Опубликовано 16 июля 2015, 15:03

«Пробки приятнее пересиживать в своей машине»

Может ли в столице прижиться принцип «одна семья — один автомобиль»
Власти Москвы не теряют надежды пересадить москвичей на общественный транспорт. Однако ограничивать горожан в использовании автомобилей пока не планируется — по словам главы столичного департамента природопользования Антона Кульбачевского, наш город еще не готов к подобным мерам. МОСЛЕНТА заранее опросила горожан.
«Пробки приятнее пересиживать в своей машине»
Владимир Астапкович / ТАСС

Главу департамента природопользования Антона Кульбачевского в недавнем интервью спросили, не стоит ли москвичам ожидать ограничения количества автомобилей на семью. Подобное предположение он опроверг, тем более что москвичи такую идею не поддерживают. Тем не менее, МОСЛЕНТА узнала у экспертов, к чему это может привести, и у горожан, как они отнеслись бы к подобному ограничению.

В мировой практике существуют примеры того, как город ограничивает использование личных автомобилей. К примеру, в Лондоне право парковать свою машину около дома приходится покупать — в отличие от Москвы где, по словам главы департамента транспорта Максима Ликсутова, даже в центральных районах платная парковка никогда не придет во дворы. А японцы не могут купить автомобиль, не доказав, что в собственности есть еще и парковочное место.

Александр Квасов, председатель Молодежного союза автомобилистов

— Дело даже не в том, «против» я или «за». Начнем с того, что это противозаконно — нарушается право собственников. Но лично я, конечно, против такой идеи. Наши городские власти считают, что пропаганда общественного транспорта может помочь Москве, и они, возможно, правы, но нельзя делать это в ущерб автомобилистам. Многим людям действительно крайне трудно добраться до работы или до дома общественным транспортом, это объективно.

Припаркованные во дворе автомобили раздражают многих москвичей

Припаркованные во дворе автомобили раздражают многих москвичей

© Сергей Бровко / Коммерсантъ

Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России

— Подобные ограничения не могут быть только московскими. Такой закон решается на конституционном уровне — нельзя запрещать человеку покупать машины. В конце концов, он может сдавать одну из них в аренду, да и вообще делать что угодно. Это его право.

В некоторых странах речь идет не об ограничении на количество машин. Там ты не можешь купить машину, пока у тебя нет парковочного места. Юридически это корректно: хоть десять машин на семью — если есть десять парковочных мест. Но такое правило нужно было внедрять гораздо раньше. А не сейчас, когда все наши дворы уже заставлены автомобилями. Куда их девать?

Сейчас нужно искать новые решения. Тем более что автомобиль сейчас точно не роскошь: люди покупают машины и влезают в кредиты не ради престижа. Они не пересядут на общественный транспорт. Им это просто неудобно. Это ограничивает их свободу передвижения.

Сергей Гриднев, автомобилист с двадцатилетним стажем

— Честно говоря, для себя не вижу проблемы. В семье за рулем только я, хотя у жены права тоже есть. Сам езжу много по работе, с семьей — на дачу, на рынок, иногда за границу... Ну и зачем нам вторая машина? Тем более, ставить негде. Но это, конечно, только наша ситуация. У моего друга в семье как раз по машине на человека, даже дочке-студентке купили малолитражку. Но они живут далеко, иначе просто не выбраться. А пробки приятнее пересиживать в своей машине. Неужели кто-то с этим спорит?

Юрий Суханов, автолюбитель и коренной москвич

Мне кажется, такие вещи даже обсуждать нельзя. Этим мы только помогаем их приблизить. А этого нельзя ни в коем случае. Какие ограничения?! Это ведь по меньшей мере нарушение наших прав. И я не знаю ни одного московского водителя, который согласился бы.

Анна Кузнецова, автомобилист и пешеход

— Как принято говорить в приличном обществе, затрудняюсь ответить. Честное слово. Я езжу и на общественном транспорте, и на своей машине. И пешком хожу. Иногда действительно хочется, чтобы трафик, особенно на шоссе, был поменьше. И чтобы дышалось легче. И чтобы дворы не забивали. Но запрещать людям покупать машины все-таки не стоит. У нас же не Голландия и не Австрия, где все на велосипедах перемещаются. Да и нечестно это.

Одно я точно знаю: у нас с мужем маршруты часто отличаются, мы же не роботы. И как бы мы делили одну машину? В логике «больше трех в одни руки не давать» все-таки есть что-то неуловимо советское. А мы ведь от этого уходим!

Ретро-эко-ралли «Из прошлого в будущее», в котором участвуют старинные автомобили

Ретро-эко-ралли «Из прошлого в будущее», в котором участвуют старинные автомобили

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Георгий Карпунин, автоэксперт, коллекционер машин

— Если все это затевается якобы ради экологии, то начинать надо не оттуда. В последние полвека количество автотранспорта в нашем городе неуклонно увеличивается. Но вот культура пользования автомобилями, к сожалению, хромает. У нас недостаточно хорошо контролируется качество топлива. А темп движения падает — из-за большого количества светофоров, наземных пешеходных переходов. А ведь при медленной езде как раз самые вредные выхлопы. Я уж молчу о том, что мало кто, стоя в пробке, переключает коробку передач на нейтральный режим.

Поэтому никакие искусственные ограничения нам не помогут, пока не будет общей культуры. Кроме того, нельзя забывать об особенностях московской ментальности — это касается в том числе и пробок, и езды на машине. Нельзя бездумно перенимать опыт других мегаполисов. Мне кажется, нам нельзя забывать еще и о размере машин — часто самые новые еще и самые громоздкие, они тоже затрудняют движение. Может быть, наши проблемы связаны с тем, что многие представители московской власти сами родились не здесь.

Что же касается коллекционеров автомобилей, то поверьте мне — их машины как раз никому не мешают. У этих людей есть гаражи, они не забивают ими дворы. Но эти люди вообще выпадают из здравой оценки понятия автомобилизма — совсем другое мышление».