26 ноября 2015 в 17:30

Зачем Москве авиакластер

Скоро в городе появится много высокооплачиваемых рабочих мест
Авиастроение является одной из ведущих отраслей экономики Москвы. Сегодня столичный градоначальник Сергей Собянин заявил, что власти заинтересованы в развитии авиастроительной отрасли города. МОСЛЕНТА узнала, какую поддержку может получить столичный авиапром, какие предприятия находятся в Москве и сколько людей задействовано здесь в самолетостроении.
Зачем Москве авиакластер
Евгений Самарин / РИА Новости

Сегодня столичный градоначальник Сергей Собянин при посещении конструкторского бюро «Сухой» заявил, что власти заинтересованы в развитии авиастроительной отрасли города. МОСЛЕНТА выяснила, какую поддержку может получить столичный авиапром, какие предприятия работают в Москве и сколько людей задействовано в самолетостроении.

Почти 100 тысяч человек

То, что авиастроение является одной из приоритетных отраслей промышленности столицы, доказывают конкретные цифры: ежегодно оно приносит в бюджет города около четырех миллиардов рублей.

«Авиапром Москвы является центром компетенции российского авиастроения. В городе на него работает около 35 тысяч человек непосредственно на предприятиях. Если брать все смежные области — науку, образование — это около 100 тысяч человек», — сказал мэр.

Мэр Москвы Сергей Собянин осматривает разработки конструкторского бюро «Сухой»

Мэр Москвы Сергей Собянин осматривает разработки конструкторского бюро «Сухой»

Собянин подчеркнул, что это огромный комплекс, который состоит из самых высоких технологий и высокотехнологичных рабочих мест.

«Москва, конечно, будет оказывать всемерное содействие для его дальнейшего развития, для привлечения инвестиций, создания технопарков, технополисов. Все, что требуется от города, будем делать», — отметил Собянин.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой входит бюро «Сухой», Юрий Слюсарь добавил, что в планах на 2016 год у корпорации набор порядка одной тысячи человек из числа молодых специалистов, которые смогут работать на предприятиях столичного авиапрома.

«Мы очень благодарны правительству Москвы и лично Сергею Семеновичу за ту поддержку, которая оказывается. Это касается и образовательных программ, и наших планов в отношении расширения промышленных возможностей. Я очень надеюсь, что нам удастся привлечь молодых специалистов. И все те предприятия, которые на территории Москвы расположены, станут тем местом, куда молодежь будет приходить и оставаться», — сказал он.

Более 70 процентов разработок

Согласно планам московских властей, одним из ключевых аспектов развития индустриального сектора является создание системы специализированных территорий, предназначенных для ускоренного роста высокотехнологичной промышленности.

Применительно к самолетостроению правительство Москвы рассматривает возможность создания в городе авиастроительного кластера. В него могут войти не только столичные производственные площадки ОАК, но также профильные вузы, научно-исследовательские институты и компании-смежники.

«Таким образом, в московском авиастроительном кластере будет сосредоточено 70 процентов научных и конструкторских разработок в сфере российского авиастроения», — считает мэр.

Появление авиакластера позволит создать в городе десятки новых профильных производств и сотни смежных компаний с большим количеством высокооплачиваемых рабочих мест. В рамках кластера появятся технопарк, центры коллективного пользования, молодежного инновационного творчества, прототипирования, деятельность которых будет основана на достижениях фундаментальной и прикладной науки.

Более 70 процентов научных и конструкторских разработок будет сосредоточено в Московском авиастроительном кластере

Более 70 процентов научных и конструкторских разработок будет сосредоточено в Московском авиастроительном кластере

Став участниками кластера, предприятия авиационной отрасли могут получить налоговые льготы, предусмотренные законами Москвы. Эти преимущества будут доступны при выполнении тех же условий, что выполняют и другие городские предприятия-льготники: выплата достойной заработной платы работникам, реализация инвестиционных программ и рациональное использование производственных площадок.

Авиастроительный потенциал столицы

ОАК является крупнейшим отечественным производителем военной и гражданской авиации. В Москве расположены ее основные корпоративные и инженерные подразделения, включая инженерные центры «МиГ», «Иркут», «Туполев», «Ил» и «Сухой».

Подразделения корпорации занимают около одного миллиона квадратных метров производственных площадей. Основные площадки расположены в районе Ленинградского и Волоколамского шоссе. Общее число сотрудников OAK — более 98 тысяч человек, из которых 17 тысяч работают в Москве.

На авиастроительных предприятиях столицы трудятся до 35 тысяч москвичей

На авиастроительных предприятиях столицы трудятся до 35 тысяч москвичей

Компания «Сухой», которая ведет свою историю еще с 1939 года, является одним из ключевых подразделений ОАК. Она разработала более 150 проектов самолетов различного назначения. На самолетах семейства «Су» установлено более 50 мировых рекордов, они поставлялись в 30 стран мира.

Самолеты компании — основа боевой авиации России, именно они сейчас используются в Сирии. Для гражданской авиации знаковой продукцией является ближнемагистральный самолет «Сухой Суперджет».

В Москве работают два подразделения компании «Сухой». Во-первых, это конструкторское бюро, осуществляющее разработку боевых самолетов и являющееся головным исполнителем по контрактам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, где работает более четырех тысяч человек. Во-вторых, здесь находится головной центр компании. Также в столице находится дочерняя компания — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», которая строит пассажирский авиалайнер «Сухой Суперджет 100».

«Это одно из старейших предприятий, которое находится в Москве и использует самые современные проектные технологии. Здесь работают выпускники лучших московских вузов, и по динамике развития мы видим, что экономика предприятия с каждым годом развивается, количество работающих здесь не уменьшается, а увеличивается», — отметил Собянин.

Внутри цеха АКБ «Сухой» кипит работа

Внутри цеха АКБ «Сухой» кипит работа

Помимо предприятий ОАК в столице также есть 10 предприятий-производителей комплектующих, которые входят в состав компании «Ростех», и около десятка предприятий-смежников, производящих электронику и авионику (электронная начинка самолетов). Кроме того, здесь работают научные центры авиастроения, среди которых НИАТ, ВИАМ, ЦИАМ, ГосНИИАС.

За подготовку специалистов, которые впоследствии связывают свою карьеру с авиастроением, отвечает ряд вузов, среди которых МГТУ имени Баумана, МГУ, МАИ, МИФИ, МФТИ, МАТИ.