04 января в 00:01

«Люблю ли я их? Нет!»

Зачем московский дизайнер решил воспеть уродство панелек
Фото: Никита Анохин
Дизайнер Никита Анохин занят, казалось бы, странным: положа руку на сердце, из страшных советских панелек, которых полно что в Москве, что в любом другом российском городе, он создает едва ли не произведения искусства. Коммерческий посыл понятен: ностальгия сегодня в цене. Однако же за бизнес-идеей у Никиты стоит и философия, замешанная на пессимизме, знании архитектуры и поисках себя. О чем он и рассказал МОСЛЕНТЕ.

«Я не противник прогресса!»

У меня обширная география проживания. Сам я из Астрахани, но много лет назад переехал в Москву, где учился в ГИТИСе на художника-постановщика. С театром у меня как-то не заладилось, хотя в институте учиться очень нравилось — особенно по душе было клеить макеты декораций. Это было прямо моим любимым занятием! Сидишь в мастерской, вырезаешь, склеиваешь… Собственно, этим я занимаюсь и сейчас, потому что одна из задач моей мастерской — делать вручную все мастер-модели и по минимуму использовать программы для 3D-моделирования. Потому что, на мой взгляд, в изделиях, вырезанных и склеенных вручную, больше жизни и поэтичности. Хотя я отнюдь не противник прогресса!

Reload
1 / 2

Фото: Фото: Никита Анохин

«Нашел способ справиться с болью»

Сейчас я переехал в Питер, но и здесь, и в Москве я живу в домах, которые называют «муравейниками». Люблю ли я их? Нет! Так что мои работы — это не признание в теплых чувствах, а, скорее, способ примириться с окружающим миром и собственным существованием в нем. То есть попытка эстетизировать панельки, которые, положа руку на сердце, не нравятся практически никому. Туристы на них смотреть не ходят, жители мечтают из них переехать в более качественные и красивые дома, потому что панельки ведь изначально строились как некий способ пережить определенное время, чтобы потом куда-то перебраться. Короче, все подобные дома — это боль. И я нашел способ, как с ней справиться.

«"Панельки" — это портрет эпохи»

Откуда взялась эта идея? Причин было две. Во-первых, я подумал, что такие изделия хорошо дарить в качестве сувенира людям, уезжающим из страны. Так сказать, на память. А во-вторых, и, наверное, главное, дело в программе реновации. Я понимаю, что технически их проще снести, чем ремонтировать. Но все равно очень жалею, когда их сносят. Я убежден, что «панельки» — это отличный памятник не только архитектуры, но и портрет целой эпохи. Так, может, стоит их сохранить, чтобы никогда больше не повторять печальный опыт клонирования безликих жилищ, без «архитектурных излишеств»? Может быть, их вид заставит новых строителей и архитекторов создавать что-то более прекрасное? Хотя, судя по тому, какие уродские небоскребы-муравейники появляются на просторах нашей Родины, этот важный урок прошел даром.

Reload
1 / 3

Фото: Фото: Никита Анохин

«Решил начать с "хрущевок"»

Сначала я просто делал модельки панельных домов. Затем, в рамках этой же концепции, стал делать светильники и кашпо. Хотя, конечно, я не зацикливаюсь только на одной идее. Например, я еще делаю светильники в форме сердца, которые как бы вообще из другой области… Мне нравится создавать совершенно несопоставимые вещи!

Начать я решил именно с «хрущевок». Пересмотрев гору тематической литературы, обнаружил, что существует целая куча проектов пятиэтажек. Я выбрал проект, которые понравился мне по расположению балконов, окон и подъездов — панельный дом серии 1-335. 2. Обратите внимание: фасад таких зданий практически вписан в идеальный квадрат, а окна и балконы создают лаконичную композицию. Я лишь слегка ее видоизменил…

Следом я взялся за 9-этажные дома хрущевского и брежневского периодов. И получился самый лучший светильник на свете: дом серии II-8/9. Пропорции этого здания как будто созданы для подобных экспериментов!

«Завидую советским строителям»

В 1950-е дома не строили, их производили, собирая из бетонных панелей, как конструктор «лего» всего за 12 дней. Мы можем только позавидовать советским строителям, так как на производство «хрущевки»-шкатулки у меня уходит полтора дня! Шутка ли! Он имеет основание из бетона и съемный плафон из трехмиллиметровой фанеры. В ночник встроена светодиодная лампа 40 вт, с тремя режимами свечения, они дают теплый, холодный и нейтральный свет, которые можно менять с помощью переключателя.

Каждый ночник мы красим аэрографом и покрываем акриловым лаком. И, самое главное, при желании можно оставить ваши надписи на стенах!

И еще: в нашей «брежневке» нет входной двери. Единственная дверка находится на крыше! Мне показалось это забавной метафорой. Тут тебе и поиски божественного, и идеи личностного роста.

Reload
1 / 3

Фото: Фото: Никита Анохин

«Ностальгия всегда продается»

Думаю, что обязательно расширю свою «домовую линейку». Вряд ли за счет «сталинок». Скорее, это будут питерские дома-колодцы или знаменитый круглый дом на Нежинской улице в Москве, построенный в начале 1970-х годов.

Мне это очень интересно. Но я не скрываю, что мой проект изначально был коммерческим. Ведь ностальгия всегда хорошо продается. Хотя то, что мои «дома» стали достаточно активно покупать, для меня все равно оказалось большим сюрпризом.