Опубликовано 25 мая 2016, 12:30

«Супер Марио» открыл проект «Музыка в метро»

Лицензированных исполнителей будет охранять полиция
Сегодня в одиннадцатом часу утра в северном вестибюле станции Маяковская был дан официальный старт проекту «Музыка в метро». Мелодия из компьютерной игры «Супер Марио» в исполнении струнного квартета «Живой Арканум» стала первой композицией, легально исполненной музыкантами в московском метрополитене.
«Супер Марио» открыл проект «Музыка в метро»
Михаил Метцель / ТАСС

Свершилось! Сегодня в одиннадцатом часу утра в северном вестибюле станции Маяковская, у бюста поэту, был дан официальный старт проекту «Музыка в метро». Мелодия из компьютерной игры «Супер Марио» в исполнении струнного квартета «Живой Арканум» стала первой композицией, легально исполненной музыкантами в столичной подземке.

Мероприятие открыли представители департамента транспорта и московского метрополитена. Они сообщили, что 30 первых групп музыкантов, отобранных в результате прослушивания из более чем тысячи претендентов, получили годовую аккредитацию: именные бейджи с фотографией. Послушать живую музыку в метро теперь можно в будни с 10:00 до 17:00 и с 20:00 до 22:00, а также в выходные с 10:00 до 22:00. Позже на сайте проекта «Музыка в метро» появится расписание.

Три музыкальные площадки, запущенные сегодня на станциях «Маяковская», «Выставочная» и «Курская» - это пилотная версия проекта. В конце лета будет проведен опрос пассажиров, и, если они одобрят идею, музыканты получат право играть еще на 12 станциях, где для этого будут оборудованы специальные зоны.

Тогда же проведут еще один конкурс. Исходя из опыта лондонского метро, организаторы утвердят по 10 групп на одну площадку (когда их больше, начинается неразбериха при составлении расписания выступлений). Именно по этой причине на первом этапе жюри отобрало только 30 групп и исполнителей.

На сегодняшний день оборудование площадок состоит из красной наклейки на полу, обозначающей зону 1,5Х3 метра, в которой могут находиться музыканты, и красного плаката на стене с надписью: «Безвозмездное выступление. Благодарность остается на усмотрение слушателей».

Это означает, что шляпу или чехол от инструмента для сбора денег музыканты выставлять могут, но обращаться к слушателям с просьбой подкинуть туда пару монет им запрещено. Площадки просматриваются с камер службы безопасности. Если там будут возникать конфликтные ситуации, сотрудники полиции придут на помощь музыкантам или сделают им замечание.

Сегодня, когда струнный квартет исполнял тему из «Супер Марио», сразу стала понятна первая проблема музыкантов: без усиления и под мерный гул эскалаторов музыкантов слышно не очень хорошо.

«Зал шумный, трудно пробить его аккустическим звуком. Мы обычно играем вживую, без усиления, но, возможно, в будущем организуем себе подзвучку. Похоже, никто, кроме нас самих, заниматься этим не будет: нам предоставляют площадку, а дальше, что называется, крутитесь как хотите», - пояснил Алексей Мазин, виолончелист квартета «Живой Арканум», вчера отыгравший свой последний экзамен в консерватории

Чтобы понять, кто и какую музыку будет играть в московском метро этим летом, МОСЛЕНТА побывала на живых прослушиваниях проекта и поговорила с его победителями.

Оркестръ КУШ

Рассказывает Александр Курский, гитарист Оркестра Куш:

Играли мы не четыре минуты, как остальные, а минут восемь: сначала композицию «Время», которую сейчас на новом альбоме записываем, потом «Ля-минор» с нашего первого диска. В жюри нам аплодировали, сказали: то, что мы играем — это и есть музыка формата московского метро, которая там отлично будет звучать. И что мы можем выбирать любую станцию. Так я понял, что мы прошли.

Я сразу представил, как здорово было бы сыграть на «Маяковской» вчетвером: балалайка, гитара, барабаны и бас. Но как там, под стук колес, нас будет слышно или не слышно, пока трудно представить. И вообще, как в таких условиях играть лирическую музыку? Метро — это же все-таки не филармония. Розетки с электричеством нам предоставлять не будут, но у нас есть комбики на батарейках. Посмотрим, как все это зазвучит, когда дойдет до дела.

Мы давно занимаемся проектом, с 2011 года. Голосами балалайки, гитары, баса и барабанов рассказываем истории, создаем образы. Студийный альбом пока один, сейчас записываем второй. Вся музыка наша, авторская. Чтобы передавать живые эмоции и образы, записываем произведения "на раз" полным составом оркестра. На новом альбоме добавятся и скрипки, и виолончели, — мы становимся настоящим большим оркестром. И хор очень хотелось бы в запись включить. Голосов сто.

