Опубликовано 15 сентября 2015, 00:01

Почему москвичи полюбили марафон

О московском забеге, дальновидных чиновниках и толерантных автомобилистах
20 сентября в Москве состоится третий по счету Московский марафон, который станет кульминацией столичного бегового сезона. Каждый год под его эгидой проходит целая серия забегов, среди которых Красочный забег, Музыкальный полумарафон и Ночной забег. Директор Московского марафона Дмитрий Тарасов рассказал МОСЛЕНТЕ о том, что ждет участников забега, как удается перекрыть улицы и что думают об этом автомобилисты.
Почему москвичи полюбили марафон
Владимир Астапкович / РИА Новости

20 сентября в Москве состоится третий по счету Московский марафон, который станет кульминацией столичного бегового сезона. Каждый год под его эгидой проходит целая серия забегов, среди которых Красочный забег, Музыкальный полумарафон и Ночной забег. Директор Московского марафона Дмитрий Тарасов рассказал МОСЛЕНТЕ о том, что ждет участников забега, как удается перекрыть улицы и что думают об этом автомобилисты.

Дмитрий Тарасов

Дмитрий Тарасов

© из личного архива Дмитрия Тарасова

**— Почему Московский марафон ограничил количество заявок 20 тысячами, а не пошел по примеру Берлина, проводя лотерею среди тех, кто хотел бы принять участие, или же не ввел нормативы по времени? **

Берлинский марафон имеет большие традиции и историю. Количество заявок на него обычно превышает количество мест в 10-15 раз. Например, подано заявок 500 тысяч, а лотерею выигрывают только 50 тысяч. Пока нам еще далеко до таких показателей. Московскому марафону всего три года. Мы находимся в самом начале пути своего развития, у нас только-только зарождается культура бега и у нас пока нет такого количества марафонцев, как в Берлине. Нет пока и таких финансовых возможностей и мощности, чтобы принять 50 тысяч участников. К тому же пропускная способность нашего сайта не рассчитана на регистрацию такого количества участников. Чтобы ее обеспечить, потребуется очень высокая пропускная способность каналов, иначе серверы просто не справятся с количеством одновременно поданных заявок и оплат взносов.

— 20 тысяч человек пробегут практически по всему центру города, и для бегунов вновь перекроют улицы. Расскажите, как вы это делаете?

Над каждым забегом работает большая команда. Часть ее занимается подготовкой документации для согласований с различными департаментами. Другая часть нашего коллектива непосредственно организует сами мероприятия. Если посмотреть глобально, то людей, задействованных в организации всех наших мероприятий, очень много: от городской администрации в лице вице-мэра Москвы Александра Горбенко и главы Москомспорта Алексея Воробьева до волонтеров. Если говорить в целом о нашей команде, то над реализацией проектов постоянно работают 18 человек. В партнерстве с нами работают несколько компаний, которые нам помогают, а также судьи и волонтеры.

В дни старта я иногда открываю карту пробок и читаю комментарии водителей. Когда-то они были очень плохими. Сейчас их отношение к бегунам изменилось в лучшую сторону

— Как происходит согласование дистанции, с какими департаментами вам приходится взаимодействовать?

Большой плюс Московского марафона в том, что вся дистанция проходит по территории одного округа — Центрального. Например, выход за пределы округа привел бы к серьезному осложнению согласования, так как нам бы пришлось вести диалог с дублирующими друг друга департаментами сразу двух округов. Если говорить конкретно, то нам приходится договариваться с ГУВД, ГИБДД, МЧС, префектурой и целым рядом других департаментов. Локализация в одном округе существенно упрощает этот процесс, уменьшает количество взаимодействий. Но в ЦАО, например, есть и другие сложности. В центре Москвы сосредоточено множество различных ведомственных объектов, поэтому нам приходится вести переговоры с ФСБ, ФСО и другими организациями, отвечающими за их функционирование.

Бегуны на старте Берлинского марафона

Бегуны на старте Берлинского марафона

© Markus Schreiber / AP

**— Жители Москвы в последнее время все больше меняют свое мнение о крупных спортивных мероприятиях вроде марафонов или велопарадов. Но как быть с автомобилистами? **

Да, в дни старта я иногда открываю карту пробок и читаю комментарии водителей. Когда-то они были очень плохими. Сейчас их отношение к бегунам изменилось в лучшую сторону.

Мы стремимся к тому, чтобы выйти на самоокупаемость, но пока сальдо у нас отрицательное

Когда мы готовили первый марафон, очень многие сомневались, что нам это удастся. Вокруг было много скептиков, которые не верили, что нам удастся перекрыть центр города ради нескольких тысяч марафонцев. Но нам удалось это сделать. А сейчас все идет по накатанной. Процесс отлажен, горожане и руководители понимают значение марафона, а многие из них уже стали нашими активными участниками.

