«У «СтопХама» все будет хорошо»
Петр Шкуматов, Сергей Канаев и Андрей Филин о судьбе ликвидированного автомобильного движения «СтопХам»Московский городской суд 30 марта ликвидировал автомобильное движение «СтопХам». Решение было принято еще в октябре 2015 года, но вступило в законную силу только вчера. Лидер «СтопХама» Дмитрий Чугунов заявил, что активисты не прекратят свою деятельность, несмотря на формальную ликвидацию движения. МОСЛЕНТА поговорила с лидерами других автомобильных движений и узнала, что они думают о закрытии «СтопХама» и его деятельности в целом.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»
- Многие автомобилисты поддерживали и поддерживают деятельность «СтопХама» по причине того, что они борются с проявлениями хамства со стороны блатных водителей. У них есть очень большая и серьезная поддержка. Здесь нам надо подождать, потому что мы не знаем мотивационной части решения суда. Мы не знаем, по какой причине им отменили регистрацию. Причин, в соответствии с законом, очень много, в том числе и формальных. Ситуация может развернуться, «СтопХам» может обжаловать решение, если устранит выявленные Минюстом нарушения. Рано кому-то радоваться, а кому-то горевать. Для «СтопХама» это сигнал. Я думаю, это связано с ситуацией с Немовым [гимнастом Алексеем Немовым]. Она поляризовала общество. Многие высокопоставленные чиновники начали высказываться против «СтопХам» и даже грозились ликвидировать его. Заявление было подано в конце прошлого года. Обычно, такие ситуации разрешаются довольно мирно. Организации предъявляются претензии, но через какое-то время они устраняются. А тут кто-то воспользовался наличием претензий. Мой прогноз: у «СтопХама» все будет хорошо. Но, скорее всего, им придется пойти на компромисс с государством. Ведь государство – заказчик всей этой истории. И мы видим, что заказчик не очень доволен.
Я не сторонник конфликтов на дороге и считаю, что их надо всегда избегать, если есть такая возможность. Все мы нарушаем правила, кто-то грубо, кто-то негрубо. Если нарушение с твоей стороны кого-то напрягает, лучше, конечно, его устранить. Лучше не нарываться на какие-то разборки. «СтопХам» по сути и приучил многих водителей к такому поведению, когда люди начинают понимать, что не надо лезть на рожон и становиться звездой ютьюба.
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России
- Мы всегда считали, что когда общественное движение «крышуют» высокопоставленные чиновники из МВД, ни к чему хорошему это не приведет. Бороться с нарушениями закона незаконными способами, такими как наклеивание наклеек на лобовое стекло – это как минимум порча имущества или хулиганские действия. Это такая хорошая забава, интересная с точки зрения «пиара», но не с точки зрения решения проблем. Ничего удивительного в том, что их ликвидировали или исключили из реестра юридических лиц, для нас нет. Видимо, в какой-то момент высокопоставленные чиновники поняли, что ничего хорошего это не дает. Думали, может быть, что это даст какой-то молниеносный эффект, но дает в итоге только больше возмущения. Я абсолютно согласен с решением Минюста и суда.
Андрей Филин, координатор проекта гражданских активистов «Движение»
- К деятельности «СтопХама» мы относимся негативно. Что бы там не говорили их юристы, они настоящие хулиганы. Их действия, вот эти наклейки на стекло, противоречит законодательству. Если они утверждают, что это рекламная наклейка, то никакого права ее клеить у них нет. Положить под дворник еще с натяжкой можно, чтобы ее можно было снять и поехать дальше. У них же такой принцип, что они клеят наклейку и ждут, когда водитель выйдет, попытается ее сорвать, а она не срывается, и дальше начинается конфликтная ситуация с кучкой вот этих людей из «СтопХама». Порой бывает, что они берут с собой такие силовые бригады. Мы, кстати, однажды заказывали для своего движения виниловые магниты на машины для наших сторонников. Оказывается, в той же компании заказывал свои наклейки «СтопХам». Менеджер нам рассказал, что раньше их движение заказывало наклейки двух типов: со «злым» клеем, который не отдирается и с более «мягким», который можно легко снять. В последние годы они делают только «злые» наклейки. То есть, сейчас они настроены только на конфликт, чтобы это все снять, выложить в ютьюбе, набрать просмотры и «лайки». Не секрет, что ролики на ютьюбе приносят раскрученному каналу порядка тысячи или полутора тысяч долларов.
Конечно, это не наше дело – считать чужие деньги, но если люди специально делают ролики с драками, с поножовщиной, с бейсбольными битами, то это неправильно. Эффекта от их акций нет, потому что по видеороликам мы видим, что нарушители правил дорожного движения появляются ровно в тех же местах, где стоят активисты «СтопХама». Мы тоже устраивали акции с бейсбольными битами, но с надувными, кроме этого у нас ничего не было. Изначально, идея бороться с хамами на дорогах, она отличная, но делать это надо по-другому. Сейчас Дмитрий Чугунов заявил, что будет уходить от путинской поддержки. Он собирается бороться с неприкасаемыми, с чиновниками. Я думаю, что сейчас будет какая-то консолидация Эрика Давидыча [лидера движения smotra.ru Эрика Китуашвили] и Чугунова. Она уже частично произошла. Чугунов жестко поддерживает Давидыча, из которого хотят сделать страдальца.
Есть мнение, что его в течение полугода осудят, выпустят с учетом того, что он уже отсидел, и он возглавит вот это новое сообщество «Люди», о запуске которого уже было объявлено. Или будет принимать в нем вместе с Чугуновым какое-то участие. Мое предположение, что они хотят слить «смотру» и «СтопХам» в одну единую силу. Это действительно будет большая сила. У «смотры» гигантская армия по всей России, порядка 4 миллионов человек. У Чугунова была поддержка Путина, он встречался с ним на Селигере. У него есть еще и другие проекты. Если все эти движения, включая «смотру», сольются в одно, то все встанет на свои места.
Игорь Фарафонов, Алексей Афонский