Опубликовано 20 февраля 2016, 15:00

Что нужно знать о деле владельца аэропорта Домодедово

Что случилось?

18 февраля владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика вызвали на допрос в качестве свидетеля по делу о теракте в аэропорту, который произошел 24 января 2011 года и унес жизни 37 человек.

Что нужно знать о деле владельца аэропорта Домодедово

© Артем Геодакян / ТАСС

На допросе Каменщика обвинили в том, что он и другие управляющие аэропорта упростили систему досмотра в Домодедово, благодаря чему террорист-смертник Магомед Евлоев смог пройти в зал ожидания международных рейсов и взорвать себя.

В пятницу, 19 февраля, Каменщика отправили под домашний арест.

И что, он единственный, кто виноват в теракте?

Нет, Каменщик последний, кто оказался под следствием. Первое уголовное дело против руководства аэропорта возбудили ещё летом 2015 года. Под следствие попали: отвечающий за авиационную безопасность Андрей Данилов, управляющий директор Домодедово Вячеслав Некрасов и глава российского представительства управляющей компании аэропорта Светлана Тришина.

По крайней мере, это те, про кого есть информация в открытых источниках. По данным СМИ, в деле существуют еще и другие неназванные задержанные владельцы Домодедово.

Но теракт был 5 лет назад, почему их задержали только сейчас?

На самом деле, первое уголовное дело завели сразу же после теракта в январе 2011 года. Подозреваемыми тогда были сотрудники Домодедово и полицейские, которые отвечали за досмотр пассажиров на входах в аэропорт.

Уже в апреле 2012-го дело закрыли. Следователи заявили, что на момент теракта в России ещё не действовали правила, по которым нужно было проверять каждого посетителя. Такую норму ввели только через несколько месяцев после событий в аэропорту.

А в чем же виноват Каменщик и его коллеги?

Есть версия, что уголовное дело против Каменщика и его коллег возбудили из-за того, что власти решили взять все три аэропорта под свой контроль. Полностью частный Домодедово государство хочет забрать себе, а в частично бюджетных Шереметьево и Внуково — увеличить долю инвесторов.

Пресса утверждает, что такие планы у власти были еще в 2011 году, однако тогда владельцы Домодедово отказались продавать аэропорт. Сам Каменщик, правда, говорит, что предложений о продаже аэропорта к нему не поступало.

Указ о консолидации Шереметьево президент Владимир Путин подписал 28 августа 2015 года. Основным инвестором выступает TPS Avia братьев Ротенбергов. Такое же распоряжение о Внуково Путин подписал 1 августа того же года. Там инвесторами стали председатель совета директоров аэропорта Виталий Ванцев и пенсионер Владимир Скоч.

Владимир Скоч — отец депутата Андрея Скоча, состояние которого Forbes оценивает в 5,7 миллиарда долларов. Формально он владеет значительной частью активов сына.

А что за история с поисками настоящего владельца Домодедово?

После теракта президент России Дмитрий Медведев призвал следователей найти настоящего владельца Домодедово. Дело в том, что Каменщику аэропорт принадлежит не напрямую, а через офшорные компании, поэтому в 2011 году имя владельца аэропорта не было известно широкой общественности.

Впрочем, тогда же управляющая компания готовилась разместить акции на лондонской бирже и раскрыла конечного владельца аэропорта. В середине 2015 года глава СК Александр Бастрыкин сказал, что собственники аэропорта «никуда не скрывались, они были в Москве, и их имена всем известны».

Следствие обвиняло руководство аэропорта в нежелании выплачивать компенсации пострадавшим и семьям погибших в теракте. Сам Каменщик за день до задержания — 17 февраля — дал первую за пять лет пресс-конференцию, на которой заявил, что никаких судебных решений по поводу денежных выплат принято не было.

Так что будет с Домодедово? Аэропорт продолжит работать?

Представители Домодедово называют уголовное преследование Каменщика необоснованным, но подчеркивают, что аэропорт работает в штатном режиме.