах показать, сейчас это только отдельные движения, я их не соединяю вместе, это уже не так просто.

Были периоды, когда ты приходишь на тренировку, и зло берёт, что ты только недавно это делал, а теперь не можешь. Поэтому мы иногда говорим, что мы сюда приходим не учиться новому, а разучиваться от старого. Зарядку мне каждый день делать, к сожалению, лень.

Мы всё мечтаем, чтобы наша фармацевтическая промышленность разработала таблетки от лени...

«Мы мечтаем, чтобы разработали таблетки от лени»

© Антон Белицкий / МОСЛЕНТА

Если бы у нас были хорошие тренажёрные залы, я мог бы в гимнастический зал не ходить. А так у нас здесь только один тренажёр. Но без гимнастики я себя не ощущаю.

Я всех своих внуков провёл через зал. Один вот очень заинтересовался, сейчас дома сам тренируется. Профессионально никто из них не занимается. Но если пойдут, то я их, конечно, поддержу.


Чтобы прочитать истории других спортсменов, щелкайте по значкам на картинке.