Опубликовано 22 августа 2016, 12:35

Продукты в тренде: прорывная десятка

Эксперты составили список товаров, стремительно набирающих популярность у россиян
Десятку прорывных товаров на прилавках продуктовых магазинов составили эксперты общественной организации «Евразийский деловой союз». Часть из них за последние два года, с момента введения продовольственного эмбарго, показали серьёзный рост продаж. Другие гарантированно займут место на полках многих магазинов в ближайшее время. МОСЛЕНТА изучила каждую позицию.
Продукты в тренде: прорывная десятка
Александр Земляниченко / AP

Десятку прорывных товаров на прилавках продуктовых магазинов составили эксперты общественной организации «Евразийский деловой союз». Часть из них за последние два года, с момента введения продовольственного эмбарго, показали серьёзный рост продаж. Другие гарантированно займут место на полках многих магазинов в ближайшее время. МОСЛЕНТА изучила каждую позицию.

«Каждая из этих товарных позиций со своей историей, они появились на рынке неспроста. Обратив внимание на эти товары, покупатель может расширить свой продуктовый кругозор. В конце концов это просто интересно купить и попробовать. А качество этих товарных позиций мы гарантируем», - рассказал МОСЛЕНТЕ Сергей Шубин, исполнительный директор «Евразийского делового союза».

Огурцы. Россия

Тепличные огурцы, бесспорно, в том или ином виде практически ежедневно есть на столе каждого жителя страны. За последние два года в Российской Федерации стали производить огурцов столько, что теперь внутренняя потребность в этом продукте закрыта полностью. Более того, огурцы теперь Россия активно поставляет в другие страны - рост экспорта в 2015 году составил 60%.

Среди стран-потребителей российских огурцов, как ни странно, Украина, а также Азербайджан и Армения - регионы, куда может «дотянуться логистическое плечо без существенного удорожания продукции». «Это очень показательная история. Мы теперь уже не завозим огурцы, а вывозим из России - отправляем на экспорт. И это очень отрадно», - считает Шубин.

Продукты в тренде: прорывная десятка

© Александр Демянчук / Reuters

Одной из причин растущего экспорта огурцов эксперты называют изменение стоимости рубля. «Огурец - это одна из самых дешёвых товарных позиций в овощном секторе, и он очень чувствителен к такого рода вещам. Тот огурец, который в свое время импортировался на территорию РФ, стал дорогой. Но тут подоспело предложение от российских производителей», - говорит эксперт.

По данным Минсельхоза Московской области, в регионе сейчас запущено несколько крупных проектов по созданию тепличных комплексов. Планируется, что в конце 2016 года многие теплицы Подмосковья выйдут на проектную мощность. Поэтому дефицита овощей в Москве ждать не следует.

Черешня. Киргизия

Особенностью 2016 года стал постепенный выход на российский рынок производителей из Киргизии. Черешня оттуда и раньше появлялась на полках московских магазинов. Но в Россию она попадала чаще всего через перекупщиков из Узбекистана и презентовалась, как узбекская.

«Апрель - это начало сезона по косточковым, первой из которых идет черешня. В Киргизии она растёт в большом объёме и очень высокого качества, - рассказывает Шубин. - По нашим данным, на территорию Москвы было завезено несколько десятков грузовиков данной продукции. Они прошли через все крупные московские рынки. Это огромный плюс, потому что на столы москвичей попала очень качественная продукция».

Именно приход в Россию производителей из Киргизии не дал в этом сезоне вырасти ценам на черешню, считают эксперты. «Предполагалось, что закрытие импорта этих товарных позиций из Турции приведет к резкому повышению цен. Все специалисты говорили о том, что весна будет относительно холодная и товарного предложения по черешне будет немного. Мы считаем, что заход производителей из Киргизии на территорию Москвы и Московской области не позволило резко вырасти ценам. Цены не отличались от сезона прошлого года», - рассказал Шубин.

