Опубликовано 17 апреля 2016, 12:00

История московских аэропортов

Откуда летали наши бабушки и дедушки
Пассажирские самолёты в аэропорту Внуково, 1973 год
Пассажирские самолёты в аэропорту Внуково, 1973 год
Борис Корзин / ТАСС

В конце апреля откроется четвертый аэропорт московского авиационного узла. Наряду с «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово» аэропорт «Раменское» станет крупной воздушной гаванью столицы. Предполагается, что к 2021 году его пропускная способность достигнет 12 миллионов пассажиров в год.

МОСЛЕНТА вспомнила, как развивались московские аэропорты, откуда взлетел первый пассажирский самолет, и где в столице был гидроаэродром.

Первый аэропорт столицы

Первая воздушная гавань появилась в Москве в 1910 году на Ходынском поле. Поскольку авиационный транспорт в то время только развивался, строили аэродром на пожертвования любителей авиации. Участие в создании аэродрома принимал и Николай Жуковский, который в 1904 году открыл закон, определяющий подъемную силу крыла.

На летном поле соорудили грунтовую взлетно-посадочную полосу и шесть маленьких ангаров. Первый взлет с площадки произвел польский летчик Михаил Сципио дель Кампо. Официальное открытие аэродрома прошло 3 октября 1910 года. На мероприятии присутствовали представители военного начальства и многие русские авиаторы.

Лётчик-испытатель Борис Иллиодорович Россинский с помощниками во время испытаний новой модели самолета на Ходынском поле, 1910 год

Лётчик-испытатель Борис Иллиодорович Россинский с помощниками во время испытаний новой модели самолета на Ходынском поле, 1910 год

© РИА Новости

Первый полет над городом выполнил русский авиатор Михаил Ефимов. А в 1918 году на Ходынском поле организовали «летучую лабораторию», в которой под руководством Жуковского проводили опыты и исследования по аэродинамике и воздухоплаванию.

Впоследствии на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота. А несколько позже рядом с площадкой разместились основные авиационные конструкторские бюро и авиазаводы.

Летное поле получило статус Центрального аэродрома, а первые пассажирские перевозки начались 3 мая 1922 года. Это были рейсы Москва-Кенигсберг-Берлин. Через год крылатые машины начали курсировать и внутри страны – появились воздушные трассы из Москвы в Нижний Новгород. Расстояние в 420 километров четырехместные аэропланы АК-1 преодолевали за два с половиной часа.

В 1931 году на Центральном аэродроме появилось первое здание аэровокзала, которое в то время было одним из самых больших в мире. В 1936 году воздушную гавань реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу.

Полет одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина над Ходынским полем, 1912 год

Полет одного из первых русских авиаторов Сергея Уточкина над Ходынским полем, 1912 год

© фотохроника ТАСС

Спустя два года к аэропорту подвели Замоскворецкую линию метро. Одноименная станция появилась под Ленинградским проспектом. Теперь добраться до аэропорта стало еще легче.

После войны практически все рейсы с Центрального аэродрома перенесли в «Быково», «Внуково» и «Остафьево». Основной задачей летного поля на Ходынке стало испытание новых самолетов. В частности, здесь испытывали бомбардировщик Ил-28, транспортный самолет Ил-76, а также пассажирские лайнеры Ил-86 и Ил-96.

В период с 1960 по 1971 год здесь располагалась Центральная вертолетная станция. С Ходынки можно было улететь в другие московские аэропорты – «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево».

В 2003 году с полосы аэродрома взлетел последний самолет, аэропорт закрыли. Некоторое время на летном поле оставалась списанная техника, здесь планировали открыть музей авиации.

Однако впоследствии рядом появились высотные жилые дома, а на месте летного поля хотят построить парк. В здании аэровокзала сегодня располагается торговый центр.

«Быково», «Остафьево» и «Внуково»

В связи с увеличением объема авиационных перевозок в 1930-е годы началось активное строительство в столице других аэродромов. Вторым московским аэропортом стала площадка в «Быково». В 1933 году здесь построили грунтовую полосу и стоянку для самолетов.

