«Идеальное время для девчонок»: зачем москвички идут в пилоты?
Юлия Крылова, пилотирует реактивный Л-29. Первая женщина в мире, принимавшая участие в гонках на реактивном самолете
«От каждой дачи рулежная дорожка ведет на взлетную полосу»
Недавно мы с мужем купили самолет Bonanza и теперь не ездим, а летаем из Москвы на свой любимый аэродром с медведем. Например, на прошлой неделе у нас был перелет Мячково — Новинки — Калуга.
Я думала, что знаю все подмосковные аэродромы, но оказывается — нет, так что стала вести список. Появляется все больше и больше частных. Люди, которые считают себя интровертами, закапываются в лесах, и периодически узнаешь: оказывается, тут аэродромчик, там...
Есть такое «Сонино» на границе Московской и Тульской областей. Люди построили там дачи, и каждый дом совмещен с ангаром, в котором стоит самолет. От каждой дачи рулежная дорожка ведет прямо на взлетную полосу. Все это находится в лесу, и там же у них клумбы, грядки, дети. То есть они в этом «Сонино» проводят и выходные, и отпуска.
Аэродромов в Подмосковье стало появляться больше, про два таких частных я как раз сегодня хотела выяснить. Раньше на реактивном Л-29 мы мало куда могли слетать в гости, полоса нужна большая, желательно бетон или асфальт. 600-700 метров впритык хватает, чтобы сесть, в то время как на многих аэродромах полоса 400-500 метров.
Теперь на Bonanza мы более мобильны, можем летать в гости. И я все больше узнаю о частных аэродромах, появившихся в результате того, что человек зарегистрировал посадочную площадку. Я знакома с несколькими пилотами, у которых на даче вертолетная посадочная площадка прямо у дома. И сейчас узнаю все больше о людях, которые так оформили полосу для своего самолета. К ним начинают присоединяться другие, и если человек вложился, что-то сделал, то потом все расходы делит с единомышленниками, которые селятся рядом и начинают уже совместно вести все это хозяйство.
«За час Л-29 сжигает тонну керосина, а это 50 тысяч рублей»
История повторяется: мой супруг — копия папы, проделал такой же путь. Папа закончил МАИ, потом много лет работал не в авиационной сфере. А в 50 лет решил, что если не начнет летать, то этого себе не простит. Отучился, и потом крутил у нас над домом бочки, петли — это было его хобби.
Мы с сестрой, как и наши дочки сейчас, с детства привыкли, что можем полететь купаться куда-то на самолете, тогда это был Як-18т. Садились в разных полях, на берегу речек. Прилетев на самолете, останавливались с ночевками, с палатками.
После этого у меня тоже был долгий путь, далекий от авиации: сначала университет, потом я в Германии училась. А когда вернулась в Россию, то было такое впечатление, что все вернулось на круги своя. Я встретила человека, который практически полная копия моего папы. И квартира у нас теперь в том же районе, где жили мои родители.
Антон тоже закончил авиационный вуз, но никогда не работал в этой сфере. Правда, он пилотом стал раньше, чем папа. Ему друзья сказали: «Чего ты так самолеты любишь и не летаешь? Как это так? Безобразие, надо исправлять». Он стал ездить на аэродром, а потом и мне говорит: «Через год у тебя самостоятельный вылет».
Я не очень поверила, — думала, мне достаточно будет того, что летает он. Но как только села в Л-29... Этот самолет, кстати, очень многим девчонкам привил любовь к авиации. Если листать ленты девушек-пилотов, у многих они начинаются с ознакомительного полета на 29-м. Этого бывает достаточно, чтобы заболеть небом. Затем часто начинают летать на поршневых самолетах, но дикое желание летать самой зарождает именно реактивный Л-29. Наверное, и у меня так же произошло. То есть, когда я летала на других самолетах, мне все очень нравилось, но почему-то не было такого горячего желания стать пилотом. «Дельфины» — они именно девчонок в небо затягивают.
Я бы с удовольствием летала больше, но мы и так весь семейный бюджет сжигаем в прямом смысле. Поэтому я каждый раз решаю, что сейчас надо оттренировать, дроблю задачу и летаю минут по 20-30. Конечно, я бы это делала часами, но не всегда могу себе такое позволить. Потому что за час Л-29 сжигает тонну керосина, а это 50 тысяч рублей.
Пытаюсь, конечно, привлечь спонсоров: у нас на аэродроме есть спартаковский самолет, и я, например, ставила их хештег у себя в Instagram. И нефтедобывающие компании, думаю, могли бы сделать так, чтобы керосина побольше было. Шутила: дарите мне на день рождения керосин!
