Опубликовано 13 января 2016, 13:44

Как отмечали 700-летие Москвы

Первое празднование дня города: молебны и потухшая иллюминация
Сегодня исполняется 169 лет первому официальному празднованию дня города в Москве. 1 января 1847 года (13 января по новому стилю) по высочайшему повелению Николая I в городе прошли праздничные мероприятия: молебны и иллюминация.
Как отмечали 700-летие Москвы
Viktor Kornushin / Russian Look

Сегодня исполняется 169 лет первому официальному празднованию дня города в Москве. 1 января 1847 года (13 января по новому стилю) по высочайшему повелению Николая I в городе прошли праздничные мероприятия: молебны и иллюминация. Москвичи иллюминацию так и не увидели из-за сильного ветра, потушившего огонь в тысячах шкаликов с салом, которые должны были сказочно осветить Кремль.

Обсуждение в прессе

Подготовка к мероприятию началась с громкого обсуждения предстоящей даты в прессе. В январе 1844 года краевед и археограф Петр Хавский в ряде статей предложил отметить 700-летие Москвы как подготовку к празднованию 25-летия правления Николая I в 1850 году. В апреле поэт и публицист Константин Аксаков опубликовал в «Московских ведомостях» статью «Семисотлетие Москвы», в которой писал об историческом значении города и даже высказал мысль о возможности переноса столицы из Санкт-Петербурга обратно в Москву.

Развивая идею, историк Михаил Погодин предложил свой вариант программы подготовки к празднованию дня города. По его замыслу, живописцы должны были создать галерею полотен с видами Москвы и портретами знаменитых горожан. А историкам следовало создать фундаментальный труд по истории с описанием монастырей и церквей, а также городских обычаев и нравов, рассказать об истории создания Московского университета, почтамта, Английского клуба и воспитательного дома.

Столицей в то время был Санкт-Петербург, император Николай I на Москву смотрел свысока и без особых симпатий, поэтому для продвижения проекта организовался целый негласный комитет. За проведение торжеств выступили писатель Константин Аксаков, митрополит Филарет и, конечно же, генерал-губернатор Москвы Алексей Щербатов. Именно он испросил у Николая I разрешения устроить в городе празднества, когда тот заехал в Москву в августе 1846-го. Государь ответил с безразличием: «Празднуйте, как хотите, и делайте, что хотите».

Планирование

Историки стали предлагать дату проведения празднования. Иван Забелин по пасхальным календарям вычислил, что именно 4 апреля Юрий Долгорукий приглашал князя Святослава Ольговича: «Приди ко мне, брате, в Москов», благодаря которому Москва попала в Ипатьевскую летопись. Но Карамзин, считавший, что это упоминание датировано 28 марта 1147 года, с Забелиным не согласился. По итогу состоявшейся между историками дискуссии и с их обоюдного согласия день города решено было отметить весной 1847 года.

Воодушевленные москвичи запланировали трехдневные гуляния с иллюминацией. В первый день решили устроить церковное торжество, во второй — «торжество ученое» в Московском университете и бал у генерал-губернатора, а в третий — организовать праздник для простого народа с обильным угощением на площадях, а для дворян и купцов устроить бал в Благородном собрании. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Высочайшее повеление

И дискуссии о дате проведения празднества, и проекты его проведения были прекращены в один день. 31 декабря 1846 года в Москву было доставлено официальное распоряжение Николая I праздновать московский юбилей 1 января 1847 года. Военный министр князь Чернышев уведомил московского губернатора Щербатова, что государь «высочайше повелеть соизволил праздновать 1 января, как в первый день наступающего восьмого столетия со времени исторического значения столицы». По случаю зимнего времени, празднование требовалось ограничить торжественными молебнами в соборах и иллюминацией города.

Николай Маковский, иллюминация Москвы, 1883 год

Николай Маковский, иллюминация Москвы, 1883 год

© Russian Look

Указ даже не успели опубликовать в газетах: о нем сообщила крохотная заметка в «Московских ведомостях» от 2 января. Вероятная причина такого поворота событий — стремление властей избежать выступлений оппозиционных режиму славянофилов, видевших в Москве символ допетровской Руси и призывавших снова вернуть ей статус столицы.

Праздничные мероприятия

Массовым празднование 700-летия Москвы не стало, 1 января справляли сразу московский юбилей, Новый год и память святого Василия Великого, очень чтимого в Москве. Чтобы застраховаться от нежелательных выступлений славянофилов, выступавших за перенос столицы в Москву, фактически власти разрешили только церковное празднование, проводимое в храмах, что исключало возможность произнесения речи гражданскими лицами.

Главный праздничный молебен прошел в Чудовом монастыре в Кремле. Утром 1 января митрополит Московский святитель Филарет прочитал молитву, составленную им к 700-летию Москвы, после чего раздался торжественный звон колоколов. Одновременно с этим молебны прошли и в других московских храмах.

Вечером состоялась праздничная иллюминация. На памятнике Минину и Пожарскому и кремлевской стене со стороны Красной пощади, на доме губернатора на Тверской, в Новодевичьем монастыре и на здании университета устроили традиционную для празднеств того времени иллюминацию — расставили горящие сальные плошки. На кремлевских стенах и зубцах они укрепились в таком порядке, чтобы составлять узоры или светящиеся надписи. К некоторым зданиям прикрепили транспаранты с выложенными светящимися плошками цифрами 1147 и 1847. С двух сторон от памятника Минину и Пожарскому построили деревянные пирамиды с цифрами 1612, на другой — 1812. Прочесть светящиеся надписи и цифры так никому и не удалось: из-за сильного ветра большинство плошек сразу погасли.

Так как наспех организованное мероприятие прошло неудачно, праздник не прижился и в царской России больше не проводился. В следующий раз Москва отметила день города только через 100 лет, в 1947 году, когда по приказу Сталина празднование 800-летия города было с помпой проведено 7 сентября. Отсюда и пошла московская традиция отмечать день города в первые выходные осени.