Опубликовано 20 марта 2016, 15:00

Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях

Интервью с администраторами
Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях
Maxim Shemetov / Reuters

МОСЛЕНТА поговорила с администраторами популярных соцсетевых сообществ о Москве о том, для чего они всё это делают.

KudaGo: Москва

Популярный сайт, рассказывающий о том, чем можно заняться в свободное время в большом городе, имеет филиалы во всех основных соцсетях. Причем появились они на свет даже раньше основного портала. На данный момент на страницу «ВКонтакте» подписано 945 тысяч человек, и это вторая по численности группа о Москве.

Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях

© Скриншот: https://vk.com/kudago

«Вообще, историю проекта можно назвать довольно личной. В 2012 году наш генеральный директор пропустил несколько концертов рэпера Басты, которого очень любит, просто потому что не знал, что они состоятся, и решил: хватит это терпеть. Он создал группу «ВКонтакте», в которой стал собирать все интересные события города: выставки, концерты, фестивали», - рассказывает руководитель отдела маркетинга проекта KudaGo Максим Полкунов.

Первый паблик был посвящен Санкт-Петербургу, он быстро развивался, и уже через месяц администрация решила открыть второй – про Москву. Только после этого проект обзавелся собственным сайтом.

При столь многочисленной аудитории создателям не составило труда выйти на самоокупаемость и начать зарабатывать на рекламе. Они и не скрывают, что проект трудно назвать альтруистическим.

«Москва меняется»

В отличие от предыдущего, этот паблик не так коммерчески успешен. Но он, по словам создателей никогда и не ставил перед собой такую цель. «Для всех авторов он стал воплощением желанной трибуны, откуда каждый из них мог рассказать о своей особенной Москве», - говорит один из идеологов группы Герман Прохоренко.

Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях

© Скриншот: http://vk.com/moscowchanges

Авторами выступила «команда городских блогеров». «Кому-то из нас нравятся современные арт-пространства, вроде «Флакона» и «ArtPlay», а кому-то - улицы Арбата, наполненные историей. Чья-то Москва живет в тихих переулках, а чья-то - в шумных ресторанах», - отмечает Прохоренко.

В группе можно найти анонсы городских событий и праздников, проекты новых станций метро, красочные фотографии столицы и новости о жизни города, преимущественно, позитивные. За всем этим следят 72 тысячи подписчиков.

«Москва пешеходная» и «Камергерский&Столешников»

«Мы с друзьями очень любим два переулка в Москве: Камергерский и Столешников. Мы всегда были их фанатами. Несколько лет назад, когда в городе еще не было такого количества пешеходных улиц, они были едва ли не единственными, по которым можно было пройтись и не встретить автомобиль. Кафе и рестораны, МХАТ и Театр оперетты, много приличных людей и мало туристов – в общем, полная противоположность туристическому Арбату, который мы никогда не воспринимали всерьез», - рассказывает один из идеологов и создателей пабликов Михаил Зуев.

Первым его детищем стала группа «Камергерский&Столешников», а любимым местом – ресторан «дез Артист» в Камергерском переулке. «Туда ходили звезды мирового масштаба. Ясно, что там были Путин с женой, Билл Клинтон играл там на саксофоне. Не чурались его и голливудские звезды, и олигархи – очень популярное место было, легендарное, - вспоминает Зуев. - В советское время там находилось кафе «Артистическое», а после перестройки его выкупил швейцарец по имени Дольф. Мы с друзьями тоже любили сходить туда выпить, а потом решили создать группу про эти два переулка, которую ведем до сих пор».

Со временем к ней добавилась и еще одна – «Москва пешеходная», быстро вышедшая на первый план. В ней можно найти фото не самых популярных улиц и районов города, новости о столице. Участники постоянно репостят московских и федеральных чиновников и деятелей искусства, таких как советник президента Герман Клименко, журналист Игорь Дудинский или актер Станислав Садальский. У сообщества полторы тысячи подписчиков в фейсбуке. Примерно столько же у «Камергерского&Стлешникова».