Положительным моментом является и исключительная экологичность товаров из Киргизии. «Особенность экономики Киргизии такова, что всё, что производится в агросекторе, производится без применения вспомогающей химии - пестицидов и гербицидов. Практически любая товарная позиция оттуда спокойно может идти с приставками «эко» и «био». Более того, часть фермерских хозяйств имеют биологический европейский сертификат, получить который непросто», - говорит он.

К примеру, такой сертификат сейчас имеет производитель кураги из города Баткена. После вступления Киргизии в Евразийский экономический союз продукция из этой страны начала поступать на территорию Российской Федерации.

Яблочный сок. Киргизия

Ещё один прорывной товар Made in Kirgizia на российском рынке - натуральный яблочный сок. К нам он попал в необычной упаковке объемом три литра: в картонной коробке находится пакет из полиэтилена высокой прочности с краником-дозатором. Такая упаковка позволяет долго хранить сок дома, употребляя его периодически - сок не портится. Тара эта хорошо подходит для большой семьи.

«Киргизские производители не делают восстановленных соков, они делают соки прямого отжима. То есть внутри находится сок очень высокого качества по органолептическим показателям и он очень полезен. Именно по этой причине мы считаем, что данная товарная позиция очень интересная для россиян. И мы рекомендуем этот сок к покупке в любой момент, когда вы его увидите на прилавке», - говорит Шубин.

Продукты в тренде: прорывная десятка

© WOJCIECH PACEWICZ / Globallookpress.com

Сейчас в Киргизии работают три крупных производителя яблочных сока. Один из них делает сок из дикорастущих яблок. «Яблок в Киргизии растёт огромное количество. Натуральность сока подтверждается даже тем, что в одной партии могут попасть упаковки, где будет сок с разным вкусом», - говорит эксперт.

Сейчас такой сок уже есть в крупных оптовых комплексах Москвы. Ожидается, что осенью появится и в розничной сети. Интерес к продукции уже проявили несколько крупных торговых сетей, в том числе подписано соглашение о сотрудничестве с оператором электронной торговли «Утконос».

Шпик по-домашнему. Россия (Томская область)

С начала 2016 года вступил в силу запрет Роспотребнадзора на ввоз в Россию из Украины продукции свиноводства. Но без сала жители нашей страны не остались. Продовольственное эмбарго дало серьезный толчок развитию таких производств на территории Российской Федерации. Ярким представителем такого прорыва является свинокомплекс «Томский». И их шпик по-домашнему уже попал на московские прилавки.

Продукты в тренде: прорывная десятка

© Виктор Коротаев / Коммерсантъ

«Это яркий пример того, что в кризисной ситуации производитель из далекого сибирского региона выходит на территорию Москвы и Московской области. Начиная с 2016 года поставки мясной продукции из Украины закрыты. Поэтому мы говорим о том что наш российский производитель успешно с этой возможностью справляется. И на наш стол попадают довольно высококачественный продукт», - рассказывает эксперт «Евразийского делового союза».

По данным правительства Томской области, регион уже давно обеспечивает себя свининой. Область лидирует среди регионов Сибирского федерального округа и входит в десятку российских регионов по производству мяса. Около половины всего томского мяса и молока производится в личных подсобных хозяйствах.

Мороженое. Россия (Новосибирская область)

Ещё одним прорывным продуктом из российского региона эксперты «Евразийского делового союза» считают появившееся на московских прилавках мороженое «Пломбир на сливках», произведённое в Новосибирске. Компания из города Купино использует для упаковки специальный экодизайн с применением крафтовой бумаги. Мороженое делается из натурального сырья по советским ГОСТам.

«Сейчас они активно пытаются зайти на территорию Москвы и Московской области. Это интересный и высококачественный продукт. Он действительно заслуживает внимания и уважения, тем более, что сезон мороженого ещё не закончился», - считает Шубин.

Московские прилавки сейчас просто завалены мороженым разных сортов и видов. В этой ситуации производителям из регионов проблематично пробиться на столичный рынок, особенно имея ограниченный бюджет на продвижение своего продукта. Но мороженое из Новосибирска, совсем недавно попавшее на прилавки Москвы, по мнению экспертов, очень быстро завоюет популярность.

