11 сентября в 13:32

«И мы туда же!»: как всего за неделю москвичи влюбились в открытый после реставрации Речной вокзал

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Когда в то, что это может произойти, не верил уже почти никто, случилось долгожданное: после долгих лет сначала стремительного разрушения, а после — реконструкции, 5 сентября в Москве вновь открылся Северный речной вокзал. Событие это для города, можно сказать, эпохальное. Так что неудивительно, что горожане немедленно отправились смотреть на обновленный вокзал, а затем стали выкладывать его фотографии в соцсетях. МОСЛЕНТА выбрала самые интересные из них.

Построенный в 1937 году Речной вокзал был главным зданием среди многочисленных сооружений канала Москва — Волга (в настоящее время канал имени Москвы — прим.ред.). К тому времени это был уже двенадцатый речной вокзал столицы, но, несмотря на это, ему немедленно удалось стать единственным в своем роде. В первую очередь благодаря тому, что при его строительстве было решено отойти от сугубо функционального подхода и уделить внимание эстетической стороне. То есть сделать красивым.

Говорят, что главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский вдохновлялись венецианскими мотивами, задумывая сделать стилизацию под дворец дожей в Венеции, однако весьма своеобразную: московский «дворец» воссоздает образ парохода — три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы. Что, собственно, и требовалось, так как подобный символизм тут более чем уместен.

Здесь было много чего: ярусы и галереи, аллеи и фонтаны, шпиль и куранты, кафе и рестораны. Неудивительно, что 23 марта 1987 года Исполнительный комитет народных депутатов присвоил зданию вокзала статус памятника архитектуры общесоюзного значения.

Удивительно, однако, то, что подобные почести ничем Речному вокзалу не помогли. Отработав, насколько хватило сил, в 2010-м он был закрыт на реконструкцию. А спустя несколько лет поползли нехорошие слухи, что вокзала этого больше никому не видать. Почему? Потому что реконструкция велась по большей части лишь на бумаге, то есть ни шатко ни валко, а практически никак. Картина вырисовывалась печальная: к 2018 году здание оставалось по-прежнему в аварийном состоянии, многие элементы фасада были значительно повреждены, внутренние помещения разрушены, утрачена большая часть декоративных элементов.

Вот тут-то и случилось чудо. Работы по восстановлению Северного речного вокзала начались в декабре 2018 года, а уже к апрелю 2019-го специалисты восстановили большую часть из более чем 500 исторических светильников. В июле для реставрации со шпиля здания демонтировали звезду. И пошло-поехало…

5 сентября 2020 года Северный речной вокзал, к удивлению и радости многих, был наконец открыт. Причем в полностью обновленном виде. Специалисты восстановили исторический фасад трехэтажного вокзального здания, внутреннее убранство и интерьерные элементы, в том числе башенные часы XVIII-XIX веков, фарфоровые медальоны у главного входа, большую позолоченную звезду с серпом и молотом, украшавшую шпиль вокзала с 1937 года.

Только за минувшие выходные вокзал посетили около 20 тысяч человек. И с каждым днем эта цифра стремительно увеличивается.

Впечатления у людей разные. В соцсетях пишут:

«Территория прилегающего парка облагорожена, променад потрясающий, клумбы яркие и цветущие, здание великолепное! Наверное, с верхней его площадки вид классный, но нам не суждено было его увидеть: забраться с коляской по ступенькам на третий этаж — то еще удовольствие, а лифтов мы не нашли».

«Ох, друзья! Вы же меня знаете, я люблю красивые места, и просто щенячий восторг случился сегодня! Северный речной вокзал. БЕГИТЕ туда)))) а ресторан «Волга-Волга» — ну про-о-осто огонь. Там безумно красиво!»

И, конечно, постят фотографии. Их можно понять.