Наша основная задача сейчас заключается не в том, чтобы играть в метро, а в том, чтобы наша музыка там зазвучала. Знаете, вот когда вы едете на эскалаторе на своей любимой станции или там, где вы живете, и в колоночках ненавязчиво играет музыка «Оркестра Куш». Вот такая наша главная цель: чтобы люди узнали, что есть на свете такой оркестр и есть такая новая русская музыка, которую мы играем с 2011 года.

И очень приятно, что нас услышали, и мы вошли в формат московского метро. Хотя, всего лишь три станции на 30 групп — вы же понимаете, что это такое? А тем, кто не прошел, как быть? Меня гоняла полиция из метро, я представляю, насколько это неприятно.

А в принципе, шаг в сторону музыкантов очень хороший: когда ты можешь прийти, пройти кастинг, получить лицензию и выступать. У меня только одно категорическое возражение: везде и говорят и пишут, что музыканты в метро смогут собирать «пожертвования». Пожертвования несут в храм, а нам деньги дают в благодарность за услышанную музыку.

4 H E A D S

Рассказывает Елисей Крупенков, флейтист 4 H E A D S:

Втроем: флейта и две скрипки, мы играем около года. Лена с виолончелью присоединилась полгода назад. В основном делаем каверы песен современных групп и артистов: Nirvana, Adelle, Coldplay, — список длинный. Учимся на первом-втором курсе колледжа при московской консерватории имени Чайковского.

Мы почти не репетируем, а играем в основном на улице: на Кузнецком мосту, в парке на Чистых прудах, в Камергерском переулке, в прошлом — на Арбате. Жаль, оттуда прогнали, там здорово было. В кафе выступаем: Loft, «Фарш» на Никольской. В метро нас в первую очередь интересуют не деньги, а люди: чтобы нас услышали, чтобы о нас узнали. Мы пробовали играть на Павелецкой, в переходе с кольца на зеленую ветку, но нас полицейские прогнали. Не прогнали, точнее, а по-хорошему объяснили, что это незаконно, и попросили уйти. Но теперь — все, мы в метро будем играть на законных основаниях!

На самом прослушивании мы еще не поняли, что прошли. Нам показалось, что из жюри всем такие приятные слова говорят и номер телефона спрашивают — для связи. Мандража не было, у нас вообще нет боязни сцены или людей. Переживали, конечно, чтобы хорошо сыграть, не сфальшивить. Сыграли один кавер и одну свою вещь, импровизационную. И все получилось.

ALTTORONADO

Рассказывают Игорь Капитонов, гитарист и Никита Скиба, альтист AltToronado:

Никита: Мы оба из-под Саратова, он по левую сторону от Волги живет, я по правую. А познакомились в Москве, в переходе на Курском вокзале.

Игорь: Я, такой, поиграл и уже собирался уходить, за мной другие ребята вставали, следующими, и тут подходит Никита: «Парни, мне надо уехать, а денег нет. Дайте поиграю, на билет соберу быстренько.» А Саша, балалаечник с Крыма, ему говорит: «Вот поиграй с чувачком, у него комбик и луп-станция».

Никита: Поначалу-то он у меня доверия не вызвал, если честно.

Игорь: Ну, мы встали, я говорю: «Давай вот эти четыре аккорда попробуем, очень удачная гармония.» И как мы заджемили, что за десять минут нам накидали тысячи две с половиной. Мы смотрим — ого! Сели, деньги посчитали, руки друг другу пожали — давай дружить. Ну и понеслась!

«Супер Марио» открыл проект «Музыка в метро»

© Григорий Сысоев / РИА Новости

Сам я раньше играл альтернативу типа Rage Aganist The Machines в группе «Дегенераты». По образованию я вообще-то юрист, но в Москве понял, что за пару часов в переходе получаю, сколько за день в офисе. И теперь только музыкой зарабатываю. Мы с Никитой можем и в электричке поиграть, и в переходе, и на улице. Сейчас в основном делаем каверы известных всем современных композиций: когда эстраду, когда грандж, альтернативу. Иногда джемим, придумываем что-то свое.

Никита: А у меня музыкант — профессия основная. «Нирвану» до встречи с Игорем я не играл. Я же в консерватории учусь много лет уже, и конца и края этому нет.

Где-то год мы играем вместе. И очень большое удовольствие получаем от музыки, которой занимаемся.

Сергей Мартемьянов

Рассказывает Сергей Мартемьянов:

Знаете, это мое первое прослушивание. А так я около четырех лет играл на Арбате, но сейчас, сами понимаете, какая там ситуация: музыкантов стали жестко гонять, отбирают инструменты, и все мы спустились в переходы. Я этого не хотел, у меня хороший уровень: музыкальное училище, консерватория. Но, начав играть в переходах, познакомился там со многими музыкантами профессионального уровня. Очень прилично люди играют: не все, но многие. Вот за мной ребята сейчас будут играть перед жюри, скрипачи, консерваторцы. Таких музыкантов я уважаю.

Мы, арбатские музыканты, последние годы активно боремся за свои права. У нас есть ассоциация, Сергей Садов ее возглавляет. Может быть это помогло, и вот власти решили пойти нам навстречу. Потому что мы все время говорили: «Ребята, дайте нам патенты. Потому что уличные музыканты всегда были, всегда будут, и никуда от этого не деться.»