К слову, нам безумно повезло с тем, как город и его жители относятся к «Московскому Марафону». Все понимают его значимость. Московский марафон становится мероприятием, объединяющим жителей страны, а также привлекающим иностранных туристов. Мы надеемся, что в скором времени наши забеги будут в этом смысле похожи на старты в Нью-Йорке, Лондоне и других мегаполисах, где половина бегущих — туристы из других стран.

— Сколько иностранцев принимает участие в Московском марафоне?

В прошлом году иностранцев было чуть более 5 процентов от общего количества участников, 550 человек. В этом году заявлено около 1600 человек, это 8 процентов от общего числа участников.

— Все мы помним печальные события Бостонского марафона. Как будут обстоять дела с безопасностью в Москве?

За безопасность на нашем мероприятии будут отвечать практически все ведомства, ответственные за общественный порядок в Москве: ГИБДД, ФСБ, ГУВД, ФСО, а также вневедомственная охрана и ЧОПы. Стартовый городок будет полностью обнесен ограждениями, организуем досмотровые зоны, где проверят каждого участника при входе. Что касается безопасности, то она будет на высоком уровне, как было и в прошлом году.

— А что сделано для удобства зрителей?

На старте и финише будут организованы фан-зоны, где установим большие экраны. На них в режиме реального времени каждый зритель сможет увидеть ход забега. При помощи канала «Москва-24» будет организована прямая трансляция со множеством камер, включая мобильные камеры и квадрокоптеры. По дистанции наши партнеры сформируют еще несколько фан-зон на Садовом кольце, Фрунзенской набережной, Пречистенской набережной, Крымском мосту.

— Есть ли у вашего забега призовой фонд?

Да, призовой фонд есть, причем как денежный, так и вещевой. Различная наградная атрибутика предоставлена нашими спонсорами. Всего призы будут раздаваться в 129 номинациях во всех возрастных категориях.

— На каждом марафоне, по сложившейся традиции, каждому финишировавшему выдается «медаль финишера». У вас такая есть?

Да, «медаль финишера» у нас есть. В этом году она очень красивая. Но показать до старта марафона мы ее не можем — это строжайшая тайна, которую мы бережно храним.

— Московский марафон — прибыльное мероприятие?

Мы стремимся к тому, чтобы выйти на самоокупаемость, но пока сальдо у нас отрицательное. Такие мероприятия требуют серьезных затрат. Например, бюджет марафона уровня «Мэйджора» или «Золотого Лэйбла» — 2,5 миллиона евро. У нас таких денег в распоряжении нет, поэтому наш марафон к топовым отнести пока нельзя. Чтобы к этому прийти, нужно привлекать больше спонсоров, больше партнеров. На стартах в Европе или США спонсорские взносы и стартовые взносы с участников — крупные статьи доходов.

Также, в отличие от зарубежных марафонов, Московский марафон преследует социальные цели. Например, мы предоставляем право на бесплатное участие инвалидам, а также участие со скидкой пенсионерам.

— Спонсоров ищете сами или они находят вас?

Раньше мы ходили по компаниям и просили помочь нам, но сейчас тенденция меняется. Проект растет, и теперь уже крупные компании сами обращаются к нам. В этом году, например, нас спонсируют правительство Москвы, Adidas, Tag Heuer, «Вертолеты России», ВТБ и многие другие.

— Как определяете идею того или иного забега: красочные, ночные?

Бег очень разнообразен. Бегать можно одному в парке, по городу с друзьями, днем или ночью, под музыку или в тишине. Мы активно изучаем опыт Европы и США и внедряем его в нашу среду с учетом нашей ментальности. Получается, как мне кажется, достаточно неплохо. По крайней мере, отзывы положительные. Недавно, например, один наш спортсмен написал большое письмо. Он рассказал, что принимал участие в красочном забеге в США и в Москве. В Америке, по его словам, это было похоже на сходку пенсионеров, а наша аудитория его просто поразила. «Красочный забег» в Москве был действительно молодежным, позитивным и очень необычным.

— Что бы вы хотели улучшить в ближайшие годы?

Помимо финансовых составляющих, лично мне бы хотелось привлечь больше зрителей. Основное впечатление у тех, кто бежал марафоны в Нью-Йорке, Лондоне и Берлине, — гигантское количество зрителей, которые поддерживали спортсменов на протяжении всей трассы. Нам бы тоже хотелось, чтобы на наших стартах массовость была не только в рядах бегущих, но и среди зрителей. Надеюсь, что жители города в этот раз придут поддержать всех, кто выйдет на трассу, и придадут спортсменам сил словами поддержки, ведь пробежать марафон — уже подвиг. Пользуясь случаем, приглашаю всех читателей МОСЛЕНТЫ провести время на Московском марафоне.