Какой могла быть московская «зебра»
От картонных детей до лазерных пешеходовПо статистике, 16 процентов всех московских ДТП в январе 2016 года — это аварии с пешеходами на "зебрах". Городские власти не первый год борются с проблемой аварийности на пешеходных переходах. Из последнего: в середине февраля на ВДНХ, например, появилась "воздушная зебра", сделанная по проекту студии Артемия Лебедева.
МОСЛЕНТА вспомнила, как городские власти пытались обезопасить москвичей-пешеходов от москвичей-водителей.
В 2014 году мэрия запустила конкурс на лучшее решение проблемы пешеходных переходов. В финал тогда вышло несколько предложений: например, была идея создать «интерактивный» пешеходный переход с видеокамерами, которые оценивают дорожную обстановку и подают звуковой сигнал, если возникает опасность.
Среди лучших вариантов был и так называемый модульный переход, составленный из 19 элементов, в том числе контрастной подсветки, поднимающихся столбиков и видеокамер. Финалистом также стал проект Safe2Walk с фотосенсорами и светофорами. Зеленый свет, по задумке авторов, включался, только когда пешеход появлялся около перехода, и выключался после того, как он вступал на тротуар на другой стороне.
Победила в итоге та самая «воздушная зебра» Лебедева. Идея в том, что над "зеброй" устанавливают ряд светильников, которые повторяют привычный рисунок перехода. Такую "зебру" даже ночью водитель видит издалека, а значит в любом случае успеет затормозить.
Проект с «воздушными зебрами» — далеко не первое предложение столичных властей по повышению безопасности на пешеходных переходах. Например, еще в 2006 году ГИБДД решило перекрасить все "зебры" в красно-белые цвета, однако массово разноцветные переходы в Москве так и не появились.
О перекраске "зебр" опять заговорили перед выборами мэра в 2013 году — самом богатом на всевозможные предложения по обновлению переходов. Тогда глава ГКУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) Михаил Проташников заявил, что в городе запустят эксперимент по обновлению наземных переходов.
На самых аварийных участках дорог перед "зебрами" сделали рифленую полосу [так называемые виброполосы], а сами переходы перекрасили в бело-оранжевый цвет, чтобы они стали более заметными. "Зебры" на широких трассах разделили островками безопасности.
В середине 2013 года власти решили заставить москвичей ходить по "зебрам", а не перебегать дорогу в неположенном месте. Специалисты РосдорНИИ предложили поставить стометровые заборы — от 50 метров "до" и "после" перехода. Ограждения предполагалось размещать около "зебр" у детских садов, школ, остановок и оживленных тротуаров. Заборы хотели также оклеивать светоотражающей алмазной пленкой. В итоге проект так и остался проектом.
Тогда же, в середине 2013 года, инновационный центр МФТИ предложил проецировать над "зебрами" лазерные 3D-голограммы пешеходов. Силуэт человека должен был появляться тогда, когда человек наступает на переход. Смысл в том, что вечером и ночью голограмму видно гораздо лучше, чем обычный знак. Причем 3D-картинку видит только водитель, пешеход воспринимает её как абстрактные красные полосы на асфальте.
Устройства с голограммами пешеходов планировали установить на Пятницкой улице в рамках проекта Роснано «Инновационная дорога», но реализовать идею так и не удалось. Возможно потому, что один такой переход обошелся бы городскому бюджету в один миллион рублей.
Летом 2013 года московские власти предложили делать "зебры" из гранита и приподнять их над асфальтом на 10 сантиметров. Для пилотного проекта выбрали 12 адресов. Каждый переход обошелся бюджету примерно в пять миллионов рублей.
Центр безопасности дорожного движения Московской области в 2013 году предложил устанавливать над переходами светодиодные табло с надписями: «Внимание! Пешеход» или «Пропусти пешехода». Панели должны были загораться по сигналу специальных датчиков движения, срабатывающих, когда пешеход подходит к "зебре".
