Опубликовано 01 февраля 2016, 00:01

Рынок имени Станислава Лема

Советские кинотеатры могут стать фуд-кортами
Киноконцертный зал «Варшава» скоро может превратиться в рынок фермерских продуктов с катком на крыше и центром научной фантастики. Названы первые победители конкурса на реконструкцию бывших советских кинотеатров. Их идеи могут стать основой и для остальных.
 Здание кинотеатра «Варшава», 1973 год
Здание кинотеатра «Варшава», 1973 год
Владимир Акимов / РИА Новости

Киноконцертный зал «Варшава» скоро может превратиться в рынок фермерских продуктов с катком на крыше и центром научной фантастики. Названы первые победители конкурса на реконструкцию бывших советских кинотеатров. Их идеи могут стать основой и для остальных.

Напомним, что еще в декабре 2014 года правительством Москвы было продано 39 московских кинотеатров. Победитель аукциона — компания ADG Group, принадлежащая вице-президенту «Альфа-банка» Михаилу Печерскому, уверяет, что большинство этих зданий, построенных с 1938 по 1988 год, морально устарело, большая часть из них не функционирует, а некоторые находятся в аварийном состоянии.

Ресторанный комплекс «Варшава». (Бывший кинотеатр «Варшава»). Площадь Ганецкого, 1. Москва, 2015 год

Ресторанный комплекс «Варшава». (Бывший кинотеатр «Варшава»). Площадь Ганецкого, 1. Москва, 2015 год

© lana1501 / Фотобанк Лори

Это кинотеатры, расположенные в восьми административных округах Москвы, в основном в «спальных» районах, в свое время играли важную роль — когда-то здесь местные жители проводили досуг, встречались, обменивались новостями.

Однако уже понятно, что кинотеатрами они не будут. «Основная идея нового проекта — восстановить центры притяжения районов и сделать максимально полезными для жителей, обеспечивая при этом их коммерческую состоятельность», — говорят в ADG Group.

Компания объявила среди архитектурных бюро конкурс на концепции реконструкции этих пережитков прошлого. На днях главный архитектор города Сергей Кузнецов, который возглавил жюри, объявил первых победителей — компании, которые буду заниматься кинотеатром «Варшава». Первое место разделили консорциум из трех бюро: Спектрум + EMBT + A2OM и российско-голландское бюро SVESMI.

Кинотеатр «Варшава», расположенный неподалеку от метро «Войковская», был открыт в 1970 году как киноконцертный комплекс. Вплоть до начала 2000-х кинозал пользовался большой популярностью у местных жителей. Здесь проводили внеконкурсные показы Московского международного кинофестиваля. А в 2003 году кинотеатр стал первым в районе, где демонстрировали фильмы в 3D-формате.

Затем «Варшаву» закрыли. Она вновь начала работу в 2010 году: из одного зала на 1200 мест сделали три маленьких, а большую часть площади отдали сетевым кафе «Иль Патио», «Планета Суши», «Грабли», «Урюк». Заметно возросшая цена билетов многих посетителей разочаровала. «Сейчас главный зал кинотеатра не работает: здесь нет оборудования для показа фильмов в цифровом формате. Однако зрители периодически все равно приходят в кино, видимо, покупая билеты на мошеннических сайтах», — рассказывают в ADG Group.

Сегодня архитекторы предлагают превратить «Варшаву» в некий общественный центр с уклоном в модную гастрономическую тему: с рынком фермерских продуктов, фуд-кортом, фастфудом, рестораном и магазином посуды. Кроме того, в бывшем кинотеатре предлагается создать и некое просветительское пространство, например, «Центр научной фантастики имени Станислава Лема», который, как говорят архитекторы, «мог бы стать точкой притяжения любителей научной фантастики со всего города».

Тематика задана, теперь будет обсуждение деталей с инвестором. Но главной нашей целью является очищение ценного памятника позднесоветской архитектуры от лишних слоев, которые наросли за эти годы, и приведение его в современный вид

Александр Адамович

руководитель архитектурного бюро A2OM

Как сообщил МОСЛЕНТЕ руководитель бюро A2OM Александр Адамович, имя знаменитого фантаста возникло в связи с «Варшавой» естественным образом: «Тематика задана, теперь будет обсуждение деталей с инвестором. Но главной нашей целью является очищение ценного памятника позднесоветской архитектуры от лишних слоев, которые наросли за эти годы, и приведение его в современный вид».

На сегодняшний день бывший кинотеатр представляет собой довольно хаотичное пространство из разнообразных фирм-арендаторов и ресторанов, многие из которых работали без соблюдения всяких санитарных норм. Все это нужно исправить.

Кроме того, планируется вернуть «Варшаву» к первоначальному проекту и восстановить главный стеклянный фасад. Эта идея детально проработана в концепции второго победителя — бюро SVESMI. Также архитекторы предложили увеличить площадь остекления за счет добавления высоты фасада и сделать несколько входов на разных уровнях.

В выбранных жюри концепциях реставрации «Варшавы» звучат также идеи устроить на крыше каток, который бы легко трансформировался в летний кинотеатр, большой развлекательный комплекс для детей, гастролаборатории и тому подобное.

Как рассказал МОСЛЕНТЕ Александр Семенов, главный редактор журнала «Кинобизнес», то, что бывшие кинотеатры сегодня превращаются во все, что угодно, только не в места для просмотра кино, процесс вполне объяснимый — переделывать их в многозальные современные мультиплексы очень сложно и дорого.

«Пытались что-то сделать с «Пушкинским», ничего не получилось — оставили большой зал и отдали его под мюзиклы, — напоминает эксперт. — Во всем мире многозальные кинотеатры открываются в мегамоллах, куда приходят люди за покупками и развлечениями, а заодно идут в кино». У «Варшавы», например, было бы совсем мало шансов составить конкуренцию кинотеатру в «Метрополисе», который расположен совсем рядом.

Во всем мире многозальные кинотеатры открываются в мегамоллах, куда приходят люди за покупками и развлечениями, а заодно идут в кино

Александр Семенов

главный редактор журнала «Кинобизнес»

По словам Александра Семенова, организация кинотеатра вообще требует огромных вложений и уж точно не приносит такой быстрой выгоды, как сдача площадей в аренду разным фирмам. Однако он уверен, что даже сегодня кинобизнес может быть прибыльным.

«В кризис люди не перестают ходить в кино, даже отказываясь от других развлечений, — говорит эксперт. — Наши аналитические данные показывают, что кассовые сборы не падают в этом году. А переизбытка кинотеатров в Москве нет, ни в центре, ни в спальных районах. В этом смысле наша страна и даже столица существенно отстает в развитии от мировых темпов».