В 1936 году в связи с реконструкцией Центрального аэродрома в Быково были переброшены основные пассажирские рейсы, которые выполнялись по центральному расписанию.

Во времена Великой Отечественной войны аэродром стали использовать для военных нужд, в это время здесь построили взлетно-посадочную полосу из кирпича. А в 1950-х на аэродроме установили диспетчерский пункт и радиолокатор.

В 1968 году в Быково испытывали Як-40, который стал первым реактивным пассажирским самолетом для местных авиалиний. Машина Яковлева стала совершать рейсы по маршруту Быково-Кострома-Быково, а затем и по другим линиям.

Самолеты Як-40 в аэропорту Быково, 1974 год

Самолеты Як-40 в аэропорту Быково, 1974 год

© РИА Новости

После постройки нового здания аэровокзала в 1975 году пассажиропоток в «Быково» превысил 1,5 миллиона человек в год. Однако вскоре все рейсы аэропорта стали выполняться с других аэродромов.

Долгое время из «Быково» летал единственный рейс – Москва-Нижний Новгород. А в 2011 году аэропорт закрылся. Сейчас на летном поле стоят склады, а рулежные дорожки используют для стоянки автомобилей.

Более счастливая судьба у подмосковного аэродрома «Остафьево», который был открыт на том месте, где в 1803 году приземлилась на своем воздушном шаре первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина.

В 1934 году в исторической местности появился аэродром. Отсюда в разные города Советского Союза регулярно летали почтовые и пассажирские самолеты Ли-2. Во время войны здесь дислоцировались самолеты, которые участвовали в бомбежках Берлина. Позже в «Остафьево» разместилась эскадрилья самолетов дальней авиации.

В 1990-е годы территорию активно начала осваивать компания «Газпром-Авиа», была проведена реконструкция аэропорта. В то же время возникла идея организации в «Остафьево» корпоративного аэродрома.

В начале 2000-х годов московские власти пытались добиться закрытия аэропорта, так как он мешал строительству жилых комплексов в деревне Староникольское, которая находится в зоне звукового воздействия посадочной площадки. Однако аэродром удалось отстоять.

Сегодня Остафьево представляет собой современный аэропорт бизнес-авиации. Также здесь дислоцируются воздушные суда морской авиации.

Открытый в 1935 году аэродром «Тушино» в годы войны обслуживал бомбардировщики и истребители. Затем он стал местом авиационных парадов, которые посещало высшее руководство государства. В 1970-80-е годы здесь располагался Центральный аэроклуб имени Чкалова, в котором молодых людей обучали пилотированию и прыжкам с парашютом.

Празднование Дня воздушного флота СССР на аэродроме в Тушино, 1956 год

Празднование Дня воздушного флота СССР на аэродроме в Тушино, 1956 год

© фотохроника ТАСС

С начала 1990-х годов аэродром стали использовать для проведения массовых мероприятий. В частности, тут проходил международный рок-фестиваль «Monsters of Rock» и фестиваль «Крылья».

Последний самолет улетел из «Тушино» в 2014 году. Это был магистральный Ил-14, который хранился на аэродроме более 20 лет и был восстановлен энтузиастами.

Московские гидроаэродромы

На том месте, где сейчас расположен Филевский бульвар, в период с 1923 по 1970 годы находился заводской аэродром космическо-научного производственного центра имени Хруничева. Рядом на Москве-реке располагался и небольшой гидроаэродром.

Другая водная гавань для воздушных судов находилась на Химкинском водохранилище на окраинах Тушино. Гидроаэродром начали строить одновременно с прокладкой канала «Москва-Волга», он получил название благодаря находившейся рядом деревне Захарково и стал Захарковским аэродромом.

Здесь были оборудованы специальные причалы для самолетов-амфибий, а также устройство для их подъема в ангары для ремонта. На Захарковском аэродроме базировались самолеты полярной авиации. Именно отсюда отправлялись экспедиции в Арктику.