Многие эксперты скептически отнеслись к такому предложению. Во-первых, наладить работу датчиков очень сложно; во-вторых, такие панели по сути превратили бы нерегулируемые переходы в регулируемые; в-третьих, стоимость одного такого перехода варьировалась от 90 до 300 тысяч рублей.
Осенью 2013 года руководитель центра Probok.net Александр Шумский анонсировал эксперимент с диагональными "зебрами", позволяющими пешеходам переходить перекресток наискосок. Эксперимент стартовал 28 сентября 2014 года на одном из перекрестков в Марьино.
В том же году "косые зебры" нанесли еще на девяти перекрестках, так что сейчас в городе таких 10 штук. В апреле 2015 года замглавы ЦОДД Александр Поляков заявил, что эксперимент с диагональными "зебрами" продолжится, и весной 2016 года в столице появится ещё 20 диагональных переходов.
Той же осенью впервые появились идеи светового оформления "зебр". Начальник управления инвестиций департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Илья Кузьмин съездил со своими коллегами в Лондон и увидел, что там у пешеходных переходов устанавливают специальные полосатые фонарные столбы со светодиодами, которые делают их более заметными для водителей.
Кузьмин пообещал, что такие фонари появятся и в Москве. Позже в столице перед зебрами действительно начали устанавливать небольшие желтые светофоры, работающие на солнечных батареях. Сейчас они есть у многих переходов города.
В декабре 2013 года российское движение «Союз пешеходов» анонсировало пилотный проект — на 17 светофорах Зеленограда должны были установить видеокамеры, которые высылали бы штраф водителям, не пропускающим пешеходов на зебре. Камеры установили летом 2014 года, а спустя полгода такие же устройства поставили на Тверской улице в Москве.
В феврале 2014 года в России начали действовать новые стандарты организации наземных пешеходных переходов. Власти решили сделать больше специальных виброполос перед "зебрами" и покрасить переходы в аварийных местах в бело-желтый цвет.
Замначальника московской ГИБДД Евгений Ефремов заявил, что эксперимент, который проводился в 2013 году, признали успешным, и теперь «вибрирующие» полосы появятся еще у 115 переходов. Тогда же впервые появилась идея подсвечивать "зебры" сверху. Над 3,5 тысячами переходами решили установить светящиеся знаки.
Кстати, массово красить "зебры" в бело-желтый цвет в Москве так и не стали, зато многие наверняка помнят один из таких цветных переходов, который по непонятным причинам появился на Красной площади в апреле 2015 года.
В июне 2014 года мэрия анонсировала пилотный проект по установке «умных» светофоров, которые будут ждать пешеходов. Если «зеленая фаза» светофора подходит к концу, а поток пешеходов не уменьшается, специальные датчики задержат «красную фазу» на 15-30 секунд. Однако нигде, кроме Зеленограда, такие светофоры так и не появились.
Тем же летом московские власти решили перенять опыт коллег из Санкт-Петербурга и установить на переходах светящиеся полосы безопасности, или так называемые наземные светофоры, которые дублируют основной светофор. Первая и пока единственная такая полоса в Москве появилась спустя год у "зебры" напротив дома №49 на проспекте Мира.
Осенью 2014 года тогда член комиссии Мосгордумы по безопасности Надежда Перфилова предложила установить у "зебр", расположенных возле школ, детских садов или поликлиник, картонных детей в натуральную величину. «Затрат минимум, и должно быть эффективно», — сказала тогда Перфилова. Однако картонные дети на московских дорогах так и не появились.
Летом 2015 года в ГИБДД вспомнили о приподнятых "зебрах", однако на этот раз предложили устанавливать их только во дворах, чтобы водители сильно не разгонялись, однако появились ли в итоге такие переходы во дворах, неизвестно.
Самая экстравагантная идея родилась у московских коммунальщиков в сентябре 2015 года. На севере Москвы, в Чапаевском переулке, на проезжей части нарисовали настоящую зебру.