«Умная» Москва

Город
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Столичные власти инвестировали почти миллиард рублей в отечественный софт и вычислительную технику за два последних года. При этом основной объем затрат на информатизацию в Москве идет на реализацию социально значимых проектов: образования, здравоохранения и комплекса жилищно-коммунального хозяйства. В начале апреля Департамент информационных технологий города Москвы озвучил свои планы по развитию города на 2017 год. МОСЛЕНТА выяснила, какие нововведения из мира новых технологий стоит ждать горожанам в ближайший год.

Новейшие технологии с каждым годом все сильнее «вплетаются» в жизнь простых горожан. И Москва занимает в рейтинге самых технологически развитых мегаполисов ведущие позиции. В 2016 году объем финансирования московской программы информатизации уступил только IT-затратам Нью-Йорка, составив 26,6 миллиардов рублей. Кроме того, столица России занимает второе место в списке городов с самой дешевой сотовой связью и второе место в мире по количеству точек доступа к городскому Wi-Fi.

По данным Департамента информационных технологий, в 2016 году было зафиксировано 196 миллионов обращений к электронных услугам и сервисам столицы. Это почти в 1,5 раза больше, чем в 2015 году. Судя по новинкам, которые власти Москвы планируют интегрировать в нашу жизнь, в этом году показатели будут еще больше.

В образовании

В 2017 году 30 процентов столичных школ перейдет на новый стандарт обучения и присоединится к проекту «Московская электронная школа», который стартовал в сентябре 2016 года. Основная цель программы — максимально эффективно использовать современную ИТ-инфраструктуру, чтобы улучшить качество образования.

Сейчас в школах нового поколения устанавливают интерактивное оборудование, обеспечивают их доступом к библиотеке электронных материалов, а также к электронному журналу и дневнику. Кроме того, в образовательных организациях внедряют инновационные технологии обучения и современные формы управления учебным процессом, создают новые инструменты для учителей.

Одним из таких инструментов могут стать очки виртуальной реальности, которые помогут учителям создавать учебные проекты к школьным урокам.

Обучение работе с VR-очками уже идет на курсах повышения квалификации Московского института открытого образования. Кроме того, на данный момент Институт приступил к разработке банка виртуальных метапредметных экскурсий в режиме «видео-360». Тематика экскурсий разнообразна: освоение космоса, вопросы экологии, производство электроэнергии, Отечественная война 1812 года. Они подобраны таким образом, что охватывают множество предметов основной и средней школ. Педагоги на курсах получат готовый метапредметный дидактический материал к урокам истории, обществознания, физики, экологии, искусства, МХК, литературы и прочим.

98847df9304e62bb402df36be5448b132618ac10
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Также в Москве планируют создать одну из самых больших в мире сетей беспроводного доступа в интернет для образовательных учреждений. В этом году в 646 школах столицы подключат более 20 тысяч точек доступа, а к 2018-му их число достигнет 60 тысяч, охватив 1125 зданий. Кстати, аналогичный проект по объединению нескольких тысяч школ в единое интернет-пространство есть в Турции.

В прошлом году в рамках пилотного проекта беспроводная сеть была развернута в 69 учебных заведениях, в которых появилось 2,3 тысячи точек доступа. Чтобы подключиться к интернету, ученикам и учителям нужно ввести логины и пароли от электронного дневника (журнала).

В системе ЖКХ

В этом году в Москве продолжат совершенствовать систему мониторинга и управления качеством уборки и содержания города. Кроме того, в столице продолжит работать единый диспетчерский центр. Он позволяет улучшить качество обслуживания горожан в области ЖКХ. На сегодняшний день через единую диспетчерскую службу поступает 55 процентов обращений по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг. Через нее также проходит пять процентов платных заявок.

В конце 2016 года стало известно, что в дома Москвы хотят подключить к системе «Умный дом», которая будет автоматически мониторить и направлять в управляющие компании данные со счетчиков воды и электроэнергии. Сейчас к ней подключено несколько зданий. В полном объеме проект может быть запущен в 2017 году.

