21 октября в 23:21

Десять лет назад Сергей Собянин стал мэром Москвы

Как он изменил город?
21 октября исполняется 10 лет с того дня, как Сергей Собянин стал мэром Москвы. За эти годы в столице произошли огромные перемены буквально во всех областях и по всем направлениям: в парках и на дорогах, в метро и на вокзалах, в системе автотранспорта и в подходе к созданию общественных пространств, в отношении к людям пожилого возраста и упрощении доступа к разнообразным услугам. МОСЛЕНТА выбрала 10 главных достижений московского мэра на посту.

Устроил революцию в транспортной сфере

Фото: Станислав Тихомиров / ТАСС

Никогда еще за всю историю Москвы ее транспортная инфраструктура не развивалась так стремительно, как в наши дни. С 2011 года в городе открылись почти 90 новых станций метро и МЦК, а протяженность новых линий, введенных в эксплуатацию, составила 179 километров. Открывшееся четыре года назад Московское центральное кольцо стало привычным и удобным сегментом городского транспорта, сегодня горожане совершают по нему 560 тысяч поездок в день. Это позволило на 15 процентов разгрузить кольцевую линию метро и на 20-40 процентов снизить пассажиропоток центральных вокзалов столицы.

Выделенные полосы для наземного транспорта и демонтаж на нем турникетов позволили существенно повысить комфорт и снизить продолжительность каждой поездки.

Парк столичного транспорта постоянно становится более современным и комфортным: обновляются вагоны метро и пригородных поездов, трамваи и автобусы. Москва развивает и модернизирует сегмент экологического транспорта: последние столичные троллейбусы в этом году заменили на электробусы. Теперь Москва занимает первое место в Европе по количеству электробусов на городских маршрутах — до конца 2020 года их станет уже 600.

Создал самый большой парк каршеринга

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

По состоянию на 2020 год в Москве сосредоточен самый большой парк автомобилей каршеринга среди других городов Европы. И теперь мало кто вспомнит времена, когда доехать хоть до аэропорта, хоть до ближайшего магазина москвичам можно было либо на такси, либо на собственном транспорте, увеличивая пробки и тратя нервы.

Как так вышло? Год назад на своей страничке во «ВКонтакте» Сергей Семенович вспоминал:

«Четыре года назад я озвучил идею каршеринга в Москве. Ее поддержали несколько компаний. Никто не представлял, что этот проект станет настолько популярным. Сегодня в московском каршеринге девять компаний, и аудитория сервиса достигла одного миллиона человек. В столице больше 24 тысяч каршеринговых авто, которые позволяют заменить до 150 тысяч личных автомобилей. Потому что на одну арендованную машину приходится 7-8 поездок в день. Горожане вовсю пользуются сервисом: удобно, меньше проблем с парковкой, можно комбинировать с общественным транспортом».

В итоге система каршеринга автомобилей так полюбилась москвичам, быстро привыкшим к прелестям коротких поездкок на общественном транспорте, что охватила и другие сферы. Теперь в столице существует каршеринг велосипедов, самокатов, электросамокатов. Говорят, что планируется также и запуск шеринга детских колясок.

Изменил облик города

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Став мэром Москвы, Собянин уже через два месяца объявил войну торговым ларькам, установленным в городе повсеместно. Затем к единому стандарту была приведена разношерстная городская реклама. Пропали рекламные перетяжки и многочисленные билборды, а городские фасады скинули с себя километры рекламных баннеров.

Следующим этапом расчистки Москвы стало освобождение города от незаконных построек, массовый снос которых начался в феврале 2016 года. С перерывами в несколько месяцев городские власти опубликовали пять списков объектов на демонтаж. Вокруг этих зданий и торговых павильонов появлялись заграждения, приезжала спецтехника. И уже через считанные часы бригады рабочих грузили последние обломки в грузовики, которые отвозили строительный мусор на свалки.

