Что будет с русским лимузином
Создадут ли в Москве автомобиль для президентаПрезидентский лимузин, возможно, появится в Москве. Эксклюзивный правительственный автомобиль — давняя мечта российского руководства. На создание такой машины нацелен проект «Кортеж», стартовавший в 2012 году. МОСЛЕНТА выяснила, станет ли столица точкой сборки роскошных автомобилей.
Разработкой лимузина с 2012 года занимается Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ». Кроме лимузина там должны спроектировать машины для сопровождения первых лиц: внедорожник, седан и микроавтобус.
Также предполагается серийное производство более скромных машин представительского класса — на продажу. Всего в проект вложено 22-24 миллиарда рублей бюджетных средств.
Я думаю, что в НАМИ будут производить непосредственно лимузин, в то время как на УАЗе на базе их разработок будет производиться версия автомобиля, адаптированная для массового потребителя
Владимир Беспалов
аналитик «ВТБ-Капитал»
Изначально предполагалось, что автомобили будут собирать на Ульяновском автомобильном заводе. Однако 27 октября появилась информация о том, что на УАЗе запустят производство серийных автомобилей, а президентский лимузин будут собирать в экспериментальном цехе НАМИ в Москве. В институте эти сведения комментировать пока не стали.
«Я думаю, что в НАМИ будут производить непосредственно лимузин, в то время как на УАЗе на базе их разработок будет производиться версия автомобиля, адаптированная для массового потребителя, — сказал МОСЛЕНТЕ аналитик «ВТБ-Капитала» Владимир Беспалов. — Что касается лимузина, то это штучный товар, их не будут производить в огромном количестве и, скорее всего, это будет именно финальная сборка, где поставщиками выступят еще определенное количество предприятий. Производить такую сборку на НАМИ, наверное, имеет смысл».
Эксперт отметил, что для сборки лимузина вряд ли потребуется большое производство, так как «все основные узлы и агрегаты, скорее всего, будут производиться не в НАМИ».
###Лимузины вчера
Директора компании «Автоматик Трансмишн Групп» Владимира Дроздовского, с 1984 года работавшего в отделе правительственных легковых автомобилей на заводе ЗИЛ, новость о том, что лимузин будут выпускать на мощностях НАМИ, привела в недоумение: «У НАМИ же нет никаких мощностей. У них есть небольшое экспериментальное производство, и ничего более».
Производство лимузинов — это очень серьезная вещь
Дроздовский напомнил, что в НАМИ не собирали машины и во времена СССР — максимум улучшали какие-то конструктивные элементы в сотрудничестве с большими заводами.
«Производство лимузинов — это очень серьезная вещь, — рассказывает Дроздовский. — Я работал в цепочке людей, которые производили 115-й правительственный автомобиль для советского руководства. Мы выпускали 25 автомобилей в год».
Эксперт подчеркивает, что на ЗИЛе правительственный лимузин производился в одном цехе, но при этом для изготовления различных деталей использовались все мощности завода.
Там купили мерседесовское все — раму, мосты, двигатель, коробку, потом на всю эту начинку надели кузов, который люди выстукивали руками в экспериментальном цехе. Главный конструктор тогда говорил, что машинка получилась хорошая, только кабина подвела
Владимир Дроздовский
директор компании «Автоматик Трансмишн Групп»
«О сборке реального автомобиля здесь не может быть и речи», — сказал Дроздовский МОСЛЕНТЕ по поводу перспектив производства лимузинов в Москве.
Он полагает, что в лучшем случае говорить можно о производстве кузова: «Кустарно отстучали жестянщики кузов, а внутрь запихнули готовое оборудование. Купили двигатель, коробку, мосты — все это как-то между собой состыковали».
Эксперт напомнил, что нечто похожее произошло, когда во времена Лужкова на ЗИЛе выпустили грузовик «бычок».
