Конечный потребитель

Фото: Reuters

За первые три месяца 2016 года аптеки Москвы продали 751 тысячу упаковок презервативов. Такие данные содержатся в материалах, представленных МОСЛЕНТЕ аналитическим агентством DSM Group. В деньгах это 164 млн рублей, или на один процент больше, чем в первом квартале 2015 года. А вот если считать в упаковках - то выясняется, что московский рынок средств барьерной контрацепции сократился на 29%.

«По моему мнению, это связано с общим падением аптечных продаж, - прокомментировал данные DSM Group генеральный директор этого агентства Сергей Шуляк. - В том числе с тем, что в кризис спрос на сопутствующие препараты в аптеках падает сильнее. Напомню - мы в целом фиксируем сокращение объёма аптечных продаж в первом квартале этого года».

Именно спрос на презервативы сократился больше всего. Специалисты фиксируют снижение продаж фармацевтики (лекарств) на 10% в рублях и на 14% в упаковках, парафармацевтики (медицинских средств и инструментария и сопутствующих товаров) - на 9% в деньгах. На этом фоне снижения продаж презервативов на 29 процентов выглядит практически обвалом.

514ad86adb3d7de99e0c5cf14a7e71225b7fabf2
Фото: Reuters

Презервативы дорожают

По данным агентства, средневзвешенная закупочная стоимость упаковки презервативов (среднее арифметическое от цены товара при разных поставках) выросла на 42% - до 220 рублей. При этом, по оценкам производителей, в целом рынок презервативов в стране за весь 2015 год в целом составил около 700 млн рублей.

Но рост стоимости одной пачки на 42 процента дал мизерный прирост объёма продаж в деньгах, и сильное падение - в штуках. Почему?

Во-первых, по сравнению с первым кварталом прошлого года существенно подорожали три марки, которые занимают 85% российского рынка: Contex вырос в цене на 41%, Durex - на 30%, Vizit - на 9%.

А, во-вторых, всё чаще граждане (и гражданки) покупают не маленькие упаковки контрацептивов (по три презерватива в пачке), а большие (по 12 штук): сухая статистика говорит, что продажи маленьких пачек сократились на 26 процентов, больших - на 23%, а единичные упаковки - в четыре раза.

Полевые исследование статистику аналитиков подтвердили. В аптеке в центре города пачка презервативов Vizit Classic на три контрацептива сегодня продаётся по цене 150 рублей, на двенадцать - 250. Примерно такие же цены на аналогичные модели мы обнаружили и в супермаркете. Но это далеко не предел стоимости - ценник упаковки на 12 презервативов уходит к тысяче рублей в аптеках, а в специализированных магазинах отдельные модели стоят и в три раза больше.

Кто зарабатывают этим на жизнь

Есения Шамонина, владелица лавки Презервативная, открывшейся в 2012 году на Мясницкой улице, падения спроса не замечает. По её словам, количество покупателей стабильно, и постоянные клиенты от любимых марок отказываться не готовы. Как уточнил продавец лавки Пётр, в день за покупками к ним заходят 100-150 человек.

Финансовые успехи Есения объясняет специфической мотивацией посетителей её магазина. Первое, что бросается в глаза в лавке - модели со всевозможными усиками и пупырышками, надетые на постаменты разного размера. Такая экзотика делает примерно половину кассы, объясняет Пётр, но это для новичков: «Заходят люди, смотрят названия Молитва девственницы или Кричащий банан, смеются и берут что-нибудь экзотичное».

Постоянные клиенты, которых, по оценкам продавца, около трети, берут другое. вторую половину выручки магазину дают тонкие Okamoto (290 рублей за три штуки) и супертонкие полиуретановые (330 рублей за одну штуку) Sagami из Японии. Также уважают немецкие My.Size, которые можно точно подобрать по длине и радиусу окружности. «Для некоторых это просто необходимость. Если человек всю жизнь пользовался обычными, и ему было неудобно, то, находя эти, он уже не отказывается от них», - говорит Пётр.

Продаются в Презервативной и лидеры российского рынка, но их, по словам Есении Шамониной, практически не берут: «Они у нас просто для ассортимента. Зачем людям покупать в таком магазине что-то банальное?»