Иногда я в комментариях встречаю такую позицию: везет, конечно, летать тем, кто может себе это позволить. И другие бы тоже летали, если бы деньги были.
На это я отвечаю: зайдите в московский магазин Hermes и спросите, какая сейчас очередь на сумочки Birkin определенной модели. И узнайте, сколько они стоят. И посмотрите на рейсах в Куршевель, сколько девушек с этими сумочками. Так что есть у московских девушек на что летать. Только тратят они эти деньги не на полеты.
«62 девушки-пилота со всей России»
Москве есть чем гордиться в пилотаже, в первую очередь на ум приходят группа «Первый полет» и Светлана Капанина с Ириной Гришиной. Они сейчас живут здесь и тренируются в Подмосковье.
У супруга тоже есть пилотажная группа, они такие друзья-пилоты. И я поняла: здорово, если бы появилась такая же женская летная тусовка, как у них. Когда я летала в Новинки и в Питер, на аэродром Гостилицы, то везде встречала одну-двух девушек-пилотов. С кем-то знакомилась, когда они прилетали к нам в гости. Девушки интересные, все очень красивые, но виделись мы мельком. И мне показалось, что будет здорово собраться всем вместе, пообщаться.
И в этом году, 5 сентября, я организовала авиадевичник в Орешково. Почему-то думала, что будет человек 10, ну — 20, соберемся небольшой компанией, девчонками-пилотами. А когда сделала анонс, мне стали писать со всех уголков России: из Белгорода, из Тюмени, из Краснодара — оттуда достаточно взрослая летчица приехала с молодыми девчонками-пилотами.
Я не ожидала такого отклика и масштаба: к нам приехали 62 девушки со всей России. Среди них были и авиатриссы — заслуженные летчицы СССР, известные, с большим налетом. Так что из девчачьего междусобойчика все это превратилось в событие всероссийского масштаба.
Есть старая гвардия, которая давно друг друга знает, а мы в какой-то момент оказались новичками. Сейчас людей прибывает все больше, и мы стараемся организовывать мероприятия, чтобы всех перезнакомить.
Такие встречи очень нужны, чтобы было проще, когда нужно лететь в какой-то район или область. Во время карантина это было особенно актуально: в Ростов-на-Дону, Ейск, Воронеж, Волгодонск, в Крым — да куда угодно можно летать! И гораздо проще, когда вы человека там знаете.
Позвонили, сказали: «Василий, мы летим. Топливо нужно будет такое-то, заправьте нас, пожалуйста. Мы после посадки у вас полетим дальше». И очень приятно так сесть, дозаправиться, попить чаю-кофе, пообниматься, подарить друг другу тортики и полететь дальше. Сейчас путешествия примерно так и выглядят.
Если за границей так путешествовать, то до Штатов, например, удобно добираться регулярным рейсом, а уже на месте брать в аренду самолет или летать с кем-то. Просто показать детям, как это у американцев происходит.
Я знаю пилотов из Питера, которые любят летать в Хорватию. Говорят, что гораздо проще все происходит с тем же паспортным контролем, когда ты прилетаешь на своем самолете. Штампик поставили — и побежал купаться. У меня такого опыта пока нет, рассказываю с чужих слов. У нашей семьи в планах максимум Европа пока стоит.
«Одна в большом мужском коллективе»
Девчонок, которые пришли в авиацию, я бы не назвала пацанками. Они все достаточно женственные, но так или иначе привыкшие к тому, что часто находятся именно в мужском обществе. Нам тут комфортно, хорошо.
Конечно, получаешь большую порцию внимания. Супруга моего это никоим образом не смущает, наоборот — он мной гордится. Мы вместе ездим на аэродром, летаем вдвоем: парный, параллельный полет с ним — это вообще что-то невероятное.
Даже если я оказываюсь одна в большом мужском коллективе, он всегда гордится, что я рядом. Когда я, первая и единственная из девушек, участвовала на своем Л-29 в «Русских авиационных гонках», все было именно так.
Вижу, что другие мужчины иногда ему завидуют, потому что тоже очень хотят одно хобби на двоих с любимой. Мне часто об этом говорят и пишут, когда я в Instagram общаюсь с подписчиками.
Я даже несколько раз делала посты знакомств, потому что такое количество мужчин предлагают руку и сердце до сих пор... А вокруг столько незамужних девушек, что всегда хочется поделиться: зачем мне столько внимания — смотрите, какие еще рядом девчонки-то есть! Так что я одиноких девушек всегда зову в нашу авиасферу. Говорю, что там много сильных, красивых, интересных мужчин, которые ищут спутницу жизни.