Минеральная вода. Россия (Кабардино-Балкария)

Серьёзная перестройка рынка минеральной воды в России произошла в конце 2014 - начале 2015 года. Марки Evian и Perrier стали практически недоступны для простого российского потребителя из-за дороговизны. А некоторые позиции премиального сегмента и вовсе пропали из поля зрения покупателя.

Российские производители воды называют для себя две главные проблемы - вода очень тяжелая и недорогая. Если она едет в Москву издалека, то на цену очень сильно влияют издержки по доставке. В этой ситуации нераскрученным российским брендам очень сложно попасть на полки магазинов. Благодаря широкой дистрибуции львиную долю рынка сейчас заняли компании Coca-Cola и PepsiCo со своими брендами BonAqua и Aqua Minerale.

Продукты в тренде: прорывная десятка

© Марк Боярский / Коммерсантъ

Переломить ситуацию пытается производитель минеральной воды из Кабардино-Балкарии. Эксперты «Евразийского делового союза» обращают внимание на воду «Эльбрус». Она премиального сегмента, но продается по очень доступным ценам.

«Они производят воду уникального качества. Доставка минеральной воды от источника происходит не цистернами, а помощью водовода. И вода непосредственно из источника попадает в бутылку. Я рекомендую данную товарную позицию к покупке. Тем более, что сейчас высокий сезон по воде. Эта вода уже продается во многих торговых сетях», - говорит Шубин. Вода «Эльбрус» уже очень широко представлена на полках столичных магазинах, она продается также во многих аптеках Москвы.

Сыр с плесенью. Россия (Московская область)

Не секрет что с введением продовольственного эмбарго любители элитного сыра лишились возможности пробовать сорта из Италии, Голландии и Франции. Ввоз сыров из Швейцарии разрешен, но его стоимость сейчас переваливает за 1 тысячу рублей килограмм. В эконом сегменте легко найти продукт и за 300 рублей, но практически на всей такой продукции стоит маркировка «сырный продукт». Это значит, что изготавливается он с добавлением растительных масел.

При этом отрасль сыроварения в России с введением продэмбарго получила сильнейший толчок для развития. Новые предприятия открылись сразу в нескольких регионах страны. К примеру, в Подмосковье начали даже выпускать сыр с благородной плесенью, по качеству не уступающий элитным европейским сортам.

«Люди в Подмосковье смогли сделать на территории своего производства „Ненашева Арго“ производство мягких сыров с благородной плесенью. В свой список прорывных продуктов мы включили сыр Горгонзола. Он является неким синонимом качественного итальянского сыра с плесенью. Этот сыр в России получился действительно очень хороший. Он доступный по цене и мы его рекомендуем к покупке. Уверяю, что самому требовательному любителю сыра он придется по вкусу», - говорит Шубин.

Единственный минус - такой сыр невозможно производить в больших объёмах. В каждой партии только порядка 600-800 кг. Но уже сейчас его можно найти в крупных оптово-розничных комплексах Москвы.

Подсолнечное масло. Россия

Наряду с огурцами в этом году Россия может гордиться ещё и серьёзным ростом производства подсолнечного масла. По прогнозам, в этом году на территории РФ будет собран рекордный урожай масленичных культур. А подсолнечное масло, по словам экспертов, в России традиционно производится высокого качества.

Продукты в тренде: прорывная десятка

© Василий Шапошников / Коммерсантъ

«Отметить эту товарную позицию, как потребительские продукт, было просто невозможно. Это то, чем аграрный сектор Российской Федерации по праву может гордиться. Мы к этому шли на протяжении длительного времени, масленичные культуры активно стали развиваться с 2001 года, и в 2016 году этот товар получает заслуженную золотую медаль», - говорит исполнительный директор «Евразийского делового союза».

Серьёзный интерес к этой продукции сейчас проявляют страны Юго-Восточной Азии. Подсолнечное масло в России уже готовы закупать Вьетнам и Камбоджа.

