Опубликовано 03 июля 2015, 00:01

В Новой Москве может появиться автономное метро

Глава Института Генплана — о перспективах столичной подземки
Самый эффективный транспорт в Москве, если не во всем мире, гибкая система обновления, придуманная еще в тридцатых, новые линии, пересадочный контур и связь с железной дорогой: МОСЛЕНТА публикует тезисы доклада исполняющего обязанности директора института Генплана Москвы Михаила Крестмейна, прочитанного на первом заседании экспертного клуба в центре убранистики «Город»
В Новой Москве может появиться автономное метро
Lucy Nicholson / Reuters

Самый эффективный транспорт в Москве, если не во всем мире, гибкая система обновления, придуманная еще в тридцатых, новые линии, пересадочный контур и связь с железной дорогой: МОСЛЕНТА публикует тезисы доклада исполняющего обязанности директора института Генплана Москвы Михаила Крестмейна, прочитанного на первом заседании экспертного клуба в центре урбанистики «Город».

Московский метрополитен — кровеносные сосуды города, а не просто средство транспорта и связи. Мы знаем, что столичная подземка перевозит 2,5 миллиарда пассажиров в год. Это фантастическая цифра, показатель крайней востребованности этого вида транспорта. Только Токио, Сеул и Пекин перевозят больше людей.

Есть и другой важный показатель: количество пассажиров, которых перевозит один километр подземки в год. В московском метро на один километр приходится порядка 8 миллионов пассажиров в год. В Нью-Йорке — пять, в Лондоне — всего три. Поэтому, с точки зрения самой отрасли, это необычайно эффективный вид транспорта. А вот пассажиры в «часы пик» с трудом запихиваются в вагон, люди изнывают от толкотни и духоты, беременные чуть не рожают в «пробках» при переходе со станции на станцию. Все это — плата за недостаточное развитие транспорта.

Сейчас много говорят о присоединении Новой Москвы. Но новые территории у города появляются не в первый раз. Например, в 1983 году были присоединены Бутово, Митино, Жулебино, Солнцево. Тогда людей заманивали в пределы столицы обещаниями о скором появлении метро. Интенсивное развитие этих районов шло с учетом быстрого открытия станций. В итоге, станция «Бульвар Дмитрия Донского» в Бутово появилась в 2002 году, «Митино» — в 2009-ом, «Жулебино» — полтора года назад. А станция «Солнцево» должна открыться и вовсе в 2017 году.

Станция метро "Тропарево"

Станция метро "Тропарево"

© Николай Галкин / ТАСС

При этом появление станций не только улучшает транспортную ситуацию, но и увеличивает стоимость жилья, позволяет людям меньше пользоваться личным автомобилем. Например, мы знаем, что в Митино после открытия станции метро на 15-17 процентов меньше людей стало ездить на работу и домой на автомобилях.

В истории развития города известен только один пример, когда метро было построено раньше, чем микрорайон. В 1963 году появилась станция «Юго-Западная». Она открылась в чистом поле, ею пользовались жители окрестных сел — Тропарево и Никулино. Первый дом массовой застройки здесь появился только в 1967 году.

Ключевое правило градостроения: город никогда не должен строиться для сегодня, он всегда должен возводиться для будущего

Нам еще крупно повезло, что в 30-х годах метро проектировали абсолютно гениальные люди. Они предусмотрели развитие города на многие десятилетия вперед. До войны была заложена система, которая позволяла продлевать линии на 2-3 километра, наращивать протяженность метро без существенных вложений в строительство, инфраструктуру.

Есть даже байка эту тему. Рассказывают, что во время строительства первой линии Лазарь Каганович пришел к Сталину и сказал, что достаточно будет четырехвагонных составов. Вождь ответил: «Лазарь, у тебя местечковый подход». А где бы мы с вами сейчас были, если бы тогда возводились станции для четырехвагонных составов? Это очень хорошая иллюстрация ключевого правила градостроения: город никогда не должен строиться для сегодняшнего дня, он всегда должен строиться для будущего.

Поезд на станции метро "Измайловская"

Поезд на станции метро "Измайловская"

© Николай Галкин / ТАСС

У меня еще есть интересные цифры и сравнения. Протяженность московского метро — 327 километров. Железная дорога в пределах Москвы — 210 километров. При этом метрополитен перевозит почти 50 процентов пассажиров. Железная дорога — только 8 процентов. Отгадка проста: жители выбирают надежность и комфортность.

Мы в Институте Генплана уверены, что рельсовый транспорт должен быть в городе единой системой. Самый яркий пример такого взаимодействия — город Берлин, где есть подземный и наземный рельсовый транспорт, U-bahn и S-bahn. Пассажир берет один билет и иногда даже не понимает, по какой именно дороге он едет. К такой системе интеграции мы стремимся при создании Малого кольца Московской железной дороги, где запланировано 9 пересадок с метрополитеном.

Существующую систему метро продлять до бесконечности в Подмосковье невозможно. Пассажиры будут удобно садиться на периферии, но при приближении к центру никто в вагон просто войти не сможет

Еще одно наше твердое убеждение: существующую систему метро продлевать до бесконечности в Подмосковье невозможно. Пассажиры будут удобно садиться на периферии, но при приближении к центру никто в вагон просто войти не сможет. Революционным для подземки станет возведение Третьего пересадочного контура (второго кольца) метро. Это важнейшая инфраструктурная стройка: 58 километров путей, 25 новых станций.

Понятно, что городским властям браться за реализацию проекта было тяжело. Проще строить по 2-3 километра на существующих линиях. И даже кажется, что эффект больше: метро приходит в новые, отдаленные районы. Но второе кольцо станет тем контуром, фундаментом, от которого смогут оттолкнуться новые линии, которые, в том числе, смогут выходить далеко за пределы Москвы. Кроме того, значительно улучшится связь линий между собой, люди смогут попасть в соседний район без заезда в центр Москвы.

К сожалению, многие москвичи часто не понимают смысла этого колоссального замысла. Огромные проблемы, например, в Сокольниках. Там люди на общественных слушаниях прямо говорят, что им достаточно существующей станции, они не хотят долгостроя под своими окнами.

Сейчас 2,5 миллиона москвичей живут вне зоны обслуживания метрополитеном. До 2020 года действует программа, согласно которой должно быть построено 64 новые станции.

Развитие системы метрополитена Москвы до 2020 года

Развитие системы метрополитена Москвы до 2020 года

© Изображение: www.stroi.mos.ru

В Институте Генплана мы уже мечтаем о дальнейшем будущем. До 2025 года в Москве должно появиться 50 новых станций, а это — 100 километров линий метро, принципиально новые направления. С 2026 по 2035 год в Москве должно появиться еще порядка 80 километров путей и 40 станций.

Мы, например, рассматриваем вариант появления совершенно новой, отдельной линии в пределах Новой Москвы. Она может быть вообще не связана с остальной Москвой, а соединять две железнодорожные ветки — Киевскую и Курскую. Но предметно говорить об этом можно будет после строительства второго кольца метро.