«Мне приятно думать, что к нынешним изменениям в Москве приложили руку и мы. Однажды на улице мы поймали Капкова [бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков – прим. Ред.]. Спрашиваем у него: а нельзя ли пешеходные улицы дальше продлить – хотя бы до Кузнецкого моста? А он ответил, что это невозможно: там подъезд к Большому театру, посольство Молдавии. Задумался и ушел. А через какое-то время мы увидели, что половина центральных улиц стали пешеходными. Может быть, и наше мнение было учтено», - предполагает создатель «Москвы пешеходной».

«Москва. Детали»

«Идея сделать страницу появилась из моего увлечения архитектурой вообще и архитектурой и историей Москвы, в частности. Много читаю об архитектуре Москвы и еще больше сам хожу пешком, изучаю ранее неизведанные мной районы, особенно, всякие отдаленные от привычных туристических троп, - говорит создатель группы «Москва. Детали» Денис Бычков. - Люблю попадать разными способами в «закрытые» места: здание Роскомстата на Проспекте Сахарова, построенное по проекту Корбюзье, строения ГЭС-1 на Раушской набережной и так далее».

Его проект на сегодняшний день имеет 12,5 тысяч подписчиков в фейсбуке. Почти весь контент составляют рассказы создателя о тех самых «странных и малоизученных местах». «Многие считают, что самое интересное в Москве находится в центре, я считаю, что это не совсем так. Почти в каждом районе Москвы — от Коломенского до Текстильщиков и дальше — всегда при желании можно найти что-то интересное и рассказать об этом, - настаивает Денис. Так, в числе его любимых мест в столице - микрорайон Курьяново, Андреевский поселок и деревня Мневники.

Еще одним знаковым местом для автора стал комплекс посольства Индии на улице Воронцово поле. «Огромный, густо заросший склон в самом центре города, спускающийся к Яузе, посредине которого стоит домик 19 века, в котором, по преданию, бывал Наполеон. Чуть ли тайный парк в пределах Садового, де-юре находящийся на территории Индии. Усыпив бдительность охраны, можно пробраться из огороженной «праздничной зоны» на этот старинный московский склон», - говорит Бычков.

Он утверждает, что не стремится зарабатывать на группе и всячески отбивается от рекламодателей: «Я не пытаюсь как-то специально заинтересовывать подписчиков — просто пишу и выкладываю фотографии посещенных мной мест, которые мне самому очень нравятся. И не привлекаю своих читателей к созданию контента», - резюмирует автор, добавляя, что и сам остается в плюсе от того «социального капитала», который ему удается накопить в процессе работы над группой.

«Москва, которой нет»

Существующие параллельно «ВКонтакте» и в фейсбуке группы служат онлайн-представительствами одноименного сайта, создатели которого знакомят читателей с историческими местами любимого города. Делают они это как с помощью статей, так и посредством регулярных прогулок и поездок по столице и окрестностям.

От Каменщиков до Большой Алексеевской, вокруг Ходынки, по Гончарной Слободе, по московским бульварам – это маршруты, по которым создатели «Москвы, которой нет» устраивают прогулки для своих подписчиков.

«Долго просили сделать нас экскурсии по метро. Но мы не хотели стандартные, искали долго. Спасибо нашему гиду, который водит уникальные железнодорожные экскурсии, например, по МОЖД. Он помог нам организовать четыре экскурсии по пять часов каждая! Говорит, короче не могу, останетесь неучами», - рассказывает руководитель проекта Юлия Мезенцева.

Помимо этого, с недавних пор функционирует «Вечерняя школа МКН», где все желающие могут прослушать курс лекций об искусстве разных стран и эпох.

Однако, по словам руководителя проекта, даже те, кто не участвует в «живых» мероприятиях проекта, может найти в пабликах «массу интересного». «С прошлого года со страницами нам помогают волонтеры. Отслеживают сообщения, комментарии, ищут интересные посты, собирают предложения, взяли и ввели, например, популярный Ретровторник, когда на странице публикуются интересные фотографии и тексты к ним. Уговорили нас делать видео с лекций «Вечерней школы МКН», подали множество идей для новых прогулок, лекций и даже путешествий», - говорит она.

