Главные дорожные проекты Москвы 2022 года. Как они изменят столицу и чем помогут ее жителям?
Самый масштабный проект года
Сергей Собянин опубликовал планы столицы по дорожному развитию на ближайший год. Самый масштабный из них — Московский скоростной диаметр (МСД). Благодаря ему в столице появятся скоростные трассы без светофоров, которые уведут большие транзитные потоки из Москвы и разгрузят всю транспортную систему города. В результате нагрузка на центральные улицы Москвы снизится на 20 процентов.
После того как МСД заработает целиком, проехать через весь город без единого светофора можно будет за 40 минут. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сократится от 10 до 50 минут. Дорога в аэропорты Шереметьево и Домодедово сократится на 20-25 минут. Транзита грузового транспорта на диаметре не будет.
Ключевым моментом проекта станет то, что проезд по МСД будет бесплатным.
Зачем нужен МСД?
МСД объединит в новую городскую магистраль Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды. А также свяжет несколько крупных федеральных трасс в единую скоростную бессветофорную систему, которая позволит автомобилям транзитом проезжать через Москву, не загружая при этом столичный трафик.
Новая магистраль станет крупнейшим транспортным узлом между пятью федеральными центрами — Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью, Екатеринбургом и Крымом
«Запуск диаметра разгрузит исторический центр Москвы и ТТК от автомобилей, которые едут транзитом с одного конца города на другой, — прокомментировали проект «Мосленте» в пресс-службе департамента транспорта Москвы. — В столице уменьшатся пробки, а значит, воздух станет чище: выброс диоксида азота сократится до 15 процентов, а угарного газа — до 20 процентов».
Кого это коснется?
Разгрузка прилегающих дорог увеличит скорость общественного транспорта и позволит запустить новые маршруты.
Всего транспортное обслуживание улучшится для 3,6 миллиона москвичей, которые живут в нескольких десятках районов вблизи будущей магистрали.
Выехать с Московского скоростного диаметра на Третье транспортное кольцо можно будет в районе станции «Новохохловская».
На севере продолжением МСД станет федеральная скоростная трасса в Санкт-Петербург — М-11, на востоке — строящаяся сейчас М-12, идущая в Казань и Екатеринбург, а на юге — федеральная трасса М-4, соединяющая центр страны с Крымом, а также новая магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.
В целом проект будет способствовать развитию взаимодействия пяти ключевых российских регионов, которые получат удобную скоростную развязку, транзитом пропускающую их транспортные потоки через столицу.
С чего начнется строительство?
Уже в этом году планируется завершить строительство первой очереди МСД — Северо-Восточной хорды от Бусиновской развязки до Косинской эстакады. В течение года будет введено в строй последнее крупное сооружение на этой трассе — эстакада основного хода от Алтуфьевского до Дмитровского шоссе длиной 2,4 километра.
Сейчас, в феврале, уже активно ведутся работы по строительству этой эстакады длиной 2,4 километра. Идет монтаж пролетных строений и возведение подпорных стен.
Юго-Восточная хорда, которая станет второй частью МСД, сейчас строится и откроется в 2023 году.
Кроме того, будет сделана связка между Южной рокадой и Московским скоростным диаметром: на севере МСД будет связан с Северо-Западной хордой, на юге — с Южной рокадой. Благодаря этому транспорт сможет проехать в любой район Москвы, не загружая МКАД и Третье транспортное кольцо.
«Московский скоростной диаметр станет внутригородской магистралью для москвичей — рассказал «Мосленте» представитель пресс-службы департамента транспорта Москвы. — На ней не будет транзитного грузового движения, а транзит легковых автомобилей из других городов будет минимальным, так как им удобнее пользоваться кольцевыми трассами до въезда в города — ЦКАД и МКАД. Они обеспечивают распределение по большему количеству направлений».
Сеть городских хайвеев
Обычно в таких крупных мегаполисах, как Москва, дорожная сеть — двухконтурная. Так делают и в Азии, и в Америке: создают сеть городских хайвеев, полностью изолированную от других задач. Она несет только транспортную функцию — транзит, чтобы дать возможность плотным потокам автомобилей из удаленных друг от друга районов проходить через город, не загружая низовую уличную сеть, которая предназначена не только для транспорта, но и для пешеходов.
Трассы, которые строились в советские годы, не были изолированы, как современные магистрали, которые строятся в рамках проекта Московского скоростного диаметра.
Две же новые хорды из четырех — Северо-Восточная и Юго-Восточная — сделаны как хайвеи, и именно они составляют МСД.
«Для современных плотных и высокоскоростных потоков автомобилей нужны не проспекты или широкие улицы из советского генплпана, а городские хайвеи, как называют такие трассы на Западе, — объяснил «Мосленте» Константин Трофименко, директор центра исследования транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ. — Они должны быть изолированы от другого движения, все пересечения — в разных уровнях, разделители — по центру. Все примыкания решаются с дополнительными полосами, чтобы вникающий поток не мешал проезду основного. Там не может быть ни пешеходов, ни самокатов. Это совершенно изолированные от городской среды транспортные каналы».
Новые дорожные развязки
В 2022 году в работе будут находиться еще четыре развязки, среди них — Осташковская и Алтуфьевская. Их реконструкцию планируется завершить до начала 2023-го. Всего же, начиная с 2011 года, на МКАД была проведена реконструкция 18-ти развязок.
Благодаря реконструкции Алтуфьевской и Осташковской развязок будет улучшено транспортное обслуживание жителей московских районов: Бибирево, Лианозово, Северное и Южное Медведково, Лосиноостровский, Бабушкинский, Отрадное, Северный, а также городского округа Мытищи Московской области. Всего это около одного миллиона человек.
На Осташковской развязке будут две эстакады и два путепровода. В общей сложности там построят 8,7 километра дорог и надземный пешеходный переход в районе дома 30 на Осташковской улице.
Комфортное движение по прямому ходу Алтуфьевского шоссе обеспечит новый путепровод через МКАД. Эта эстакада-съезд улучшит выезд с Алтуфьевского шоссе на внешнюю сторону МКАД, в сторону Дмитровского шоссе.
Также будет построен новый съезд с внешней стороны кольцевой автодороги на Алтуфьевское шоссе в сторону центра и выполнена реконструкция существующих съездов на МКАД. Всего в рамках проекта построят 5,4 километра дорог.
Зачем нужны новые путепроводы?
Для Запада Москвы важен проект замены старого путепровода длиной 39 метров на улице Барклая на новый, 205-метровый. Комфортное и безопасное движение будет организовано не только через железнодорожные пути, но и над строящимся Северным дублером Кутузовского проспекта.
Полосы разгона и торможения добавят на улице Барклая и в Промышленном проезде. Будет создана связка между улицей Василисы Кожиной и Промышленным проездом. На пересечении Багратионовского проезда и улицы Олеко Дундича, и у дома 5 по улице Барклая, откроют пешеходные переходы.
Со строительством Северного дублера Кутузовского проспекта связан еще один проект на западе Москвы.
На улице Ивана Франко над новой магистралью и путями МЦД-1 пройдет обновленный Старо-Рублевский путепровод. Его задача — улучшить связь между Кутузовским проспектом и Рублевским шоссе.
По эстакаде можно будет съехать с путепровода на Северный дублер в сторону области, а через строящийся тоннель — на улицу Герасима Курина. В рамках проекта расширят улицу Ивана Франко, в каждом направлении увеличив количество полос движения до двух. Движение по путепроводу (включая эстакаду-съезд на Северный дублер в сторону области) будет односторонним и двухполосным.