Михалков и торт
Как столичная подземка отметила 80-летний юбилейНеделю назад прогремел праздник со слезами на глазах, настало время торжества с голосом Никиты Михалкова в поездах. Московскому метрополитену исполнилось 80 лет. МОСЛЕНТА рассказывает, как подземка отметила юбилей.
В шесть утра на платформу «Октябрьской кольцевой» вынесли огромный торт с марципановым поездом и угостили им всех собравшихся — гостей праздника и обычных пассажиров. Начальник московского метрополитена Дмитрий Пегов дал старт торжествам в честь юбилея и запустил парад из шести поездов, которые два дня будут курсировать по Кольцевой линии. Среди них — ретросостав и поезд «Еж» с портретом Ленина на лобовом стекле.
После сладкого угощения Пегов проехал с гостями по Кольцевой линии, а в 10 утра празднество продолжилось на станции «Партизанская». Здесь на третьем, резервном пути открылась выставка ретровагонов, эксплуатировавшихся до 1990 года. Самые интересные экспонаты — два легендарных вагона типа «А», выпускавшихся с 1934 года, еще до пуска первой очереди подземки.
«Некоторые вагоны были оборудованы под склады, некоторые использовались как вагоны-тренажеры. Какие-то просто стояли на запасных путях в депо. Все это в электродепо "Выхино" наши умельцы собрали и привели в рабочее состояние», — рассказал начальник столичной подземки. Выставка на «Партизанской» также продлится два дня.
Историческую атмосферу создавали не только вагоны, но и работники метро, облаченные в форменную одежду разных лет. «На мне китель довоенного образца. Видите рубиновые звезды на погонах? Так обозначался машинист третьего класса. А вот у моего коллеги на манжетах две золотые звезды. Это в 1985 году был машинист первого и второго класса», — объяснил корреспонденту МОСЛЕНТЫ железнодорожник в белой парадной форме.
Машинист Кольцевой линии Юрий Бурьянов рассказал, что в самых первых поездах было по четыре вагона, а всего в метро курсировало 28 составов. Сейчас на маршрут выходит пятьсот составов ежедневно. Вагонный парк расширился до пяти тысяч вагонов.
После осмотра экспозиции гости переместились на станцию метро «Выставочная». Здесь открылся Центр профориентации метрополитена, проще говоря — музей метро, ориентированный в первую очередь на подростков. «Я в три года увидел локомотив и сказал: "Буду машинистом". У нас есть ключевые профессии: машинист и дежурный по станции. Этот центр нацелен на их подготовку со школьной скамьи», — объявил Дмитрий Пегов. И передал в музей свои права на управление электропоездом, полученные в 1994 году.
Открытая здесь выставка рассказывает об истории метро. Много внимания уделено дореволюционным проектам строительства подземки. Можно увидеть, как выглядели билеты, элементы навигации, отличительные знаки работников метро разных эпох. Представлены масштабные модели технических элементов метрополитена — вентиляционных шахт, санитарных узлов. Хозяева хотели провести масштабную экскурсию, но подростки тут же облепили тренажер — кабина машиниста с пультом управления поездом, с рычагами и педалями. Тренажер предназначен для подготовки локомотивных бригад к аварийным ситуациям — падению человека на пути, отказу контроля дверей, заклиниванию тормозов.
«Я из кружка юных железнодорожников, хочу стать машинистом. Вообще всегда мечтал такую игрушку установить себе на компьютер. Но сейчас сел в эту кабину, а у меня на станции "Третьяковская" человек на рельсы упал, я его чуть не задавил… Очень страшно стало», — рассказал МОСЛЕНТЕ 14-летний Илья.
Вход в Центр профориентации открыт со вторника по воскресенье с 9 утра до 17.00. За билеты и тренажер платить не нужно.
Юбилейные торжества завершились в главном здании метрополитена на проспекте Мира. Там состоялась церемония награждения сотрудников подземки. Награды получили представители различных профессий: от мойщиц до руководителей. Всего знаками отличия, почетными грамотами, благодарностями отметили 400 сотрудников.
А тем, кому не хватило торта, Никита Михалков, Армен Джигарханян, Александр Розенбаум, Лолита Милявская и другие знаменитости будут объявлять станции еще две недели.