Нажились по-черному

Город
Фото: Jon Nazca / Reuters

«Черная пятница» прошла в России, как обычно, без особого ажиотажа. В наших магазинах не было ни давок, ни потасовок, ни крупных скидок. МОСЛЕНТА уже писала, какими уловками пользуются продавцы, чтобы надуть нас. Теперь настало время выяснить, что скупали москвичи, о покупке каких товаров они больше всего жалеют и кто на самом деле на этом всем нажился.

И снова кризис виноват

Одной из причин, по которой «Черная пятница» прошла в России почти незаметно, эксперты называют низкий курс рубля и общее снижение уровня жизни: это заставило делать россиян обдуманные покупки. И потому очень показательно, что в интернет-магазинах одними из самых востребованных в сезон скидок стали автотовары.

«Спрос на них вырос в пять раз по отношению к прошлой „Черной пятнице“. Дело в том, что большинство россиян отказались от покупки новых автомобилей в пользу ремонта существующих», — поясняют эксперты сервиса Price.ru, где пользователи сравнивают цены интернет-магазинов.

Cd46bb50fa3255077af85029280095f1e3c4365b
Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Тем не менее, по данным экспертов, москвичи продолжают баловать себя мелочами: косметикой, недорогим парфюмом и т.д. Маркетологи называют это «эффектом губной помады» – характерная особенность спроса в кризисное время, когда люди предпочитают отказываться от крупных и дорогих покупок, взамен обращая свое внимание на более мелкие и дешевые товары, которыми можно себя порадовать.

В период «Чёрной пятницы» пользователи Price.ru чаще всего искали на площадке электронику для красоты, такую как фены, приборы для укладки и эпиляторы, а также постельное бельё и различные «умные» часы и браслеты. Все эти товары не были уж очень дорогими. Фены и эпиляторы в среднем стоили 2299 рублей, постельные принадлежности – 4352, гаджеты – около 18,7 тысяч рублей.

Традиционный рост на «вторичке»

Столичный рынок б/у товаров после «Черной пятницы» ждет традиционный рост предложения. Как МОСЛЕНТЕ сообщили в компании «Avito», аналитики торговой площадки каждый год отмечают эту тенденцию в первые недели после больших распродаж.

«Традиционно в первые недели после „Чёрной пятницы“ фиксируется увеличение количества предложений в категории „Бытовая электроника“. Так, в прошлом году в Москве динамика составила 1,9%. Максимальный рост отмечен в сегментах „Аксессуары для планшетов и электронных книг“, „Видеокамеры“ и „Игровые приставки“ – 7%, 6,6% и 6,5% соответственно», – рассказали в компании.

C488d826693922d0edc72076ebddfe9cca09f3ef
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Аналитики компании, однако, уверены, что «Чёрная пятница» является лишь одним из факторов, влияющих на увеличение количества объявлений. «Положительная динамика может быть связана также с сезонным ростом предложения в преддверии новогодних праздников», — подчеркнули в Avito.

Сливаем барахло

Структура предложения после «Черной пятницы» на московском и российском рынках «вторичек» отличается. Жители столицы активнее всего продают аксессуары для планшетов, видеокамеры и приставки, а по России в целом растет число объявлений в категориях «Бинокли и телескопы», «Флэшки и карты памяти», а также «Микрофоны».

Опрошенные МОСЛЕНТОЙ сотрудники крупных сетей бытовой техники и электроники отметили, что упомянутые аналитиками «Avito» аксессуары, флэшки, карты памяти и микрофоны — это те товары, которые активнее всего «впаривают» покупателям, рассчитывающим на хорошие скидки.

Такие «допы» являются высокомаржинальными товарами — даже сделав на них большую скидку, ритейлер всё равно получает прибыль, самую большую – от продажи чехлов, защитных стёкол и прочих «неэлектронных» товаров, а также страховок. «Допами» продавцы охотно обвешивают солидные товары, чтобы максимально заработать на электронике с высокой закупочной стоимостью.

«Наценка на аксессуары, к примеру, идёт от 150 и больше процентов от закупочной цены, — рассказал бывший сотрудник крупной сети на условиях анонимности. — И как раз задача этой пятницы, как и всех таких акций – сливать маржу».

Первые разочарования

Во многих магазинах «Черная пятница» затянулась до понедельника включительно, и беглый анализ «Avito» в этот день показывает, что на площадке уже появляются первые объявления о продаже товаров, купленных сгоряча в ходе тотальной распродажи либо полученных в подарок.

9293baab4aaef626e167d9c0170efdd10a245f71
Скриншот: www.avito.ru

«Купила себе новый IPhone 6s в мвидео, и по акции чёрной пятницы подарили наушники. Продам за ненадобностью», — пишет под объявлением Мария (здесь и в дальнейших примерах сохранена авторская орфография, - ред.)

F3f84b8172dd7bdebec61298a73e7351050b708d
Скриншот: www.avito.ru

«Куплен вчера, 27.11.2016г. в Техносиле. Коробка, чек и гарантии, всё есть, включался для проверки в магазине и дома. Причина продажи – за ночь понял, что хочу размер побольше и 4k разрешение», — москвич по имени Андрей продает 8-дюймовый Led-телевизор.

0900600dea2914ecf7170fd16504a089c1857950
Скриншот: www.avito.ru

«Сумка абсолютно новая, куплена на распродаже в Чёрную пятницу, не использовалась. Есть отсек для ноутбука 14 дюймов. Кожа. Ремень на плечо», — продаёт Ильнур сумку Cross Ox (обычная цена — приблизительно 36 долларов).

Скидки для перекупщиков

Наши информаторы в торговых сетях рассказали, что самые лакомые кусочки во время крупных распродаж часто уходят перекупщикам. Они прекрасно разбираются во внутренней «кухне» розничной торговли электроникой и целенаправленно выбирают дорогие товары, на которые производители к грядущим акциям сделали самую хорошую скидку. Потом, когда «невиданная щедрость» заканчивается, лучшие лоты всплывают в небольших магазинах, к примеру – на Горбушке.

«Перекупы всегда были, и скупают они товары не только в „Чёрную пятницу“, – рассказывает информатор МОСЛЕНТЫ. – Их отличительная особенность — они всегда берут несколько «голых“ товаров и без аксессуаров. На Горбушке большая часть частников - это бывшие работники этих самых „Эльдорадо“ и „М-Видео“. При этом „Эльдорадо“ там находится на третьем этаже. А всё, что до него – это частники. Не каждый покупатель дойдет до этого „Эльдорадо“ и с вероятностью в 80% купит у частника».

По его словам, продавцов-консультантов специально обучают вычислять перекупщиков. Тем, кого удаётся раскрыть, ставят условия – заплатить определённую сумму сверху или накупить аксессуаров.

Бывший сотрудник другой сети рассказывает, что для борьбы с перекупщиками они прибегали к тактике «не больше пяти товаров в одни руки». «Хотя они все равно всячески хитрили, приводили много друзей, и всё скупали», — отметил он.