Опубликовано 14 мая 2016, 13:02

Высокое искусство и 1930-е под землей

МОСЛЕНТА побывала на уникальном оперном концерте в метро
На станции «Кропоткинская» состоялся исторический оперный концерт. Исторический, потому что опера, да еще в сопровождении симфонического оркестра, спустилась под землю впервые. МОСЛЕНТА побывала там и осталась довольна, как и большинство зрителей.
Высокое искусство и 1930-е под землей
Артем Геодакян / ТАСС

На станции «Кропоткинская» состоялся исторический оперный концерт. Исторический, потому что опера, да еще в сопровождении симфонического оркестра, спустилась под землю впервые. МОСЛЕНТА побывала там и осталась довольна, как и большинство зрителей.

«Метрополитен сегодня - не только транспортная система, которая перевозит более 8 млн пассажиров каждый день. Это еще и место различных культурных мероприятий. Сегодня более 800 человек посетят ночной концерт, который мы организовали совместно с ведущими оперными коллективами Москвы и России», - сказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Он и начальник московского метро Дмитрий Пегов поблагодарили всех пришедших на концерт. Пегов также пригласил гостей на парад поездов московского метро, который состоится на Кольцевой линии 15 мая.

Как все выглядело

Гости и журналисты собирались у выхода с «Кропоткинской» к Гоголевскому бульвару. Импровизированная сцена расположилась на выходе к Храму Христа Спасителя. Сводный хор стоял на ступенях, у подножия лестницы расположились музыканты Президентского оркестра. Оперу решили представить в концертном исполнении, то есть без декораций. Солисты традиционно расположились рядом с дирижером.

МОСЛЕНТЕ удалось посмотреть, как артисты готовятся к выступлению. Главный дирижер оркестра Евгений Никитин перед репетицией признался журналистам, что это первый подобный проект для его коллектива. «Это премьерный вариант, оперу играем впервые… Любая практика всегда на пользу, надо развиваться», - сказал он.

По его словам, музыканты играли полным звуком. Для того, чтобы подстроиться под новый зал и понять его акустику, им потребовалось 2-3 минуты. Также им помогали звукорежиссеры, и Никитин отметил, что это абсолютно нормальная практика.

Нам удалось осмотреть секцию ударных инструментов, которые чаще всего приходится глушить с помощью тряпичных сурдин. Никаких приспособлений, заглушающих звук, на мембранах барабанов не было. По нашим личным впечатлениям, на качестве исполнения это никак не сказалось.

#артметро #ночьвметро #операвметро

Фото опубликовано Anya Kombarova (@annakombarova)

В опере «Сельская честь» должен быть задействован орган, но его в целях экономии места решили заменить на электронный синтезатор. Впрочем, некоторые зрители этого, похоже, не заметили: некоторые оглядывались в поисках «живого» инструмента.

И снова об акустике - на церемонии открытия музыкальный руководитель и главный хормейстер проекта, художественный руководитель Академического большого хора РГГУ Борис Тараканов рассказал легенду о том, как утверждали проект Кропоткинской. Вестибюль станции проектировался по тому же образцу, что и знаменитый египетский храм Амона в Карнаке. Во время утверждения проекта Л. М. Каганович возмутился таким сходством, но архитектор Алексей Душкин возразил: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для Народа!».

О постановке

Напоминаем, что на «Кропоткинской» исполняли оперу итальянского композитора Пьетро Масканьи «Сельская честь». Главные партии исполняли солистка Датской королевской оперы Наталья Леонтьева, солисты Большого театра Роман Муравицкий и Анджей Белецкий, солистка Центра оперного пения Галины Вишневской Любовь Молина и солистка Московского государственного академического театра имени Натальи Сац Екатерина Ковалева.

За дирижерским пультом стоял дирижер Президентского оркестра РФ, Заслуженный артист России Евгений Никитин.

Премьера оперы состоялась 17 мая 1890 года в Риме. Ни одна из 14 других опер Масканьи не имела такого успеха. В основе либретто «Сельской чести» лежит одноименная новелла итальянского писателя Джованни Верга, опубликованная в 1898 году. Место действия оперы - сициллийская деревня, пасхальное утро 1880 года. В центре повествования - трагическая история любви крестьянской девушки Сантуцци к сыну хозяйки таверны Туридду, которая разворачивается в течение одного утра и заканчивается гибелью юноши.

Околокультурное пространство

Еще до начала концерта на станцию пришли именные поезда московского метро - «космический» и ретро-поезд. Они оставались на путях в течение всего мероприятия.

«Космический поезд», запущенный в этом году ко дню космонавтики, одолжила на время мероприятия Таганско-Краснопресненская линия. Космопоезд был создан совместно с Роскосмосом и Московским Музеем космонавтики. Его двери были закрыты, но журнал ЖЖ уже рассказывал и показывал, как он выглядит внутри.

Ретро-поезд был открыт для гостей. Там для них накрыли фуршет с закусками и «Советским шампанским», а еще можно было пообщаться с актерами, одетыми в стиле 1930-х годов - эпохи, когда появился метрополитен. Желающие могли даже спеть с ними, естественно, до начала концерта. Ближе к концу мероприятия поезд особенно пригодился тем, кто не успел отдохнуть перед концертом.

Ретропоезд «Сокольники» стилизован под первый поезд московского метрополитена, который состоял из вагонов типа А. Он был создан по специальному заказу на Метровагонмаше. Для этого пришлось изменить лицевую часть привычных синих вагонов и покрасить его в цвета, характерные для метро 1930-х годов. Также переработан интерьер - мягкие диваны из кожзаменителя, внутренняя обивка вагонов из негорючего пластика, стилизованного под линкруст (настенное покрытие с объемным орнаментом), характерные для первых поездов метро светильники-бра. Состав запустили 15 мая 2010 года, в день 75-летнего юбилея московского метро.

Отзывы

Сознательным зрителям, которые подготовились к концерту и не нуждались в мягких диванчиках ретропоезда, концерт понравился.

«Это грандиозное событие в московском метро! Поначалу очень странно сидеть на станции метро, где бываешь почти каждый день, между двумя поездами и слушать классическую музыку. Но играли очень хорошо, и в какой-то момент перестаёшь обращать внимание на обстановку вообще», - поделилась одна из зрительниц, Ксения.

«Я была скептически настроена, представить, что станция метро может стать концертной площадкой, все-таки непросто. Но вот, все получилось в итоге. Прекрасный звук, акустика, такое ощущение, что находишься на одной из мировых концертных площадок», - добавила ее подруга.

«Вечером очень хотелось спать, я сомневался, стоит ли идти. Пересилил себя, пришел, думаю, что не зря», - заметил их сосед.