Никакого шовинизма или чего-то такого я не встречала, всегда уважительно мужчины относятся. Скорее разделение проходит по другому признаку. Военные летчики на пенсии, например, по-доброму, по-хорошему завидуют тем, кто сейчас летает. Независимо от пола, независимо от того, что я женщина. Так же они относятся и к мужчинам, которые сейчас могут себе позволить полеты. Потому что у них есть тоска по небу.
Иногда в больших собраниях «старичков» и «молодых» пилотов нас могут заваливать экзаменационными вопросами: «Вот ты летаешь, а знаешь ли ты вот это? А можешь ли сделать вираж с креном 90? Объясни, возможно это или нет? И если невозможно, то почему». Чувствуешь себя как на экзамене, когда тебя валят. Пытаешься выкрутиться, правильно ответить. Иногда быстренько напишешь кому-нибудь из пилотажной группы «Стрижи», например: «SOS! Help! Как правильно ответить?». Они обычно сразу присылают подсказку.
«Все очень гордятся, что их директор летает»
Как Дева по гороскопу и человек рациональный, я, может, воспринимаю происходящее не так романтично, как многие вокруг. Вижу, что и я, и ребята, которые приезжают на аэродром, — все мы избавляемся от стрессов, тревог и страхов, накопившихся за городскую неделю.
Взлетаем и обо всем этом забываем. В любую пасмурную погоду пробиваем облака и получаем свою порцию солнечного света. Это так здорово, что какая бы серость ни была над нами на земле, в любой момент можно подняться к солнышку, искупаться в облаках и снова вернуться, когда тебе уже хорошо, ты уже заряжен.
Я много думала, что за всем этим у меня стоит, какая мотивация? Училась на геолога, но в геологии не осталась. Характер, наверное, отчасти папин, повторяла его путь — как и он, работала генеральным директором в достаточно больших компаниях.
А когда ты генеральный директор, то рядом всегда есть первоклассные юрист, бухгалтер, инженер. Я с уважением относилась к этим людям, и ко мне все очень хорошо относились. Но в то же время осознавала, что работаю на такой позиции, про которую у нас в России любой думает: «Я на этом месте все делал бы лучше». Ведь у нас каждый прекрасно знает, как управлять государством, играть в футбол и руководить компанией. И вот, во мне жил комплекс, что я не стала узким специалистом. Да, я менеджер, генеральный директор, управляю процессами, собираю ниточки воедино, но по любой специальности всегда рядом есть тот, кто разбирается в этом лучше тебя. По каждому вопросу обращаешься к специалисту. И мне всегда хотелось делать что-то такое, чего коллеги не делают.
Сейчас мой партнер — первоклассный дизайнер, очень талантливый человек. Когда я стала летать, то и в его глазах увидела дополнительное уважение.
Знаю, мои сотрудники очень гордятся, что их директор летает. Мне это, наверное, дало дополнительную уверенность в обычной жизни.
«Идеальное время для девчонок приходить в авиацию»
Сейчас очень классное время, когда у каждой девчонки есть возможность занять свою нишу в легкой авиации. Мне повезло: я хоть и новичок, но уже привлекла к себе внимание, потому что единственная в России летаю на реактивном самолете. Уж из любителей — точно. Постепенно выяснилось, что я единственная не только в России, но и в ближайших государствах — Украине, Белоруссии и даже странах Персидского залива — пилоты оттуда мне уже про это написали. Так получилось случайно, просто оказалось, что поблизости никто из девушек больше на реактивных самолетах не летает.
У моей подружки на прошлой неделе был первый самостоятельный вылет на гидросамолете. Многие мужчины пишут ей поздравления: «Ты первая девушка, в России больше никого не знаем, кто летает на лодках». И так, наверное, сейчас у каждой — каждая из женщин-пилотов находится в своей нише. У нас даже, как мне кажется, нет какой-то конкуренции, потому что кто-то на Boeing, кто-то на Aerobus, кто-то профессионал, кто-то любитель, кто-то так деньги зарабатывает, а кто-то, наоборот, на это только тратит.
Мне, например, нравится пилотаж, и все выходные мы с семьей проводим в Калуге. Взлетели — и крутимся над аэродромом, оттачиваем мастерство. А для кого-то наоборот, самолет — средство передвижения, они на нем путешествуют. Та же девушка на гидросамолете собирается в кругосветку с подружкой.
Так что сейчас идеальное время для девчонок приходить в авиацию. Я думаю, не все ниши заняты, и каждая может чувствовать себя в этой сфере особенной. Делать то, что никто больше не делает.