Опубликовано 26 октября 2016, 08:00

Бульварное оденут в гранит

Москва проводит самую большую в истории закупку плитки
Программа благоустройства «Моя улица» не просто продолжится в 2017 году, но и расширится. Москва готовится провести самую крупную в современной истории закупку гранитной плитки — 800 тысяч квадратных метров плитки, и обойдётся это великолепие минимум в 6,78 млрд рублей (такова стартовая суммарная стоимость закупки). Список крупных центральных улиц, где асфальт заменят на гранит, уже озвучен. Но автомобилистам бояться не стоит. Да и другим горожанам мы советуем подождать негодовать и переживать за бюджет.
Бульварное оденут в гранит
Андрей Махонин / ТАСС

Программа благоустройства «Моя улица» не просто продолжится в 2017 году, но и расширится. Москва готовится провести самую крупную в современной истории закупку гранитной плитки — 800 тысяч квадратных метров плитки, и обойдётся это великолепие минимум в 6,78 млрд рублей (такова стартовая суммарная стоимость закупки). Список крупных центральных улиц, где асфальт заменят на гранит, уже озвучен. Но автомобилистам бояться не стоит. Да и другим горожанам мы советуем подождать негодовать и переживать за бюджет.

Сэкономить оптом

В прошлом году программа благоустройства захватила 47 улиц, в этом — уже 59, а на следующий год работы запланированы на 60-70. Такие цифры озвучил на Московском урбанистическом форуме заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков. Соответственно, и плитки на работы понадобится больше. Но это не единственная причина, почему было решено так масштабно закупаться гранитом.

Работы по благоустройству на Тверской улице

Работы по благоустройству на Тверской улице

© Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Раньше стройматериалы для «Моей улицы» покупали у нескольких подрядчиков отдельно, в результате работы иногда затягивались из-за чьих-нибудь опозданий с поставками. В следующем году такие ситуации исключат. К тому же, большая единовременная закупка гарантирует получение продукции одного качества и экономию на опте. Заказчик тоже, естественно, будет один: все 800 тысяч квадратных метров плитки со специальной закалкой закажет ГБУ «Автомобильные дороги». В ведении учреждения находятся не только проезжие части дорог (их мостить не собираются, во всяком случае, пока), но и некоторые московские тротуары.

«Качество поставляемого камня будет контролировать специальная служба. Закупка большой партии позволит более тщательно осуществлять контроль, а также оптимизировать цену и сроки поставки, чтобы не возникало проблем при проведении работ по укладке», — заявил первый замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Раис Чигликов 25 октября на общественных слушаниях в рамках проекта «Биржа торгов».

Чтобы найти крупных поставщиков, в ближайшее время объявят девять закупочных процедур. Искать будут в регионах России: на недавних слушаниях присутствовали представители поставщиков с Урала, из Карелии, Ленинградской и Воронежской областей. Всего в России насчитывается 50 месторождений гранита, уточняют в департаменте Москвы по конкурентной политике.

Требования ко всей плитке одинаковые, в частности «противоскользящая обработка» (она получается, если пройтись по граниту газовой горелкой — тогда поверхность камня становится шершавой). А вот видов тротуарного покрытия будет много — аж целых 87. Разную плитку по программе «Моя улица» уже укладывали в этом году. Например, на Тверской она отличается формой, размером и цветом. Так выделяют зоны улицы — входы в кафе, магазины и въезды во дворы.

Садовое кольцо после благоустройства

Садовое кольцо после благоустройства

© сайт mos.ru

По данным ГБУ «Автодороги», гранитная плитка появится на Бульварном кольце, улицах Волхонке, Сретенке, Пречистенке, Варварке, на Новой, Старой и Лубянской площадях, Пушкинской, Болотной, Москворецкой и Кадашевской набережных. Речь идёт о мощении тротуаров и тех территориий, где предусмотрен проезд автомобилей для доступа к зданиям.

Исторический булыжник

Специалисты считают, что масштабное увеличение количества плитки в Москве пойдёт ей на пользу. Гранит может прослужить 100 лет, рассказал на общественных слушаниях руководитель Ассоциации каменной отрасли России «Центр камня» Дмитрий Медянцев. По его данным, средний срок эксплуатации асфальта — всего-то около семи лет. Поверить в это нелегко, особенно когда на некоторых улицах асфальт перекладывают каждый год.

«Гранит же может эксплуатироваться более 100 лет, и ему ничего не будет. К тому же от него нет никаких выделений и испарений, в отличие от асфальта, который выделяет битум не только в жаркий полдень, но даже зимой. Поэтому гранит — это лучший материал», — уверен эксперт.

Удостовериться в том, прослужит ли век плитка, укладываемая по программе «Моя улица», предстоит только нашим правнукам. На данный момент в городе нет вымощенных участков улиц, где покрытие в первозданном виде сохранялось бы так долго. Даже знаменитой мостовой из булыжников на Красной Пресне чуть более полувека.

Работы по реконструкции брусчатки на Баррикадной улице

Работы по реконструкции брусчатки на Баррикадной улице

© Сергей Карпов / ТАСС

По мнению историка Михаила Коробко, брусчатка на Баррикадной, из которой, по легенде, вырывали булыжники революционеры 1905 года, приобрела свой нынешний вид только в 1955 году. В подтверждение историк опубликовал у себя блоге снимок из коллекции Готье-Дюфайе, запечатлевший это место в 1914 году. На фотографии изображена улица, вымощенная не ровной брусчаткой, а округлыми булыжниками.

«Судя по фотографиям, она была и раньше, но тогда её капитально перекладывали по случаю 50-летия первой русской революции. Местные жители говорят, что одновременно перекладывали брусчатку на Красной площади, а часть старых камней свезли сюда и использовали на Баррикадной», — сообщил Коробко.

Другой историк, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, однако, настаивает, что плитка «Моей улицы» вернёт город в счастливое дореволюционное прошлое. «Традиция мощения натуральным камнем берёт свое начало в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Москва подхватила это начинание после того, как поняла «прелести» модного по тем временам асфальтового дорожного покрытия, которое плавилось на солнце и трескалось на морозе, а значит, требовало частого ремонта. Стало ясно, что каменное мощение более долговечно и удобно в содержании. Это доказывает и настоящая булыжная мастерская, обнаруженная недавно во время ремонтных работ на Покровке», — заключил он.

Остаётся надеяться, что гранитную плитку 2017 года археологам будущего не придётся раскапывать, и она будет лежать на московских улицах и через сто лет. Если, конечно, её не станут перекладывать в 2018.