По её мнению, падение продаж контрацептивов в аптеках связано с ростом цен, а также с тем, что «рекламы презервативов нету, государство борьбу со СПИДом проводит исключительно под знаком верности партнёру». И хотя в лавке продажи не падают, общие тенденции в сегменте элитных презервативов повторяются: последний год покупатели стали отдавать предпочтение большим упаковкам. Вместо одного полиуретанового гипоаллергенного проводящего тепло презерватива за 330 рублей берут, например, сразу шесть за 1.650 рублей. выходит дешевле.

0d6456feb5155b268053f0c52a4491516a3fc37c
Фото: Dadang Tri / Reuters

Волатильность рубля и контрацептивный масс-маркет

В отличии от владелицы небольшой «Презервативной» гендиректор интернет-гипермаркета condom-shop.ru и сети магазинов «Точка Любви» Алексей Гадай падение продаж заметил, причём не только в упаковках, но и в деньгах. И объясняет его взлетевшими ценами, которые бьют и по магазинам, и по конечным потребителям.

«Продажи уменьшились, так как пришлось поднять цену, - говорит Алексей Гадай. - В то же время, ввиду того, что цену мы подняли меньше, чем подорожала закупка, прибыль с этой категории товаров упала - примерно на 20%, если сравнивать нынешние объёмы с аналогичным периодом 2015 года».

По его словам, 90% ассортимента кондомов - это презервативы, которые закупаются в валюте дистрибьюторами. И стоимость, по которой дистрибьюторы перепродают презервативы магазинам привязана к курсу валют. Эту проблему в «Точке Любви» пытались решить, выставив на продажу изделия отечественного бренда Sitabella, но их пришлось убрать «ввиду непопулярности», признаётся Гадай. Кстати, по данным DSM Group, бренд Sitabella показал максимальный прирост на общероссийском рынке (который тоже падает) +84,8% в рублях и 45,2% в упаковках.

Гадай, в отличие от Есении Шамониной, верит, что потребители могут перейти на более дешёвые презервативы: «Если будет слабеть рубль, будут расти цены как закупочные, так и розничные, тогда, возможно, часть людей перейдёт на более дешевые презервативы. Например, поменяет Durex на Contex».

От презервативов отказываются в пользу противозачаточных

Своя точка зрения на будущее рынка презервативов у Татьяны Никоновой. Преподаватель и автора секс-блога Sam Jone's Diary отмечает, что резиновые изделия не просто подорожали, а подорожали так, что теперь активное использование презервативов по среднемесячным расходам приблизилось к цене, например, гормональных противозачаточных средств. «Поэтому если у пары не стоит вопрос предохранения от заболеваний, она может перейти на другие средства контрацепции, которые раньше казались слишком дорогими».

Никонова настаивает на том, что в России презервативы - по-прежнему основной способ предохранения. И делает вывод, что «в процентном соотношении их доля использования в устойчивых парах рано или поздно снизится в пользу более удобных и контролируемых методов».

Есть и вторая причина, почему, по мнению Татьяны Никоновой, падает интерес к покупке презервативов. Отчасти она согласна с владелицей Презервативной лавки. «Сейчас ведется крайне опасная кампания фактически против использования презервативов, - отмечает собеседница. - Недавно глава Сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов заявил, что “контрацептивы снимают самосохранительную роль личностного поведения. И пять контактов с презервативом в подростковом возрасте равноценны одному незащищенному контакту”. На фоне подорожания контрацептивов такие заявления способны привести к росту ЗППП (заболеваний, передающихся половым путём - прим. ред.) и нежелательных беременностей».

9b4099a5547abe8ff21776e2dae832e6b27f562b
Фото: Lee Jae Won / Reuters

«Я надеюсь, что люди не станут меньше пользоваться презервативами, наоборот, начнут ответственнее относиться к предохранению в тяжелой экономической ситуации. И даже если финансовые показатели продаж упадут, есть вероятность, что постоянные потребители просто перейдут на более доступные марки», - пожелала Татьяна читателям МОСЛЕНТЫ.

Меньше презервативов стали покупать не только в Москве. Если в столице спрос на презервативы в аптеках упал на 29%, то в масштабах страны, по данным DSM Group, - на 20,5% - до 3,5 млн упаковок. Для продавцов ситуацию стабилизировал рост цен, в деньгах продажи увеличились довольно существенно - в целом по стране на 11% - до 627,2 млн рублей (против, напомним, однопроцентного роста по Москве).