Гарантию оформляем?
Как мы платим за воздух при покупке гаджетов и бытовой техникиПокупая гаджет, фотоаппарат, холодильник или любую другую технику, потребитель сталкивается с дилеммой: брать ли дополнительную гарантию, оформлять ли страховку, которую так настойчиво предлагают консультанты? МОСЛЕНТА узнала у бывших сотрудников крупных сетей в Москве, за что именно мы платим, имеют ли дополнительные траты смысл, на какие уловки идут продавцы и как сказать свое веское «нет», если ненужные «допы» начинают навязывать.
Гарантии не гарантированы
Сегодня при покупке электроники или бытовой техники потребитель может получить как бесплатную гарантию от завода-изготовителя, которая может длиться год для большинства мобильных телефонов или от трех и более лет на некоторые запчасти крупной бытовой техники, так и платную дополнительную гарантию. Называться она может по-разному — «Сервис+», ПГО (послегарантийное обслуживание), ПГС (послегарантийный сервис) или как-то иначе.
Подобную опцию при покупке предлагают практически всегда, иногда — достаточно настойчиво. Как рассказал МОСЛЕНТЕ бывший сотрудник крупной торговой сети Владимир, покупать дополнительную гарантию или нет — дело покупателя, но в большинстве случаев это плата за воздух, приправленная страшными историями про поломки.
Это гарантия, которая вступает в силу либо после завершения гарантии завода-поставщика, либо со дня покупки. Отнюдь не всегда она имеет смысл или закрывает больше потенциальных проблем.
В некоторых случаях смысла в ней вообще нет изначально. Торговые сети продают то, что реально и без их посредничества получить от завода-изготовителя. Например, при покупке некоторых стиральных машин можно за определенную плату продлить гарантию, просто позвонив на номер «горячей линии». В любом случае, при покупке дополнительных гарантий нужно учитывать, что они могут распространяться не на все детали. К примеру, допсервис на телевизоры в одной из крупных сетей не распространяется на матрицы.
«То есть, если у тебя полетел блок питания, то тебе его после завершения гарантии завода-изготовителя по дополнительной гарантии починят. А если полетела матрица, которая составляет 70 процентов стоимости телевизора, то ее чинить не будут. Это, конечно, написано в договоре, но никто это не читает, и продавцы об этом, разумеется, не говорят», —предупреждает Владимир.
По-настоящему полезной такая услуга может быть при покупке стиральной машины или холодильника, но опять же, ключевой момент: нужно читать, на что именно послегарантийный сервис распространяется.
«На стиралку — да, это вполне окупаемая вещь. К примеру, замена ТЭНа будет стоить вам больше, чем дополнительная гарантия, замена нагревательного элемента — примерно столько же. Но нужно смотреть, какие условия дает производитель. В ряде случаев завод дает уже достаточно хорошую гарантию на жизненно-важные элементы стиральных машин или холодильников», — отметил собеседник МОСЛЕНТЫ.
Самые бесполезные варианты
Отдельный скользкий (или лучше сказать мокрый) момент – понятие нарушений правил эксплуатации. Сами они просты: если правила нарушены и гаджет эксплуатировался неправильно, то это уже не является основанием для ремонта как по основной гарантии, так и по дополнительной. Причем даже если поломка произошла не из-за этих нарушений, а совершенно по другой причине.
«Это до неприличия широкое понятие», – рассказывает Владимир.
Например, гарантия на мобильные устройства и фотоаппараты, по большому счету, себя не оправдывает, потому что в большинстве случаев они эксплуатируются неправильно.
«Заливаются чем-нибудь, бьются и так далее. Даже если поломка была вызвана не водой или ударом, чинить бесплатно его не будут».
Дело тут в чувствительности датчика, показывающего, не был ли гаджет чем-нибудь залит. Мало кто не проливал на телефон кофе, но иногда и ливня будет достаточно. «Был такой случай с человеком: он попал под сильный дождь, и индикатор показал, что телефон промок. Ему пришлось ремонтировать его за свои деньги, — вспоминает Владимир. — Другой покупатель сказал, что не попадал под дождь вообще, но бегал и потел. Потел он, похоже, сильно, так как датчик показал, что телефон заливали. Может, конечно, и обманывал».
Не стоит полагаться и на заявленную в рекламе водонепроницаемость гаджетов. «Возьмем водонепроницаемые телефоны — с ними нельзя нырять в соленую воду, и это тоже никто не читает в инструкции. Там указана допустимая глубина погружения, но рассчитанная в пресной воде», — подчеркнул наш собеседник.
Плата ни за что
Причина, по которой покупателям настойчиво предлагают дополнительные гарантии, очень просты: это чистая плата за воздух, которая частично оседает в карманах продавцов.
«Для магазина средняя окупаемость проданной дополнительной гарантии – 98 процентов. То есть 98 процентов покупателей ей либо не воспользуются, либо не смогут воспользоваться. Скорее всего, техника не сломается. А если брать дорогие телефоны — флагман выходит каждый год. За это время и заводская гарантия еще не заканчивается, а может, и кредит на него не выплачен до конца», — говорит Владимир.