В столичном департаменте информационных технологий добавили, что город завершил тестирование специальных датчиков для сбора данных и внедрил их на всех бюджетных объектах — например, в школах и поликлиниках. Это уже позволило существенно сократить затраты на воду и электроэнергию в госучреждениях. В 2017–2018 годах датчики начнут устанавливать на общедомовых приборах учета.

В здавоохранении

Добрались информационные технологии и до врачей. Москвичи могут записаться на прием к врачу в госполиклинике, выписать электронный рецепт и оформить электронную медкарту через Единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС). В настоящий момент к ней подключены более 600 столичных медицинских учреждений, включая стоматологические клиники и женские консультации.

ЕМИАС была разрабатана Департаментом информационных технологий города совместно с Департаментом здравоохранения в рамках госпрограммы «Информационный город» на 2012-2018 годы. По данным ведомства, чаще всего для записи к врачу через интернет жители столицы используют официальный портал правительства Москвы mos.ru и сайте ЕМИАС.

На их долю приходится 63 процентов дистанционных записей. Через интернет-сайты и мобильные приложения еженедельно на прием к врачу записываются более 700 тысяч москвичей. А электронные медицинские карты используют 97 процентов работников амбулаторно-поликлинических центров. Благодаря этой технологии врачи видят полную клиническую картину здоровья пациента. Сервис также упрощает работу с документами.

Кроме того, в начале марта в столице заработал новый интернет-сервис для записи на прием к врачу или на лабораторные исследования в государственную или частную поликлинику москвичи. На портале mosregistratura.ru государственные медучреждения классифицированы на сайте по административным округам и районам. Там также указаны контактный телефон, адрес и карта проезда к той или иной поликлинике, а также расписание приема и номер кабинета каждого врача. Кроме того, на сервисе доступна информация и о сотрудниках частных клиник и больниц. В профайле медицинского сотрудника указаны его стаж работы и наличие ученой степени.

Еще одно нововведение, которое коснется области здравоохранения — камеры видеонаблюдения, с помощью которых городские власти планируют следить за работой медучреждений. Видеоконтроль появится в 642 зданиях медучреждений, подчиненных столичному департаменту здравоохранения, уже до конца 2017 года. После установки камер видеонаблюдения ситуационный центр департамента здравоохранения смогут получать информацию о работе поликлиник в режиме online. Сейчас для контроля и решения проблем ведомство проводит выездные проверки.

147e9b0aad610d053c968c679116c809d8bc9984
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Вызов экстренных служб в столице тоже станет проще. В 2017 году столичные власти планируют начать тестирование мобильного приложения «112 Москва». Программа сама будет определять адрес и место происшествия и автоматически передавать их в службу 112. Общаться с оператором при этом не придется. Предполагается, что сервис будет полезен в тех случаях, когда пострадавший по тем или иным причинам не может разговаривать по телефону.

Программа будет взаимодействовать с большинством экстренных служб города: полиция, пожарные, скорая помощь и так далее. В приложении также предусмотрен вариант «Не знаю, кого вызвать» для тех, кто не знает или не понимает, чья помощь ему необходима. Для того, чтобы воспользоваться услугой москвичам необходимо будет заранее установить мобильное приложение на свой гаджет, после чего пройти авторизацию.

В системе госуслуг

В столице активно внедряют так называемые «умные» госуслуги. 97 процентов услуг, которые можно полноценно перевести в электронный вид, уже предоставляются на портале mos.ru. Примерно 62 процента москвичей пользуются электронными услугами — это 7,6 миллионов пользователей портала и различных мобильных приложений. В этом году сервисы станут еще более удобными и персонифицированными.

Так, например, уже с конца 2016 году в центрах госуслуг можно заказать и получить архивные справки в режиме онлайн. Электронная версия документа поступит в личный кабинет на московском портале госуслуг в течение 20 рабочих дней. Заказывать справки и копии некоторых документов в электронном виде можно с 2014 года, однако ранее их можно было получить только в центрах «Мои документы». Теперь же нужные документы можно получить любым из этих способов. Подлинность электронной справки подтверждается цифровой подписью уполномоченного лица.