Сейчас здесь стоит новый жилой микрорайон.

«Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово»

В 1937 году из-за перегруженности Центрального аэропорта на Ходынском поле было начато строительство новой авиационной гавани – аэропорта «Внуково». Первая очередь была закончена до начала военных действий, поэтому во время войны здесь уже располагалась Московская авиагруппа особого назначения.

Именно во «Внуково» 9 мая 1945 года приземлился пилотируемый летчиком Семенковым Ли-2, на борту которого находился «Акт о безоговорочной капитуляции войск гитлеровской Германии». Сюда же прилетал самолет с красным знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом.

После окончания войны «Внуково» получил статус основного аэропорта столицы и первого международного аэродрома Москвы. Отсюда авиалайнеры полетели в Австрию, Болгарию, Германию, Польшу и другие европейские страны.

Командно-диспетчерский пункт аэропорта Внуково, 1958 год

Командно-диспетчерский пункт аэропорта Внуково, 1958 год

© Мастюков Валентин; Коньков Александр / ТАСС

14 апреля 1961 года во «Внуково» с космодрома «Байконур» прилетел первый космонавт Земли Юрий Гагарин. В аэропорту была организована торжественная встреча летчика.

При подготовке к Олимпиаде 1980 года аэропорт реконструировали, пропускная способность увеличилась, теперь в час аэропорт мог обслужить 2300 пассажиров. Отсюда же в 1980 году был совершен сверхдальний перелет в Антарктиду на самолете Ил-18Д, а в декабре того же года - первый полет на пассажирском самолете Ил-86.

Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась появлением новых пассажирских авиалайнеров и значительным увеличением объема пассажирских перевозок. Существовавшие тогда аэропорты не справлялись с наплывом желающих воспользоваться услугами воздушного транспорта. Поэтому было принято решение построить в Москве еще два крупных аэропорта. Так появились «Шереметьево» и «Домодедово».

Аэропорт «Шереметьево» изначально строился как главный военный аэродром Советской армии, в начале 1950-х годов он не принимал гражданские рейсы и носил название «Шереметьевский» по расположенному рядом поселку.

По легенде, идея создания в этом месте гражданского аэродрома возникла у Хрущева, который был сильно поражен размером лондонского аэропорта Хитроу. После посещения Англии он сказал, что подобный авиационный порт пора строить и в СССР. Его слова восприняли как руководство к действию, и уже 11 августа 1959 года «Шереметьево» принял первый пассажирский рейс из Ленинграда.

 Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год

Сверхзвуковой самолет ТУ-144 около исторического павильона-«рюмки» в Шереметьево, 1970 год

© Ю. Чуприков / ТАСС

Вскоре здесь построили здание аэровокзала, а география перелетов распространилась на весь мир: авиалайнеры стали летать в США, Канаду, Мексику, Аргентину и даже Австралию.

«Домодедово» появился несколько позже, но сразу в качестве гражданского аэропорта. Первый пассажирский Ту-104 вылетел отсюда в Свердловск в 1964 году, а регулярные пассажирские перевозки начались в 1966 году.

В советское время существовало четкое разграничение географии полетов между основными аэропортами Москвы. Например, из «Шереметьево» выполнялись международные рейсы и внутренние перелеты на север и северо-запад. Из «Внуково» летали на юг и в республики Закавказья. В «Быково» базировались самолеты, выполнявшие региональные перевозки по европейской части страны. «Домодедово» же специализировался на перелетах в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток.

В 1990-е годы произошло резкое сокращение авиационных перевозок, в связи с чем нагрузка на аэропорты значительно снизилась. Аэропорт «Домодедово» перешел под контроль туристической фирмы и авиакомпании «Ист Лайн», которую создали предприниматели Антон Баков и Дмитрий Каменщик. В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта.

Сегодня «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово» считаются основными аэродромами Москвы, принимающими миллионы пассажиров, однако существовавшая некогда специализация столичных аэродромов отсутствует. Все воздушные порты столицы являются международными и встречают самолеты со всего мира.