При этом в отдельных случаях продавцы могут начать упрямиться и даже отказать в продаже той или иной техники. Важно понимать, что это блеф. «Допгарантия является исключительно дополнительной услугой, от которой можно отказаться в любом случае. Что бы продавец ни говорил, как бы ни умолял и ни кричал, что у вас все полетит и будете тратить деньги», – уверен он.
То же касается и покупки в кредит, при которой в гонку за «допами» включаются и кредитные эксперты.
Рассрочку или кредит должны дать без дополнительных гарантий. Это уже накручивают сами продавцы, возможно, в некоторых случаях — по договоренности с кредитными экспертами.
«Почему магазин впаривает допгарантии? Потому что при кредитах 0/0/24 по типу рассрочки магазин делает скидку для банка, и магазин платит за вас проценты. Чтобы окупить потерю в марже, то есть в своем заработке, они выставляют эту допгарантию», – объясняет он.
Кстати, аксессуары и гарантии навязывают не только при продаже дорогих гаджетов и бытовой техники. Ими стараются «обвесить» даже самые дешевые модели мобильников.
Продавая телефон без „допов“, продавцы ничего себе не зарабатывают. У них есть планы продаж, и планы по допгарантиям даже важнее плана по валовому обороту
«Есть также классическая ситуация, когда ценник не соответствует действительности. К примеру, телефон стоит пять тысяч рублей, а на ценнике — шесть тысяч. И продавец говорит: „Как же вам повезло, у вас допгарантия бесплатно“. Но на самом деле она уже заложена в ценник», – рассказывает он.
За такие попытки «зарядить товар на гарантию», отметил собеседник МОСЛЕНТЫ, продавцов наказывают, но это их не останавливает.
Нужны ли страховки
Следующий вежливо предлагаемый вариант потратить деньги впустую — страховка. Как и в случае с гарантией, надо внимательно читать, не поддаваться на уговоры и самому оценивать возможные риски. «Когда только появились страховки от кражи, если у тебя телефон крали — да, ты мог заявить и тебе должны были возместить стоимость. Но если на тебя было совершено разбойное нападение, эта страховка не работала. Другая статья УК РФ», — приводит пример наш собеседник.
Наводнения вряд ли могут быть большой угрозой для Москвы. Затопление квартиры соседями — если удастся доказать по линии ЖКХ. Последняя страховка покупается на удивление редко. Работает страховка от пожара, «но легче от этого, конечно, не станет», отмечает Владимир.
Единственная потенциально полезная страховка – от перепадов напряжения. Она работает.
«Но брать ее имеет смысл, только если живешь в частном доме с нестабильной электросетью. А в многоквартирных домах я не слышал ни одного случая, чтобы что-то из-за сети сломалось. Или есть еще страховка от поломок. Она действует, в принципе, так же, как и гарантия. Но в нее включается больше гарантийных случаев. Работает она один год, как и заводская гарантия, причем в то же самое время», — говорит собеседник МОСЛЕНТЫ.
Как сказать веское «нет»
И дополнительная гарантия, и страховка, и все аксессуары, еще раз подчеркивает наш собеседник — вещи дополнительные, и если вы твердо решили, что они вам не нужны, вы можете от всего отказаться. Вас, конечно, будут уговаривать, или даже пытаться хитрить.
Например, даже при попытке купить «звонилку» за тысячу рублей можно столкнуться с продавцами, которые заявят: «голым» его купить никак нельзя. Они могут даже пенять на то, что сделать это не позволяет программа, показывать в монитор, уверять, что сами они бы с радостью, но это невозможно из чека гарантия не убирается. «Возможно все», — подчеркивает Владимир.
То же самое касается и вариантов, когда при покупке техники в кредит вам пытаются навязать дополнительные чехлы, гарантии и страховки, чтобы якобы добрать до нужной суммы. Если вам не нужны «допы» — никто не вправе заставить вас их покупать. Даже если продавец говорит, что на «голый» товар кредит не действует.
Ты можешь от этого всего отказаться. Как? К администратору! Или звонить на горячую линию.
«Если, конечно, это маленькая шарашкина контора, то там просто пошлют. Если магазин хороший, или крупная сеть, то звонишь, говоришь: „Мне впаривает дополнительные услуги такой-то продавец“. Чаще всего, как только начинаешь набирать номер, продавец сразу становится вежливее, добрее и сговорчивее», – советует Владимир.
В то же время, экс-сотрудник другой крупной сети в беседе с МОСЛЕНТОЙ отметил, что не припомнит случая, чтобы кого-то из продавцов наказывали за такие действия. Он подчеркнул, что достаточно агрессивная тактика навязывания дополнительных услуг еще в большей степени актуальна для регионов, но в Москве, конкурируя с современными сервисами покупки техники и электроники, а также с площадками наподобие Авито, торговые сети вынуждены адаптироваться, работать тонко. "Это просто магия внушения. Тебе вежливо стелят: это тебе нужно, и без этого никак", — говорит Роберт.
Единственный нюанс — если оформляется рассрочка или кредит, то отказываться от ненужных опций необходимо до того, как заявка отправлена на рассмотрение кредитного агента. Впрочем, никто не запрещал сделать новую заявку. Как никто не помешает кредитному агенту просто нажать кнопку «отказ».