Логичным продолжением этих шагов стал запуск программы «Моя улица». Реконструкция улиц, ремонт фасадов и подсветка зданий в рамках программы стали самым крупным проектом благоустройства в современной истории Москвы. 106 улиц в разных частях города были благоустроены с 2015-го по 2018 год. Преобразились Садовое и Бульварное кольцо, Кремлевская набережная и Боровицкая площадь, Тверская и Новый Арбат, Малая Дмитровка и Большая Якиманка, а также десятки улиц, переулков и проездов в центре города и спальных районах.

В результате и москвичи, и туристы единодушны в том, что центр города наконец-то стал удобным не только для автомобилистов, но и для пешеходов. Столица похорошела, очистившись от лишних вывесок, торговых павильонов и рекламы. В Москве появились десятки новых удобных маршрутов для прогулок. А обновившиеся общественные пространства, заново освещенные и благоустроенные, сделали город удобнее и уютнее.

Возродил ВДНХ

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Масштабная реконструкция главной выставки точно войдет в историю. Ее начала москвичи ждали долгие десятилетия. Слишком сильно горожане устали от творившегося на некогда Главной выставке страны беспредела и хаотичной торговли. Возрождение легендарной выставки началось в 2014 году. Многие павильоны в тот момент фактически находились в аварийном состоянии. Да и не только павильоны. Например, знаменитые фонтаны были построены в 1952–1954 годах и с тех пор ни разу не реставрировались. Самой острой же проблемой ВДНХ была изношенность инженерных коммуникаций — их не ремонтировали 60 лет.

По замыслу городских властей, символ СССР должен стать одним из самых посещаемых туристических мест в мире. Первоочередные работы по реконструкции ВДНХ оценивались более чем в 100 миллиардов рублей (для сравнения: строительство с нуля парка «Зарядье» напротив Кремля обошлось в существенно меньшую сумму — 14 миллиардов).

В итоге число посетителей ВДНХ за шесть лет выросло более чем вдвое, с 15 миллионов человек в 2013 году до 33 миллионов в 2019-м.

Построил парк «Зарядье»

Фото: Ирина Дмитриева / ТАСС

Долгие годы на месте снесенной гостиницы «Россия» красовались неживописные развалины и котлованы, обнесенные забором. Так было до января 2012, когда Владимир Путин встретился с мэром Собяниным на строительном пустыре в Зарядье и обсудил проекты по его застройке. А уже через несколько месяцев главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов объявил открытый международный конкурс на разработку концепции парка на месте бывшего отеля.

Строительство началось в 2015-м, причем с тщательной и долгой работы археологов на месте будущего парка. А 11 сентября 2017 года «Зарядье» открылся для всех желающих. Спустя год он победил в ежегодном конкурсе ArchDaily «Building of the Уear-2018» в номинации «Общественные пространства», за две недели открытого конкурса набрав более ста тысяч голосов.

«Зарядье» стало не только визитной карточкой города, но наглядно доказало москвичам, что общественное пространство в центре города может быть зеленым и уютным.

Разгрузил дороги

Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ

Город был забит машинами под завязку — это факт. И с этим явно было нужно что-то делать. Решить проблему власти города решили в том числе и за счет парковок.

Сначала это был эксперимент. В ноябре 2012 года на улицах Петровка и Каретный ряд стартовал пилотный проект по организации платной уличной парковки в центре Москвы. Тариф составил 50 рублей в час. Эксперимент был признан удачным, ведь результате скорость движения автомобилей в центре города увеличилась на 9 процентов, количество въезжающего в центр личного автотранспорта снизилось на 25 процентов.

Создание системы платных парковок ожидаемо встретило недовольство со стороны некоторых москвичей. Однако же справилось со своей главной задачей: существенно (на 25-30 процентов) снизить количество автомобилей в центре столицы.

