Город маленьких людей

Город
Фото: @malenkielydi

Художник Иван Симонов регулярно заселяет Москву новыми жителями, которые, однако, мало кому могут помешать — уж больно они малы. Но благодаря им и родился проект, известный своими уличными наклейками и постерами с тегом #маленькиелюди. Что хочет сказать жителям столицы Иван? Что пытаются донести до нас его крошечные персонажи? Обо всем этом МОСЛЕНТА поговорила с художником.

Любил ли ты в школе уроки литературы?

Ну… в целом — да. А что?

Вот что: твой самый известный проект называется #маленькиелюди. Помнишь же, наверное, со школы: «маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе в 20-30 годах XIX века. Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. Ты своим проектом продолжаешь эту линию?

На самом деле нет. Изначально название проекта было связано исключительно с размером внедряемых мной в городское пространство фигур и не подразумевало никакой отсылки к Гоголю, Пушкину и иже с ними. Но этот проект развивается уже два года. И за это время его концепция изменилась, поскольку обросла дополнительными смыслами.

Тогда скажи: почему именно «маленький»?

Мне было удобно печатать на своем домашнем принтере именно небольшие фигуры. Это во-первых. А во-вторых, маленький размер сразу же отсылает нас к человеку, потерянному в огромном пространстве мегаполиса. Игра с миниатюрным пространством — вот что меня привлекает.

С чего все началось?

В 2015 году я поехал в Сочи, где сделал несколько снимков людей на пляже — этаких крошечных человечков на фоне огромного моря и бесконечного горизонта. Мне очень понравилась эта композиция. И стало интересно, как люди с пляжа будут смотреться в городе, то есть совершенно в другой среде? Насколько это будет уместно? Насколько этично? И я стал клеить маленькие фото «пляжников» по Москве, начав с водосточных труб и стен на Сухаревской площади. А после решил, что фигуры будут смотреться лучше, если их вырезать. Был ноябрь, холод, а тут — люди в плавках! Ну, а затем просто стал развивать эту идею.

Но концепция изменилась, говоришь ты. В какую сторону?

Она стала куда более социальной. Снимки людей стали сопровождаться текстом, расставляющим акценты и раскрывающим героев с новой стороны. И — да, тут-то и начинает возникать ощущение, что есть в моих работах и отсыл к творчеству литераторов позапрошлого века.

Москва — город маленьких людей?

Не вся Москва, но ее улицы, ставшие для маленьких людей домом. Именно там обитают те, кто не имеет машин, не сидит целыми днями в офисах. А на улице все малы, потому что несоразмерны домам и масштабам. Люди растворяются во всем этом. Обратите внимание: когда мы заходим пусть даже в кафе, на нас многие обращают внимание, а едва оказываемся на улице — тут же становимся всеми потерянными невидимками. Масса всегда растворяет человека!

Сколько на сегодняшний день в Москве твоих человечков?

Сложно сказать. За два года я наклеил около тысячи персонажей, но наверняка многих уже давно содрали.

По какому принципу ты выбирал для них места?

Часть мест — это чистый экспромт. Но есть, конечно, и то, что было выбрано заранее. Например, к прошлому Новому году я крепил фигурки к зданию театра «Современник» на Чистых прудах. Там шел ремонт, и вход был закрыт такой серой доской, но были видны красивые колонны — типа античных. Вот я и наклеил на эту доску персонажей из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» Помните, где они сидят в бане, обмотанные белыми простынями, словно древнегреческими тогами. То есть контекст продиктовало само место. А бывает так, что я ищу места под каких-то конкретных персонажей.

Помимо #маленькиелюди у тебя есть еще один проект — #простоголова…

Да. Но это уже такая чисто ироничная история, посвященная современным масс-медиа. Современный мир переполнен этакими говорящими головами, которым люди безоговорочно верят: это актеры, спортсмены, телеведущие, политики и так далее. И я подумал: почему бы на время самому не стать такой головой? Изначально я хотел сделать несколько тысяч своих голов и расклеить их по городу, чтобы посмотреть, насколько быстро меня начнут узнавать. И насколько, когда я стану знаменит, людям станет интересно мое мнение. Сейчас вы задаете мне вопросы — значит, все получилось. Ничего не несущая в себе голова сделала свое дело, а значит — все дело не в смыслах, а в ярком образе! Собственно, этому мой проект и был посвящен.

Отличная идея! Но если говорить совсем глобально — что ты хочешь донести до людей? Можешь сформулировать?

Мне хочется показать, насколько человек значим сам по себе. Мне хочется, чтобы люди начали опираться на свои собственные чувства, состояния, желания, а не копировали то, что происходит вокруг них. Найдите сами себя!