Опубликовано 16 ноября 2017, 12:36

Путин одобрил строительство в Москве наземного метро. О чем идет речь?

Новая линия не будет похожа на старые

Президент России Владимир Путин действительно поддержал проект строительства новой ветки наземного метро в столице, представленный ему мэром Москвы Сергеем Собяниным и главой РЖД Олегом Белозеровым. Вот только поезда, как, впрочем, и станции, вряд ли будут похожи на станции классического метро.

От МКАДа до МКАДа можно будет доехать менее чем за 40 минут. Это совершенно новый вид транспорта

Сергей Собянин

мэр Москвы

Наиболее близкий аналог — линии МЦК

Чтобы представить анонсируемую транспортную систему, лучше всего посмотреть на действующую систему Московского центрального кольца (МЦК), где вместо классических метросоставов курсируют «Ласточки». Хотя детали нового проекта еще неизвестны, очевидно, что его авторы используют накопленный опыт. И если при запуске МЦК за основу брали линии старой грузовой кольцевой дороги, то сейчас задействуют железнодорожные линии по всему городу.

Новые линии соединят городские железнодорожные маршруты

По сути, речь идет о соединии радиальных железнодорожных направлений между собой. И если сейчас пригородные поезда доезжают до вокзалов и останавливаются, то теперь они проследуют дальше. По словам московского градоначальника, строящаяся линия позволит некоторым пассажирам сократить время в дороге вдвое.

Для начала соединят Белорусское и Савеловское направления

Прежде всего новый проект соединит Белорусское и Савеловское направления. «На их примере можно увидеть, что, по сути дела, создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 километров, которая будет перевозить 42 миллиона человек», - сказал на встрече с президентом мэр Москвы. По оценкам Собянина, скорость перемещения из одного конца в другой на этом маршруте увеличится в два раза. «Сегодня, например, из Лобни до Одинцова нужно минимум два часа на любом виде транспорта. Причем если на общественном, то это три пересадки, а так понадобится меньше одного часа без всяких пересадок», — подчеркнул он.

"Этими станцими будут пользоваться до 300 миллионов пассажиров. На 10–12 процентов разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и МКАД"

Сергей Собянин

мэр Москвы

Необходима лишь незначительная реконструкция уже действующей сети

Для открытия движения по новым маршрутам необходима лишь незначительная реконструкция уже действующей сети. «Это совершенно новый вид транспорта. Если бы построили такую ветку в виде метро, нам бы понадобилось около 250 миллиардов рублей, годы и годы, а это можно сделать за год-полтора, затратив минимальные ресурсы. И это, конечно, такой серьезный социальный эффект», — отметил мэр Москвы.

Первые составы пойдут уже в 2018 году

Запуск линии намечает на конец 2018-го или середину 2019 года. После чего начнется реализация второго этапа по Рижско-Павелецкому направлению: из Нахабино в Подольск через центр Москвы.

«И в целом можно создать таких направлений от 5 до 15 в зависимости от необходимости и пассажиропотока. Конечно, первые два направления мы можем реализовать достаточно быстро без капитальных вложений, остальные направления — потребуются определенные капитальные работы, и их можно будет реализовать в течение пяти лет», — сказал градоначальник.

Новое «наземное метро» соединит столичные аэропорты

Ожидается, что новый проект в дальнейшем позволит соединить между собой все городские аэропорты. Во всяком случае, в этом уверен нынешний глава РЖД. «Москва сможет стать хорошим авиационным хабом, поскольку движение, как мы планируем по результатам завершения этого проекта, между аэропортами будет занимать не более одного часа. Это то время, которое нужно пассажиру для формирования таких переездов», — заявил президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

Идея не нова. В Европе есть аналогичные проекты

На тандемной работе подземного метро и наземных городских электричек строится система общественного транспорта во многих крупных европейских городах, в частности, в Париже и Берлине. К примеру, линии электричек S-Bahn, проходящие через центр германской столицы, объединяют все крупные города Берлинской агломерации. Подобно тому, как по ветке S2 там можно проехать из северного пригорода в южный (из Бернау в Бланкенфельде), в Москве после объединения уже существующих маршрутов электричек РДЖ можно будет без пересадок добраться из Нахабино в Подольск.

Проекты модернизации железнодорожных путей в Москве были и раньше

Проблема более рационального использования железнодорожных путей в черте Москвы уже неоднократно обсуждалась на городском уровне, но ни одно из предложенных ранее решений так и не дошло до реализации.

В частности, в 2006 году Москомархитектура и Департамент по строительству РАО РЖД рассматривали 10 пилотных проектов застройки территорий над железнодорожными путями. Речь тогда в первую очередь шла о Киевском, Курском, Рижском, Савеловском, Ярославском и Ленинградском направлениях. Только в районе Киевского вокзала после реконструкции планировалось построить миллион квадратных метров жилья и общественных зданий. Для этого железнодорожное полотно на протяжении от Третьего до Четвертого транспортного кольца в районе Поклонной горы планировали накрыть платформой и развернуть строительство как на ней самой, так и в прилегающей зоне за счет ликвидации санитарной полосы отчуждения. Вот только до реализации проекта дело так и не дошло. И вот сейчас власти снова решили увеличить эффективность железнодорожных путей, но не застроив, а включив их в состав городской транспортной сети.