Переосмыслил железную дорогу и открыл МЦД

Фото: Павел Кассин / ТАСС

С 21 ноября прошлого года для жителей Москвы и Подмосковья стало доступно еще одно крупное городское нововведение. Это первые две ветки нового наземного метро: Белорусско-Савеловский (от Одинцова до Лобни) и Курско-Рижский (от Нахабино до Подольска) Московские центральные диаметры.

От старой системы городских электричек они отличаются новыми комфортными поездами «Иволга», модернизированными станциями, минимальными интервалами движения, единой навигацией и билетной системой. Ввод этой системы теперь позволяет пассажирам гораздо быстрее добираться до пункта назначения и не зависеть от расписания движения поездов.

60 станций Московских центральных диаметров работают в едином режиме, 22 из них — с пересадками на метро, МЦК и радиальные направления железной дороги. Две ветки МЦД уже перевозят более 550 тысяч пассажиров в сутки, разгружая станции метро и городские магистрали.

В ближайшие годы в Москве откроются еще три линии МЦД, что позволит, по подсчетам экспертов, разгрузить транспортную систему столицы на 10-12 процентов.

Сделал удобные сервисы

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Сейчас многие уже не помнят, что такое многочасовые душные очереди и препирательства с чиновниками. Открытие центров «Мои документы» и электронных сервисов на mos.ru произвели тихую революцию, перезагрузив всю бюрократическую махину города. У москвичей быстро вошло в привычку, что оформить документы и записаться на прием к специалисту теперь можно дистанционно. Общение с городом упростилось максимально, бесчисленные часы в очередях остались в прошлом, как отжившая себя и неэффективная практика.

Госуслуги теперь предоставляются в электронной форме, и пользуется этим форматом большая часть городского населения. Сейчас на портале mos.ru доступно 370 услуг и сервисов, зарегистрировано 13,5 миллиона личных кабинетов физических лиц.

Наибольшей популярностью пользуются такие услуги, как прием показания приборов учета воды, информация о посещении и питании в школе, выдача единого платежного документа и запись на прием к врачу. По городу действует 127 районных центров госуслуг «Мои документы», которые ежедневно принимают 70 тысяч посетителей и предоставляют 270 услуг.

Обеспечил бесплатный досуг пожилым

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Проект мэра для активных москвичей старшего поколения сильно хвалят все, кто к нему присоединился и стал ходить на бесплатные кружки и секции. Город предложил людям старшего поколения множество вариантов качественно организованного досуга и обучающих курсов: от компьютерной грамотности до занятий спортом на свежем воздухе. Аудитория «Московского долголетия» постоянно растет, и в 2020 году в проекте приняли участие уже 370 тысяч москвичей, занимавшиеся на трех тысячах площадок.

Сейчас, в период приостановки проекта, запущен онлайн-формат досуговых занятий, которые посещают более 22 тысяч людей старше 55 лет. Онлайн-занятия проводятся по 30 направлениям. Это театр, художественно-прикладное творчество, рисование, гимнастика, английский язык, компьютерные технологии и многое другое. Среди новых направлений: онлайн-экскурсии и литературная мастерская.

Открыл Северный речной вокзал

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

В сентябре этого года, к удивлению и радости многих, был открыт Северный речной вокзал. Причем полностью в обновленном виде. Верил в то, что это может когда-нибудь случиться, лишь самый отпетый оптимист. И на то были причины…

Построенный в 1937 году Речной вокзал был главным зданием среди многочисленных сооружений канала Москва — Волга (в настоящее время канал имени Москвы). Здесь было много чего: ярусы и галереи, аллеи и фонтаны, шпиль и куранты, кафе и рестораны. Неудивительно, что 23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектуры общесоюзного значения.

Однако ж, отработав, насколько хватило сил, в 2010-м он был закрыт на реконструкцию. К 2018 году здание оставалось по-прежнему в аварийном состоянии, многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов.

Но тут случилось чудо. Работы по восстановлению Северного речного вокзала начались в декабре 2018 года.