Пускай выметут алкашей — ребят, которые на пиво собирают, да простят они меня, но это не музыка. Оставят профессионалов. Все, я буду рад и счастлив. Потому что в любом случае нужно на улице играть. Метро, улица — это всегда агрессивная реклама. Я поиграл, ко мне подошли: «Сережа, банкет, на такое-то время.» Визитки раздашь, тебе потом звонят, приглашают на мероприятия.

Bubamara Brass Band

Рассказывает Анастасия Бадьина, вокалистка и барабанщица Bumbara Brass Band:

Мы играем балканскую музыку и в прошлом году нам исполнилось 10 лет. Бумбамара — это божья коровка на сербском. И еще так звали героиню у Кустурицы в фильме «Черная кошка, белый кот». Кстати, мы с Эмиром общались и играли, когда он приезжал в Москву. А начиналось все с того, что наш основатель, Саша Каштанов, вдохновившись балканской культурой, музыкой, которую все обычно знают по саундтрэкам к фильмам Кустурицы, и решил создать свой оркестр.

Играть в метро мы будем вчетвером, потому что пространства мало. А так полный состав у нас — 11 человек. У нас бывают свирки — это концерты по-сербски, и штырки — это когда мы на улице играем на шляпу: на Никольской, на Кузнецком мосту, в Камергерском. Вокруг обычно сразу собираются люди, начинают хороводы водить! Сезон открываем в мае. И нам просто нужно официальное разрешение, чтобы играть. А то полиция гоняет, надоело.

Музыка у нас достаточно прыгательная, живенькая: есть пара румынских композиций на цыганском, а в основном все на сербском. И Саша сочиняет еще сам песни в балканском стиле. Играем не только в Москве, гастролируем по России, сейчас вот в Сочи поедем. И, конечно, мы играем на праздниках: и на дняж рождения, и на выпускных даже! А на скольких свадьбах отыграли, даже и вспомнить не получится!

Сергей Садов

Рассказывает Сергей Садов:

Я пятнадцать лет играю на Арбате. Музыкой зарабатываю с 1970-х, окончил Гнесинку. Так как формат прослушивания был — четыре минуты, я сыграл попури. Потому что, если бы я на все это время зарядил восточную тему, подумали бы — мусульманин какой-то. Славянскую мелодию — решили бы, что русофил рьяный. Поэтому вступление я сыграл из одной вещи, тему — из другой, нарезку такую сделал на четыре минуты.

Музыка жюри понравилась, они дружно похлопали этому всему. А что я прошел или не прошел, еще невозможно было определить. Было много сильных музыкантов, достойных, которые не прошли не из-за того, что плохо играли, а из-за того, что не вписались в формат. У кого так сложилось, не стоит переживать. Важно ведь не стать первым во что бы то ни стало, важно, чтобы человек был на своем месте.

То, что нам впервые дают легальный статус, я воспринимаю как некую победу, потому что с 2011 года возглавляю «Московскую общественную организацию работников культуры уличного жанра». И мы давно уже добиваемся того, чтобы департамент культуры определил статус легитимности уличного артиста в Москве.

Музыканты во время выступления на презентации пилотного проекта "Музыка в метро" на станции "Курская" Московского метрополитена.

Музыканты во время выступления на презентации пилотного проекта "Музыка в метро" на станции "Курская" Московского метрополитена.

© Михаил Метцель / ТАСС

Странно: каждый раз, когда я бываю на круглых столах, пресс-конференциях, посвященных положению уличных музыкантов, где присутствуют представители телеканалов, печатной прессы, интернет-изданий, ни разу я не видел представителей департамента культуры, телеканала «Культура». Как будто нас для них не существует.

То есть, как будто бы и не замечают эту ситуацию те люди, которые должны быть проводниками и помощниками организации всего направления «уличные музыканты». У нас это только нарождается, а в Европе – со средних веков менестрели играют на площадях, на ярмарках и в замках.

Слава Богу, что нам сейчас выделили первые места, где официально можно играть. Но в целом — это не решение вопроса. В первую очередь надо прописать статус легитимности артистов. Именно на уровне департамента культуры выпустить документ, в котором будет оговорено, кто такой московский уличный артист, что он обязан делать, и на что имеет право. Потому что мы до сих пор постоянно сталкиваемся с рэкетом, давлением.

И дело не в количестве мест, их полно, Собянин много наделал пешеходных зон, где можно выступать. И я, например, как автор, имею право играть там свою музыку по закону Российской Федерации об авторском праве. Но нас душат статьями: за организацию несанкционированных мероприятий, например. А этого не должно быть. И сейчас очень нужно, чтобы департамент культуры обратил на нас внимание и узаконил наше положение.


Полный и интерактивный список из 30 групп, прошедших прослушивание и получивших право играть в московском метро этим летом, можно увидеть здесь.