Опубликовано 15 мая 2015, 07:00

Следующая станция — 90

Столичное метро отмечает юбилей и строит планы по освоению Московской области
Московский метрополитен отмечает 80-летний юбилей. МОСЛЕНТА рассказывает о новых станциях, способах оплаты и бурном росте московской подземки.
Следующая станция — 90
Николай Галкин / ТАСС

Московский метрополитен отмечает 80-летний юбилей. МОСЛЕНТА рассказывает о новых станциях, способах оплаты и бурном росте московской подземки.

Строительство

Зимой чиновники уверенно рапортовали, что сдадут в нынешнем году восемь новых станций метро. Теперь о планах говорят осторожнее. В ближайшее время в эксплуатацию точно введут станции «Котельники», «Румянцево» и «Саларьево». Первую должны открыть 12 июня. Она разгрузит «Выхино» и «Жулебино». Ожидается, что «Котельники» будут принимать от 100 до 140 тысяч человек в сутки. К новой станции сделан подъезд с эстакады на Новорязанском шоссе. Через два года здесь возведут крупный транспортно-пересадочный узел.

Россия. Москва. 11 декабря 2014. Строительство станции "Котельники" Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена.

Россия. Москва. 11 декабря 2014. Строительство станции "Котельники" Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена.

© Зураб Джавахадзе / ТАСС

«Котельники» станут третьей станцией метро на территории Подмосковья. Ранее в Красногорском районе появилась станция «Мякинино», а выход из «Новокосино» находится на территории Реутово.

Две другие станции — «Румянцево» и «Саларьево» — станут первыми в Новой Москве. «Румянцево» расположено на Киевском шоссе за МКАДом, «Саларьево» — в деревне, рядом со свалкой, в четырех километрах от МКАД. Обе станции планируют сдать в эксплуатацию в конце августа — начале сентября.

К открытию в этом году готовят еще пять станций подземки, но сроки сдачи в эксплуатацию могут быть сдвинуты. «Темпы строительства определяются работой строительных подрядных компаний, осуществляющих работы по введению линий в эксплуатацию», — рассказал МОСЛЕНТЕ начальник Службы внешних связей Московского метрополитена Иван Осташко. На Люблинско-Дмитровской линии должна появиться «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». Основные работы здесь должны быть закончены летом. На «Петровско-Разумовской» пересекутся Люблинско-Дмитровская и Серпуховско-Тимирязевская линии метро. Пересадка будет кроссплатформенной, как, например, на станции «Китай-город».

На Замоскворецкой линии на участке между «Автозаводской» и «Коломенской» откроется станция «Технопарк». Она улучшит транспортную ситуацию в районе бывшей промзоны «ЗиЛ», где планируется масштабное строительство жилья и городской инфраструктуры. На севере зеленой ветки запланирован запуск станции «Ховрино». Она строится с западной стороны улицы Дыбенко на пересечении с Зеленоградской улицей. Сооружение нового участка Замоскворецкой линии метро улучшит транспортную ситуацию в районах Левобережный и Ховрино.

В результате масштабного строительства общая протяженность линий столичной подземки вырастет до 371 километра. Количество станций увеличится с 196 до 204. До 2020 года планируется ввести более 60 новых станций, но и есть и более долгосрочные планы. «Мы уже сейчас ведем проектирование на период после 2020 года. Мы знаем, что будем тянуть ветку до Внуково. От Коммунарки в Новой Москве подземка пойдет в сторону Троицка. Кроме того, рассматриваем возможность строительства метро до Рублево-Архангельского», — рассказал о перспективных планах заммэра Москвы Марат Хуснуллин.

Ремонт

Всего в 2015 году запланированы 20 «технологических окон» (перерывов в работе) на семи линиях метро. На закрытых участках проводится ремонт рельсов, шпал, балластных слоев и других элементов пути. Руководство подземки полагает, что необходимость в «технологических окнах» отпадет через год-два. В этом году перерывов в работе было уже шесть.

Кроме того, на нескольких станциях ведется ремонт. Полная замена эскалаторов, ремонт вестибюлей и, соответственно, закрытие некоторых выходов метро коснется четырех станций. 8 февраля на 11 месяцев закрылась «Бауманская». С июня 2015 по август 2016 года будет закрыта станция «Фрунзенская». На станциях появится по четыре эскалатора вместо имеющихся трех, а пассажиры во время ремонта смогут пользоваться компенсационными автобусными маршрутами.

Фрунзенская

Фрунзенская

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

С 16 мая вход и выход на станцию «Проспект Мира» Кольцевой линии будет возможен только через одноименную станцию оранжевой ветки. В этот же день на ремонт закроют южный вестибюль станции «Ботанический сад». Придется обходиться вторым вестибюлем.

Удобство

В подземке сейчас курсирует два поезда со сквозным проходом между вагонами. Оба можно застать на Серпуховско-Тимирязевской линии, они тематические: один посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, другой — 80-летию метрополитена.

Новый поезд 70-летие Великой Победы

Новый поезд 70-летие Великой Победы

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Каждый вагон такого поезда вмещает до 330 пассажиров, количество сидячих мест — 40. Гораздо удобнее в новом поезде людям с ограниченными возможностями и мамам с малышами. Для них в головных вагонах выделены специальные места для инвалидной или детской коляски.

Массовая замена привычных вагонов в метро начнется через два года. По словам Ивана Осташко, к 2017 году в подземке появится 192 вагона со сквозным проходом. Полностью старый парк поездов планируется вывести из обращения к 2025 году. Во всех новых вагонах есть бактерицидные лампы, обеззараживающие воздух. Сейчас они установлены примерно на тысяче поездов серии 81-760 «Ока», которые курсируют по Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линиям. Кроме того, в вагонах нового типа появится возможность заряжать мобильные телефоны.

Новыми в ближайшее время будут и способы оплаты проезда. В марте на станции «Ленинский проспект» появилась возможность произвести оплату банковской картой. «В среднем по безналичному расчету пассажирами оплачивается около 10 процентов общего количества приобретенных билетов. Чаще всего это билеты номиналом более пяти поездок. Всего за время начала проекта безналичным способом получено около 30 процентов общей выручки в кассах, принимающих к оплате банковские карты», — говорит Иван Осташко. В планах московского метро — установить 300 автоматов, принимающих оплату банковскими картами.

Еще более революционной можно считать идею оплаты проезда с помощью мобильного телефона. Тестирование фокус-группами такой возможности началось в октябре прошлого года. Проект реализуется метрополитеном совместно с ведущими операторами столичного региона. Для оплаты необходимо поднести сотовый телефон, поддерживающий NFC (технология обмена данными), к считывающему устройству турникета. Перед проходом в метро поездку нужно оплатить с помощью того же приложения. Для осуществления операции понадобится SIM-карта с предустановленным приложением — «электронный кошелек». Список подходящих для использования моделей сотовых телефонов обещают разместить на сайте столичной подземки (сроки не уточняются).

Другим новшеством станет установка на всех станциях метро табло обратного отсчета времени до прибытия поезда. Эксперимент по работе подобного оборудования на станции «Проспект Мира» уже признали удачным. Табло появятся у тоннеля рядом с хвостовым вагоном. В центре будет расположен секундомер, отсчитывающий время до прибытия поезда, а ниже — шкала, отображающая движение состава по тоннелю в реальном времени. Кроме того, с помощью табло пассажиры смогут узнать о погоде, тарифах, курсе валют и достопримечательностях вокруг станции метро. Такие табло появятся на всех станциях до конца 2015 года.