А в начале февраля 2017 года столичные власти заявили о том, что в центрах «Мои документы» будут использовать технологию распознавания речи и образов для оценки удовлетворенности посетителей качеством обслуживания. Пока данную технологию планируют использовать в тестовом режиме, чтобы усовершенствовать все процессы для достижения более точных результатов распознавания, а также исследовать отношение жителей к этому нововведению.

На транспорте

В этом году у Московского метрополитена появилось свое первое официальное мобильное приложение «Метро Москвы». Оно доступно для скачивания для пользователей смартфонов на базе операционных систем iOS и Android. По словам разработчиков, программа обладает очень широким функционалом и подходит, как для ежедневного использования москвичами, так и для гостей столицы, которые приезжают в Москву лишь на время. Приложение доступно для скачивания на двух языках: русском и английском.

С помощью приложения пассажиры смогут построить маршруты с использованием всех видов городского транспорта: метро, МЦК, наземного транспорта, пригородных электричек и аэроэкспрессов, а также получать актуальную информацию. Также в приложении можно найти более 100 культурных объектов столицы, прочитать о нем краткую информацию, посмотреть график работы и при необходимости проложить маршрут до места.

Кроме того, есть функционал расчета стоимости поездки и пополнения карты «Тройка» с возможностью просмотра истории платежей. Автолюбители найдут в приложении карту перехватывающих парковок с указанием количества свободных мест на них. Информация обновляется в режиме онлайн.

Помимо этого, оплата за проезд в московском метро с помощью смартфонов к настоящему времени внедрена на более чем на 80 станциях подземки. Данная возможность также доступна на всех станциях МЦК. А с марта и апреля этого года владельцы гаджетов, поддерживающих технологию Samsung Pay, могут ездить в метро бесплатно. Правда, при этом надо иметь на балансе некоторую сумму. Сначала она спишется при проходе в метро или МЦК, а потом в течение пяти минут будет возвращена на счет. В будущем оплатить проезд с помощью смартфона можно будет на всех станциях столичной подземки и МЦК.

C1986f8a260b35508fdfc22f6effc25e36c00e47
Фото: Джафаров Эмин / "Коммерсантъ"

А пассажиры наземного транспорта в Москве в этом году могут подключиться к интернету через бесплатный Wi-Fi без авторизации и рекламы, благодаря услуге «Как дома». Она работает по модели подписки, управление которой доступно в личном кабинете пользователя. В будущем планируется добавить новые (долгосрочные) варианты тарифов, а также механику «конструктора», которая ускорит процесс выбора подходящего каждому пользователю варианта.

По словам разработчиков, запуск нового сервиса является логическим шагом развития Wi-Fi-пространства MT_FREE, учитывающий пожелания пассажиров московского транспорта. Ранее услуга действовала только в сети Wi-Fi в столичном метрополитене и на Московском центральном кольце.

Сухие факты

В ближайшие два года в Москве пройдут несколько важных событий. Это Кубок конфедераций, чемпионат мира по футболу, выборы Президента России, депутатов Московской городской Думы и Мэра Москвы. Для них подготовят необходимую информационную инфраструктуру и обеспечат связь без «мертвых зон». Сейчас российская столица входит в топ-10 мировых лидеров в сфере информационных технологий и связи. В частности, по данным исследования компании PricewaterhouseCoopers, Москва занимает второе место в мире по количеству, функционалу и разнообразию информационных систем в городском управлении.

Кроме того, столица является лидером по доле внедренных смарт-технологий в здравоохранении и в сфере «инфраструктура и управление». Москва также занимает второе место по доступности связи и входит в топ-10 по скорости фиксированного интернета. В среднем по городу она составляет 35 мегабит в секунду. А вот по степени внедрения смарт-технологий в области взаимодействия с жителями Москва уступает Лондону и Нью-Йорку и занимает третье место в мире.