Опубликовано 18 мая 2016, 11:27

Слабая зацепка за жизнь

Введут ли уголовную ответственность для зацеперов?
Слабая зацепка за жизнь
Manapova Ekaterina / Фотобанк Лори

В этом году на подмосковных железных дорогах серьезно пострадали 13 зацеперов, любителей кататься на крышах и сцепках поездов. Восемь из пострадавших - дети. У них тяжелые травмы, которые привели к ампутации. Еще двое погибли.

Такие данные озвучила на пресс-конференции в НСН Начальник подразделения по делам несовершеннолетних УТ МВД России по ЦФО, подполковник полиции Елена Коренкова.

Однако, как уточнил председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков, официальная статистика не отражает масштаба проблемы. Данные общественного движения «Офицеры России (Цветков – председатель президиума организации) говорят о том, что в неформальное движение вовлечены тысячи взрослых и детей.


По словам начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" Дмитрия Раенка, проблема зацеперов есть в каждом регионе – от Сахалина до Калининграда. Решить ее только силами РЖД, полиции и перевозчиков невозможно.

МОСЛЕНТА собрала мнения экспертов о том, что толкает людей так рисковать жизнью и будет ли вводиться для них уголовная ответственность.


Возраст зацеперов - от 6 до 40 лет

Цветков считает, что проблема гораздо серьезнее, чем принято о ней говорить.

«Есть мнение, что зацепинг - это редкие случаи. Я вас уверяю, это не так», - сказал он.

По его словам, в Москве и Московской области активно занимаются зацеперством 5 тысяч человек. В базе центра профилактики нарушений общественной организации «Офицеры России» - 8 тысяч человек. Возраст зацеперов колеблется от 6 до 40 лет.

Совместный рейд работников Пригородной дирекции МЖД и сотрудников правоохранительных органов по пресечению опасного для жизни и здоровья людей способа проезда на электропоездах - зацепинга. Станция Болшево. На снимке: задержание зацеперов.

Совместный рейд работников Пригородной дирекции МЖД и сотрудников правоохранительных органов по пресечению опасного для жизни и здоровья людей способа проезда на электропоездах - зацепинга. Станция Болшево. На снимке: задержание зацеперов.

© Николай Дудукин / PhotoXPress.ru

В социальных сетях существует целый неофициальный бренд «ЗЦП», торгующий брелками и зажигалками с логотипами. В тематических группах проводятся розыгрыши вполне серьезных призов, например, планшетов, за самое экстремальное видео.

В соцсетях зацеперство активно пропагандируется.

В 2015 году прокуроры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры (ММТП) добились закрытия 101 группы о зацеперах «ВКонтакте».

«Никто не знает, сколько человек реально погибает. Если человек просто лежит на рельсах, он проходит по статистике как погибший при переходе путей в неположенном месте. Если тело погибшего обуглено, то он признается зацепером», - отметил Цветков.

Причины - беспризорность и поиск легкой славы

В основном зацепингом занимаются малоимущие взрослые, подростки и дети. По его мнению, основной мотив, который толкает людей разных возрастов рисковать жизнью – попытка завоевать легкую славу и компенсировать таким образом свою несостоятельность в жизни.

По его словам, рост числа зацеперов на железных дорогах летом никак не связан со школьными каникулами. Все дело не в свободном времени школьников, а в погоде - чем теплее, тем больше экстремалов.

Начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Дмитрий Раенок добавил, что еще одна причина - беспризорность.

Он привел в пример случаи, когда родители отпускали своих детей 3-5 лет играть без присмотра, и дети шли на железнодорожное полотно. По его мнению, родителей таких малышей надо привлекать к ответственности.

«Мы будем добиваться, чтобы это предложение вышло на самый высокий уровень», - подчеркнул он.

Родителей малышей, играющих на железнодорожных путях, надо привлекать к ответственности за оставление ребенка в опасности.

Чиновник считает, что в образовательную программу должны быть включены курсы по правилам безопасности на железной дороге. По его словам, МВД проводит программу по профилактике ДТП, начиная с дорожных учреждений.

Одобрение Минобразования РФ уже получено, и Раенок пообещал решить эту проблему к 1 сентября.

Елена Коренкова добавила, что все же большинство пострадавших на железной дороге - это люди, которые пренебрегают элементарными правилами безопасности.

«Вопиющий случай – мама, идя по станции Нахабино, видя, что переезд закрывается, с коляской пошла вдоль путей. Ее затянуло воздухом между двумя поездами. Ребенку было 7 месяцев, он погиб, мама лежит в коме», - рассказала она.

Уголовная ответственность нужна

Все эксперты единодушно считают, что необходимо законодательно установить более серьезные санкции по отношению к зацеперам.

Цветков считает, что уголовная ответственность должна быть введена для администраторов зацеперских групп в соцсетях и для тех, кто вовлекает детей в эти опасные занятия. «Их действия приводят к огромному количеству смертей. Прямо или косвенно ведут к огромному количеству травм».

Коренкова добавила, что теоретически организаторов зацеперских рейдов можно было бы привлекать к уголовной ответственности по ст. 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления». Однако довольно сложно сделать.

Теоретически организаторов зацеперских рейдов можно привлечь к уголовной ответственности.

Представитель транспортной полиции напомнила, что в административном кодексе РФ существует статья «Вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков». По ее мнению, можно было бы доработать ее по примеру аналогичной статьи в административном кодексе Казахстана. Там ответственность для взрослых предусматривается за вовлечение детей в любое противоправное действие.

По мнению Дмитрия Раенка, надо увеличивать штрафы и другие санкции за нахождение в неположенном месте, то есть на железнодорожных путях. Самая лучшая мера – административный арест. Он остановит несовершеннолетних.