Свою аудиторию Мезенцева называет спокойными умными образованными людьми с хорошим чувством юмора.

«Про московское метро» и «Подслушано московское метро»

Создатель пабликов Иван Тресенов утверждает, что преследовал благородную цель. «Основная миссия - помочь подписчикам найти людей, которых те видели в метро и сразу прониклись симпатией, но постеснялись подойти, - говорит Иван. – За два года существования удалось найти около 2500 человек. В неделю выходит около 20-30 человек. Мы работаем с руководством метрополитена - обмениваемся информацией, вместе проводим конкурсы».

По словам Ивана, многие из тех, кому удалось найти друг друга после случайной встречи в метро, создают семьи. Алгоритм же поисков прост: ищущий выкладывает в паблик фотографию своего случайного знакомого с кратким описанием и подробностями встречи. А дальше в дело вступает удача – кто-нибудь из знакомых разыскиваемого обнаруживает объявление и оставляет комментарий с его контактами.

«Мы живем в мегаполисе, где у каждого свои проблемы, дело не только в стеснении – знакомиться в интернете проще и надежнее. Когда я подумал об этом однажды, идея создать паблик пришла сама собой», - вспоминает Тресенев.

«Ищу девушку. Вместе сели 10 числа примерно в 7 утра на станции Саларьево. Я сидел напротив. Вышел на университете. Найдись, ты очень милая», - так выглядит стандартное объявление в паблике «Подслушано московское метро». Его аудитория на данный момент составляет 88 тысяч человек.

Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях

© Скриншот: http://vk.com/metrooverhear

Более популярное сообщество «Про московское метро» насчитывает 223 тысячи подписчиков. В группе тоже встречаются объявления о розыске незнакомцев, но чаще здесь можно найти рассказы об истории столичной подземки и ее станций, а также фотографии наиболее колоритных пассажиров, сделанные подписчиками.

Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях

© Скриншот: http://vk.com/promosmetro

Кто и зачем создает паблики о Москве в социальных сетях

© Скриншот: http://vk.com/promosmetro

Mosquarium

Фотопаблик в инстаграме часто путают с одноименным столичным океанариумом. Создатели упорно открещиваются и утверждают, что их проект появился на свет на год раньше. Содержимое паблика составляют снимки Москвы, сделанные самыми разными авторами в разных местах и выбранные администрацией.

«Каждую неделю в проекте дежурит фотограф, чьи снимки мы публикуем с понедельника по пятницу. Это не штатные, не редакционные фотографы. Все наши авторы - люди извне, которых мы лично не знаем», - рассказывает один из администраторов, пожелавший сохранить инкогнито.

По его словам, сначала создатели публиковали снимки только известных фотографов с большой аудиторией. «Сейчас этот критерий отошел на второй план, и мы в первую очередь смотрим на стиль, качество фотографий, умение находить неожиданные ракурсы и открывать новые места. Мы не боимся нестандартных ходов. Например, у нас была неделя фотографии под 45 градусов, неделя только черно-белых снимков. Мы высоко ценим тематических авторов», - говорит представитель «Москвариума».

Чаще всего фотографов ищут сами администраторы, отслеживая сотни профилей пользователей инстаграма и выбирая из них лучших. «Подписываемся на них и наблюдаем пару недель. Потом принимаем решение: звать/не звать. Второй путь - кого-то рекомендуют уже те, кто отдежурил. Опять подписываемся и наблюдаем. Третий - часто нам пишут на почту, что хотят попасть в ряды дежурных, кидают ссылку на свою страничку», - рассказывает собеседник, добавляя, что предпочитает, когда потенциальные авторы сами присылают подборку работ в подтверждение собственного мастерства.

На данный момент у паблика больше 75 тысяч подписчиков. Своими любимыми местами в городе администрация «Москвариума» называет Сад имени Баумана, пространство вокруг бизнес-центра «Белая площадь», Виноградные пруды в Измайлово и Цветной бульвар.