«Там купили мерседесовское все — раму, мосты, двигатель, коробку, потом на всю эту начинку надели кузов, который люди выстукивали руками в экспериментальном цехе. Главный конструктор тогда говорил, что машинка получилась хорошая, только кабина подвела — течет и так далее. То есть то, что сделано нашими руками, то и подвело, а то, что получено с «Мерседеса», — очень даже ничего. Что-то такое они, наверное, могут сделать и в случае с лимузином», — рассказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
Сделать кузов тоже не так просто. «Во-первых, надо сделать из дерева болванки, отстучать, выровнять. Потом этот кузов вчерне должен собраться. Потом у нас была бригада женщин, которые разогревали олово и выравнивали все зазоры, швы, чтобы линия как начиналась от переднего крыла, так и была до заднего идеально ровной», — рассказал МОСЛЕНТЕ бывший строитель лимузинов.
В Советском Союзе бронированные лимузины производили по особой технологии. Совсем не так, как в Германии или США.
«Делалась бронированная капсула, и эта капсула уже вставлялась в автомобиль. Весь салонный отсек — снизу, сверху, с боков. Вес получался больше шести тонн. Такой автомобиль был у Андропова, потом у Черненко и так далее. Было сделано 10 капсул. После того, как машина отходила 100 тысяч, ее разбирали, а капсулу отправляли на завод, и на заводе собирали новую машину вокруг этой капсулы», — рассказал МОСЛЕНТЕ Дроздовский.
Лимузин, который планируют построить для российского президента, должен весить порядка восьми тонн.
###Лимузины завтра
После распада СССР российское руководство пересело на мерседесы. Конечно, это не вполне устраивает Кремль.
«Это чисто политическая история, связанная с тем, что мы сейчас находимся под воздействием санкций и выстраиваем некую конфронтацию с западом, а глава государства ездит на автомобилях, сделанных нерусскими инженерами и нерусскими рабочими. Нам хотят показать, что русские могут сделать все, в том числе автомобиль для президента», — сказал МОСЛЕНТЕ главный редактор журнала «Автомобили» Александр Кобенко.
Он добавил, что производство лимузинов абсолютно убыточно.
Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто тоже считает, что проект производства лимузина не имеет никакого отношения к экономике и решает исключительно имиджевые задачи. Тем не менее, он полагает, что сама задача вполне реалистична.
Насколько я знаю, иностранным компаниям заказано изготовление и двигателей, и платформы, и кузовов. При этом поставлено условие, что технологии будут локализованы в России
Игорь Моржаретто
автомобильный эксперт
«На сегодняшний день нет никакой проблемы в том, чтобы, действуя так, как действует наше правительство, создать вполне серьезную линейку автомобилей. В этом есть сермяга», — сказал эксперт в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.
Он подчеркнул, что никто не собирается делать автомобиль своими силами, так как создать с нуля готовую платформу для такого автомобиля стоит не меньше миллиарда долларов.
«Насколько я знаю, иностранным компаниям заказано изготовление и двигателей, и платформы, и кузовов. При этом поставлено условие, что технологии будут локализованы в России. Условно говоря, кто-то нам придумал двигатель, довел его до ума, создал под него производство в Ульяновске или в Москве — неважно. А тут его будут собирать как российский двигатель, хотя придумали и разработали его не мы. То же самое с платформой и кузовом», — рассказал МОСЛЕНТЕ Моржаретто.
Учитывая, что все необходимые составляющие для правительственного лимузина будут производиться отдельно по западным технологиям, финальную точку сборки вполне можно разместить на московских мощностях НАМИ.
«В нашем случае платформу с двигателем будут везти в Москву — почему бы не сделать на площадке НАМИ опытный цех? Тем более, что для работы в таком цехе нужно только несколько десятков хороших мастеров с золотыми руками — таких в Москве найти можно», — сказал МОСЛЕНТЕ эксперт.
Напомним, что первую опытную партию лимузинов обещают выпустить в 2017 году.