24 сентября в 17:29

Большая перемена

Как изменилась главная выставка страны за 80 лет
Павел Ткачук
Начиная с момента своего открытия ВСХВ-ВДНХ постоянно появлялась в советских и голливудских фильмах. МОСЛЕНТА сопоставила кинокадры с сегодняшними съемками Выставки, чтобы показать, как за прошедшие 80 лет изменились всем знакомые фонтаны, аллеи и павильоны.
арка Северного входа, 1939 год
фильм «Подкидыш»
арка Северного входа, 2019 год
Павел Ткачук

Фильм «Подкидыш» 1939 года, который все знают по фразе Раневской: «Муля, ты меня нервируешь», раскрасили уже в наши дни. Правда, с цветами не везде угадали, но на этом кадре все правильно. Арка Северного входа, выдержанная в стиле ар-деко, в довоенные годы служила главным входом на Выставку и была такой же легкой, белоснежной и парящей, как и в наши дни. Правда, сегодня она оказалась уже не на границе, а в центре территории ВДНХ, перед стеклянным фасадом 75 павильона, где в наши дни проводятся выставки и форумы.

Памятник «Рабочий и колхозница», 1939 год
фильм «Подкидыш»
Памятник «Рабочий и колхозница», 1919 год
Павел Ткачук

«Эталон социалистического реализма», монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», за свою историю путешествовал и переезжал, кажется, чаще всех остальных московских памятников и скульптур. Монумент венчал павильон СССР на международной выставке в Париже 1937 года и выставлялся возле Эйфелевой башни — напротив павильона фашистской Германии. Его спроектировали и собрали в Москве, потом разделили на 65 частей, перевезли и смонтировали во Франции, а после выставки вернули в Москву и в 1939 году установили сначала у Северного входа ВДНХ. Уже в 2003—2009 годах была проведена реставрация скульптуры, которую установили на павильоне, повторяющем оригинальный проект, созданный для парижской выставки.

Барельеф на московском павильоне, 1940 год
фильм «Светлый путь»
Барельеф на павильоне Казахстан, 2019 год
Павел Ткачук

В агитационном фантастическом фильме «Светлый путь», снятом на Мосфильме перед самой войной, в 1940 году, героиня Любови Орловой с ухажером проходят перед несохранившейся барельефной композицией на московском павильоне. Подобные барельефы с колхозниками и механизаторами можно видеть сегодня на отреставрированном павильоне «Казахстан».

Пролет над аркой Северного входа, 1940 год
фильм «Светлый путь»
Съемка с коптера, 2019 год
Павел Ткачук

В том же «Светлом пути» в одном из своих снов героиня Орловой летала над ВСХВ-ВДНХ на кабриолете. Такие комбинированные съемки в те годы представлялись советским зрителям пределом кинематографических возможностей.

Статуя Тракторист и колхозница, 1941
фильм «Свинарка и пастух»
Скульптура «Тракторист и колхозница» на арке главного входа на ВДНХ, 2019
Павел Ткачук

С 1939 года эмблемой ВСХВ-ВДНХ было изображение статуи «Тракторист и колхозница», которая располагалась вначале на башне первого здания Главного павильона. С первого взгляда ясно, что создавалась она по мотивам мухинских «Рабочего и колхозницы».

Когда после «перезапуска» ВСХВ открылась в 1954 году, новые тракторист и колхозница переехали на арку Главного входа. Старый Главный павильон демонтировали вместе с первым вариантом статуи. Различия между скульптурами есть, но их немного: на новой версии тракторист держит сноп не одной рукой, а двумя, одежда колхозницы стала менее обтягивающей, а ее левая рука направлена чуть ниже, чем в первой версии.

«Рабочий и колхозница», 1945
фильм «Здравствуй, Москва!»
«Рабочий и колхозница», 1919
Павел Ткачук

Послевоенный агитационный фильм «Здравствуй, Москва», как ни странно, сильно напоминает довоенную ленту «Олимпия» Лени Рифеншталь, прославлявшую крепость нацистского тела и духа. Только в советском варианте спортивные девушки и юноши в трико маршировали не на олимпийском стадионе, а у статуи «Рабочего и колхозницы».

Сегодня здесь тоже часто снимают видео. В основном концерты, которые официально проходят на крыше павильона с самой узнаваемой советской скульптурой.

Ту-134, ракета, павильон Космос, 1973
фильм «Большая перемена»
ВДНХ, площадь Промышленности, 2019
Павел Ткачук

Главный герой «Большой перемены», преподаватель вечерней школы Нестор Петрович Северов попадает на ВДНХ, заснув на уроке в начале третьей серии. Его девушка Полина в форме стюардессы машет ему рукой с борта Ту-134, а он бегает вокруг самолета и кричит: «Он не взлетит». Сегодня площадь Промышленности выглядит так же: и самолет, и ракета — на месте. Кстати, с 1938-го по 1951 год на этом месте возвышалась 20-метровая статуя Сталина из нескольких железобетонных блоков. Наспех сделанная фигура с годами подверглась эрозии и стала разрушаться, и в 1951 году ее демонтировали. До 1967 года здесь был пруд, а потом поставили ракету.

Фонтан «Дружба народов», 1990
фильм «Русский отдел»
Фонтан «Дружба народов», 2019
Павел Ткачук

В 1990-м, на волне Перестройки, Голливуд выпустил шпионский боевик «Русский отдел» с Шоном Коннери в главной роли. Его герой приезжает в Москву на книжную выставку, которая проходит в павильоне «Транспорт СССР». Там он узнает о редкой рукописи, которую ему пытается продать героиня Мишель Пфайффер. Дальше вокруг этой сделки разворачивается большая шпионская беготня с участием агентов ЦРУ и MI6.

Павильон «Химическая промышленность», 1990
фильм «Русский отдел»
Павильон №70 «Москва», в народе «Монреальский павильон», 2019
Павел Ткачук

Московская международная книжная выставка действительно проводилась на ВДНХ с 1977 года, и в фильме показана VII книжная ярмарка, которая проходила осенью 1989 года. Рядовые советские граждане приходили сюда полистать недоступную в те годы иностранную литературу: альбомы по авангардному искусству или книги про рок-музыку. Основных площадок на ярмарке было две — это павильон межотраслевых тематических выставок №1 и ничем не примечательный стеклянный павильон «Химическая промышленность».

Жаль, но гораздо более изящный и динамичный 70-й «Монреальский павильон» в «Русском отделе» не показывают. Как и «Рабочий и колхозница», он изрядно попутешествовал: в 1967 году его отвезли на экспо в Канаду и собрали в Монреале. Алюминий, стекло, дерево, эскалаторы привезли из СССР. Советский павильон стал одним из самых крупных и популярных на той выставке — его посетили 12 миллионов человек. После окончания Экспо-67 было решено восстановить павильон на территории ВДНХ. Из-за того, что он не проектировался, как сборно-разборный, почти десять лет ушло на то, чтобы воссоздать его в Москве. Бюджет реконструкции превысил затраты на его строительство в Канаде.