«Эскалатор где-то угрюмый, а где-то приветливый»: зачем художник рисует московское метро
«Я — профессиональный художник. Три года назад окончил с красным дипломом факультет живописи Московского государственного академического художественного института им. Сурикова.
Все это время я жил в Москве, хотя, вообще говоря, не москвич. Я родился на юге России, в городе Ставрополе».
«Приехав в Москву, я, конечно, был поражен ее масштабом, невероятной динамикой и обилием контрастов. Поэтому тема этого города как-то сразу сложилась в моем творчестве, еще на младших курсах института.
Любимые места? Это в первую очередь Таганка и ее окрестности. Возможно, это все потому, что здесь, точнее, в Товарищеском переулке, был расположен мой вуз Я люблю писать этот район. Хотя… я вообще люблю писать все, что вижу. Например, метро».
«Метро является неотъемлемым атрибутом любого мегаполиса-столицы. В таких городах динамика повсюду, но метрополитен… Для меня это отдельный мир, некое подземелье, нахождение в котором противоречит всей человеческой природе. Поэтому люди торопятся туда зайти, а потом оттуда выйти. Вот это все и есть пища для моего творчества».
«Сам я, естественно, бываю в метро часто. Порой мне там не до мыслей о картинах, потому что я только и думаю о том, как бы побыстрей попасть на свою станцию и оказаться в нужном месте. При этом я понимаю, что людское мнение о метро делится на два типа: «О, нет, опять надо в метро!» и «Как чудесно, что все-таки метро есть!»»
«Изображая метро, я стараюсь быть беспристрастным и передавать только настроение и ощущение, которое получаю от того или иного сюжета. Это может быть и давящая атмосфера — как в работах «Час Пик» и «На станции», которые выставлены сейчас в Новой Третьяковке на молодежной всероссийской выставке. А может и мажорное настроение — как в работах «Утро. Метро Марксистская» и «Станция Румянцево»… Метро многообразно, в нем спрятано бесчисленное количество сюжетов и тем. Взять тот же эскалатор, который на каждой станции свой: где-то угрюмо-агрессивный, а где-то приветливый. В своей серии «9 эскалаторов», я как раз и рассматриваю этот момент».
«Москва, это прежде всего город контрастов — как внешних, так и внутренних, метафизических. Она не то, что каждый день, она каждый час новая! Огромные здания тут же сменяются уютными двориками, а фешенебельные рестораны — маленькими кафешками, что называется «для своих»… Художник Лентулов сравнивал Москву в своих картинах с лоскутным одеялом, я, пожалуй, тоже придерживаюсь этой точки зрения».
«Сам я в Москве бываю не постоянно, потому что занимаюсь активной творческой деятельностью, связаной как с пленэрами, так и с собственными проектами. Но этот город, конечно, очень люблю. В конце концов, он — средоточие арт-сообщества, частью которого я являюсь. Уеду ли я когда-нибудь отсюда? Не знаю. Точнее, не вижу смысла: уехать-то из Москвы можно, но она все равно навсегда остается в моем сердце».