Опубликовано 15 июня 2017, 00:00

Редкая птица

Что такое дрон-рейсинг и зачем им заниматься
Найти русского дрон-рейсера — почти как отыскать иголку в стоге сена. Их всего пара сотен по всей стране, причем большинство — москвичи, но пока поклонникам нового вида спорта развернуться тут сложно. Хотя пути поискать стоит: несколько часов фристайла могут принести полмиллиона рублей.
Редкая птица
Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

Найти русского дрон-рейсера — почти как отыскать иголку в стоге сена. Их всего пара сотен по всей стране, причем большинство — москвичи, но пока поклонникам нового вида спорта развернуться тут сложно. Хотя пути поискать стоит: несколько часов фристайла могут принести полмиллиона рублей. МОСЛЕНТА узнала у рейсеров, как влиться в их ряды, сколько нужно за это заплатить и почему это занятие поддерживает крупный российский вуз.

Хлеба и зрелищ

Сегодня дрон может заработать своему хозяину две, а то и три среднемесячные московские зарплаты.

«В апреле в московском «Экспоцентре» проходил «Кубок чемпионов по дрон-рейсингуHD», кажется, призовой фонд был около полумиллиона рублей, точно не меньше, — рассказывает мне рейсер Сергей пока мы едем на аэродром Алферьево. —Там призером в личном первенстве стал Володя Мещеряков. Это ГЛОНАСС организовывали. В июне мы соревновались в Чертаново. В международных гонках наши тоже участвуют, там крупные призовые. Выигрывают не только деньги, но и телефоны, например. Иногда мы платим взнос за участие, но сегодня — бесплатно. Призовой фонд — 150 тысяч рублей».

Но, как говорят сами рейсеры, «летают» они вовсе не из-за денег. Во время управления пилот гоночного коптера похож на супергероя Скотта Саммерса — человека из мира «Людей Икс». Как и Скотт, он носит специальные очки, которые позволяют заглянуть практически в любое пространство даже в сотнях метров от пилота. И вот ради таких ощущений, ради чувства отрыва от земли и полета они и вкладываются в свое хобби.

Редкая птица

© Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

Узнать дрон-рейсера можно также, посмотрев на его рюкзак — к нему примотана конструкция из проводов, изоленты, пропеллеров и просто мелких деталей. Их «птичка» может быть самого непрезентабельного вида, а лучше всего — модель, собранная самостоятельно. Для гонщика важен верный рассчет и результат технического креатива, ведь от этого зависит победа.

Рейсеры из Team Russia уверяют: часть их ощущений может испытать любой желающий, и дают посмотреть в свои видео-очки — «глаза» гоночных дронов: физически ты сидишь и даже не поворачиваешь головы, но ощущаешь, как летишь в нескольких метрах от земли, преодолевая препятствия трассы, переворачиваясь в мертвой петле, любуясь зеленью вокруг. Скорость коптера может достигать 100 километров в час. Ограничений для пилота нет — любая физическая подготовка и возраст.

Фантазия рейсера

«Для отличных результатов нужно много тренироваться, — объясняет многократный победитель российских и международных соревнований по дрон-рейсингу Владимир Мещеряков. — Начинали многие пилоты с симуляторов, которые устанавливали на компьютеры, другие сразу покупали дрон. Сам я увидел гонки на YouTube, а после собрал свой первый коптер. Сейчас в интернете куча информации о том, как сделать себе беспилотник. У нас почти все ребят чинят и собирают их сами».

В среднем размер первых и самых крупных вложений в хобби — это около 70 тысяч рублей для жителя столицы , но можно отдать и вполовину меньше, если продумать детали. Набор для старта: программа симуляторов полетов, радиоаппаратура, очки, набор запчастей для первого дрона и детали для замены, дополнительные аккумуляторы и все для пайки.

За самый дорогой симулятор придется заплатить 50 долларов, но скачать похожий с меньшим функционалом можно и бесплатно. Другой вариант — попасть в тусовку, даже если у вас нет опыта полетов. Рейсеры из Team Russia дают бесплатные уроки для новичков. Пока гонщиков в столице немного и отношение к интересующимся трепетное, можно обращаться за советами к Кириллу Федуковичу — уже известному пилоту, который проводит тренировки с друзьями.

Полеты «на дроне», конечно, обойдутся не в 50 долларов, но наборы для сборки беспилотников по цене и наполнению на столько разные, что, кажется, можно купить игрушку, а можно чуть ли не полеты на вертолете. Гонять получится на любых. Начинка — выбор гонщика, который сам решает чем пожертвовать, а что прокачать.

«Я, например, продаю наборы для сборки дронов примерно от 6 до 14 тысяч рублей за один. Все, что внутри — обсуждаем с заказчиком», — рассказывает рейсер и бизнесмен Роман Лутковский.

Большая часть деталей чаще всего заказывается на сайтах китайских магазинов. Такой гоночный дрон будет летать до замены аккумулятора примерно 10, максимум около 15 минут. А вот учебный дрон, которому хватит сил на 20 минут полета, можно купить как комплект от Московского авиационного института (МАИ). Правда, он обойдется значительно дороже.

«Стартовый набор без очков — это порядка 20 тысяч рублей. Мы уже поставляем такие дроны в некоторые школы. Агентство стратегических инициатив, например, сформировало профессии будущего, из них 4 связаны с коптерами. Мы на факультете систем управления с учащимися уже собираем коптеры», — объясняет руководитель направления популяризации МАИ Кирилл Щукин.

Но, кажется, скоро собирать первые дроны будут уже в школах. Среди рейсеров, соревнующихся в Алферьево, — 14-летний Платон Максимов, который в технике разбирается сам и говорит, что родителям его увлечение нравится.

14-летний дрон-рейсер Платон Максимов

14-летний дрон-рейсер Платон Максимов

© Яна Кремнёва / МОСЛЕНТА

«Хочу стать инженером или доставлять товары с помощью коптера, но они еще много где будут использоваться, так что время покажет», - рассуждает Платон о будущем.

Где летать

Гоночный квадрокоптер можно запустить в любой день при любой температуре, даже минусовой. Для полетов по Москве пилоты стараются выбирать парки.«В столице не везде сейчас можно взлететь. Ограничивает только то, что это опасно. Мы стараемся не привлекать к себе внимание, летаем в парках», — рассказывает один из гонщиков Сергей.

Но есть и специальные места для рейсинга, например, площадка в Битцевском парке, на которой можно летать после оплаты лицензии. До недавнего времени она стоила 2 тысячи рублей, теперь уже 3 тысячи.