Варенье. Армения

Ещё одна страна, входящая в Европейский экономический союз, начала активное взаимодействие с торговыми рынками Москвы и Московской области. И первым товаром, который массово попал на полки столичных магазинов, стало варенье.

«Предложений качественного варенья из Армении сейчас огромное количество. И здесь есть уникальные позиции. Венцом всего этого разнообразия безусловно является варенье из зелёного грецкого ореха. Ещё есть варенье из лепестков роз, из баклажанов, из кабачков. Это такая экзотика, которую большинство россиян даже не пробовали, да и не слышали о таком», - сказал Шубин.

Интерес к армянскому варенью подогрел и фестиваль этого лакомства, прошедший с успехом в Москве. Варенье из зелёных грецких орехов жители столицы там также смогли оценить. «Мы приложим максимум усилий, чтобы эта продукция армянских производителей была представлена на полках розницы города Москвы и самое главное - по относительно доступной цене», - добавил эксперт.

Молоко. Россия

Российское молоко может, скорее, возглавить антирейтинг. Один из ключевых продуктов на столах москвичей сейчас демонстрирует негативную динамику. Рост цен на него в столице и в Подмосковье за последние месяцы составил около 16%. Это влечёт за собой цепочку удорожания целого ряда других молочных продуктов.

Продукты в тренде: прорывная десятка

© Денис Медведев / PhotoXPress.ru

«Молоко попало в этот список как товар в тревожной динамике. Повышение цены на рынке Москвы и Московской области вызывает неоднозначную обеспокоенность. Мы ставим на этой позиции большой красный восклицательный знак», - говорит Шубин.

В «Европейском деловом союзе» считают, что на проблему молочных продуктов должны обратить внимание министерства и ведомства, отвечающие за объёмы производства, его качество и цену.

Все продукты в гости к нам

Уже этой осенью на территории крупнейшего в Москве оптово-розничного продовольственного комплекса «Фуд Сити» откроется уникальная выставка. Свою продукцию на ней представят 85 российских регионов и 31 страна, включая участников Евразийского экономического союза. В каждом павильоне будет представлено 20 производителей из домашнего региона. Каждый из них в рамках стандартного пакета может выставить на полку 10 своих товаров.

«То есть мы говорим о нескольких тысячах единиц уникального товарного предложения, которые с очень высокой долей вероятности не присутствуют на полках крупной розницы. И это однозначно будет вызывать живой интерес любого потенциального игрока рынка», - рассказал Шубин.

Боле того, в каждом павильоне будут работать профессиональная команда меркетологов, которые смогут организовать связи между регионами. К примеру, Крым, которому не хватает молочной продукции, сможет напрямую закупать её у производителей, например, Вологодской области. А взамен с юга на север могут отправиться яблоки и крымские вина. Прямые торговые контакты исключают огромное количество торговых посредников и минимизируют торговую наценку.

В числе первых на выставочной площадке откроются павильоны Киргизии, Казахстана и Белоруссии. Чуть позже к ним присоединится Армения. Среди стран, не участвующих в ]евразийском экономическом союзе, свои представительства откроют Тунис, Марокко, Алжир и Египет. Ведутся переговоры об открытии павильонов Израиля и Узбекистана. Россия будет изначально представлена практически всеми субъектами Центрального федерального округа, шестью субъектами Северного Кавказа, а также Приморским краем и Томской областью.

«В предстартовом состоянии находятся 27 павильонов. Мы планируем, что они полноценно заработают в середине октября. В целом до конца года проект должен выйти на 50 процентов своей мощности. А до конца марта 2017 года мы планируем, что все субъекты Российской Федерации здесь сделают свои павильоны», - рассказал Шубин.

Специалисты «Европейского делового союза» предполагают, что лучшая часть представительств этой выставки в дальнейшем поедет с выездной сессией в Минск, Ереван, Бишкек - столицы стран, входящих в Евразийский экономический союз. Осенью 2017 года будет сделан консолидированный стенд Евразийского союза на очень крупной продовольственной выставке в Шанхае.