Голландский взгляд на Белорусский вокзал

Город
Фото: Dutch School of Landscape Architecture

Голландский ландшафтный архитектор и основатель бюро West 8 Адриан Гезе известен в Москве тем, что именно он в прошлом году совместно с КБ «Стрелка» создал облик обновленной Тверской улицы. В этом году у него новый проект: реконструкция площади перед Белорусским вокзалом в рамках программы «Моя улица». В Москве Гезе рассказал журналистам о том, как изменится это место, что будет с уличной торговлей и сколько времени нужно выждать, чтобы оценивать изменения в городской среде.

Как за год изменилась Тверская улица

Я увидел ее три-четыре недели назад. Тогда был жуткий дождь, просто невероятный. Потоки стекали с крыш домов на мостовую, и на уральском камне проявились детали, цвета. Но я был приятно удивлен, потому что последний раз я видел улицу еще до наступления зимы, а теперь там открылось множество новых магазинчиков. Это именно то, на что мы надеялись, когда делали тротуар шире — чтобы сделать проще пешие прогулки, чтобы появились новые витрины, магазины, бары, новый бизнес, который должен был оживить улицу. Потому что когда мы увидели ее несколько лет назад, улица представляла собой транспортный коридор со стопроцентным доминированием автомобилей. Я прибыл в Москву вчера в полночь, и пока не смог снова увидеть ее. Но чуть позже я пойду туда, хочу увидеть улицу ночью.

Сколько времени нужно выждать, чтобы оценивать результаты

В Москве, если что-то меняется, всегда разгораются большие дебаты, люди начинают жаловаться, что все плохо, приводят множество аргументов. Но мы, создавая парки и общественные пространства, понимаем, что, к примеру, создание парка может занять 15-20 лет. В Лондоне я работал над парком Jubilee Garden, который находится рядом с колесом обозрения «Лондонский глаз», 21 год.

Это очень медленный процесс. И когда журналисты спрашивают меня через год «каково ваше мнение, что получилось хорошо, а что плохо», я их не понимаю. Нужно как минимум 10 лет, чтобы оценить.

О программе «Моя улица»

В принципе, Москва это потрясающе красивый город, один из крупнейших мегаполисов мира. Сильные стороны, которые я вижу, как архитектор — это его история, масштаб, красота, романтика… Это такой «русский стиль», который мне очень нравится.

Кроме шуток, очень важно, что Москва сейчас становится более человечным городом. Это дает ему новое обаяние, которое люди будут созерцать даже спустя века.

И я считаю очень правильным решение о том, чтобы сделать общественное пространство лучше для людей: с современными очень хорошими материалами, гранитом, широкими тротуарами, на которых человек будет чувствовать себя в безопасности, с тысячами деревьев, которые летом будут давать тень и уменьшением места для автомобильного траффика. Ведь траффик в Москве очень доминирует. Но теперь, благодаря новым проектам, люди наконец-то могут ходить пешком. И это очень правильное и мудрое решение.

Кроме шуток, очень важно, что Москва сейчас становится более человечным городом. Это дает ему новое обаяние, которое люди будут созерцать даже спустя века. Эта программа («Моя улица», — ред.) очень впечатляет.

Как изменится площадь перед Белорусским вокзалом

Площадь сейчас на 95 процентов представляет собой проезжую часть. В первую очередь мы приняли решение сделать шире пешеходное пространство у самого вокзала, чтобы оно могло вместить больше людей. Затем, мы свяжем это пространство с другими частями, вплоть до церкви (Никольская старообрядческая церковь, — прим. ред.). Таким образом, получится такое пространство U-образной формы, свободное от траффика. Также преобразится тоннель. Мы сделаем очень красивое диагональное мощение из большого, мощного гранита, и установим прекрасные фонари.

Со стороны тоннеля будет эспланада с деревьями, газоном и скамейками. Там, конечно, довольно шумно, но добро пожаловать в Москву! Позже на площади должен появиться трамвай, место под него предусмотрено, и памятник Максиму Горькому. На площади появится терраса с ресторанами и барами, чтобы люди могли сидеть на улице. Вообще пространство будет очень простым для понимания, чтобы вы могли выйти из здания вокзала и, к примеру, взять такси. Парковочное пространство станет немного меньше, но будет более концентрированным.

Что будет со стихийной торговлей на площади и в тоннеле

Этот вопрос скорее политический. Мое наблюдение таково, что в 50-60 годах вокруг вокзалов, вокруг каждой станции в мире, вокруг аэропортов или других транспортных терминалов пространство было заставлено машинами такси, потом стояли автобусы, а в следующей линии трамваи. И человеку по пути в город приходится преодолевать шесть линий, пробираться через кричащих таксистов-нелегалов, попрошаек.

Сегодня во всем мире ситуация меняется. Современный вокзал — это терминал и площадь перед ним, которая хорошо защищена от террористической угрозы извне и открыта внутри.

И когда ты приезжаешь, выходишь из здания вокзала, то сразу видишь, куда тебе идти, где такси, а где трамвай, где автобус, и где выход в город. Это безопасно и удобно.

Сегодняшний подход именно таков, и именно это мы пытаемся сделать — современное открытое пространство. Чтобы, например, опаздывающий человек мог быстро пересечь его, не отвлекаясь ни на что, и успеть на свой поезд, идущий в аэропорт. И здесь не должно быть нелегальной торговли, таксистов, киосков, баров и так далее. Оно должно быть чистым.