Опубликовано 20 ноября 2015, 19:39

Как Москве повезло с МКЖД

Аналогов в мире нет, поэтому все нам завидуют
Сегодня мэр Москвы Сергей Собянин объехал участок МКЖД, ознакомился с ходом работ и объявил о том, что реконструкция «второго пересадочного контура метро» находится в завершающей стадии, а движение будет запущено в течение года. МОСЛЕНТА выяснила, насколько быстрее поедут москвичи, в каком графике будет работать кольцо и какой состав будет возить москвичей.
Как Москве повезло с МКЖД
Максим Блинов / РИА Новости

Мэр Москвы Сергей Собянин совершил объезд участка МКЖД, ознакомился с ходом работ и объявил о том, что реконструкция «второго пересадочного контура метро» находится в завершающей стадии, а движение будет запущено в течение года. МОСЛЕНТА выяснила, на чем и как быстро поедут москвичи и в каком графике будет работать кольцо.

Москве завидуют

По расчетам городских властей, МКЖД должна стать полноценным легким метро и интегрироваться в систему метрополитена. Планируется, что к 2017 году пассажиропоток кольца составит 75 миллионов человек в год, а в 2025 году 54-километровая линия сможет перевозить уже до 300 миллионов пассажиров. Ежедневно кольцом смогут пользоваться более 400 тысяч человек. При этом время ожидания городской электрички составит не более шести минут.

На МКЖД будет 31 станция, причем на 19 станциях будут пересадки на 11 линий метрополитена, а на 10 станциях на 9 радиальных веток железной дороги. На каждом из 31 ТПУ обеспечена пересадка на городской наземный транспорт. Кроме того, территории вокруг ТПУ оборудуют кафе, магазинами, офисами, бизнес-центрами, а также гостиницами.

Развитие МКЖД является ключевой частью программы по развитию Московского транспортного узла. С запуском линии миллионы людей получат новые возможности для передвижения и пересадки на другие виды транспорта.

«Эта программа реализуется полным ходом. Мы находимся в завершающей стадии. Надеюсь, что в течение года основные работы будут завершены и будет запущено пассажирское движение по МКЖД», — сказал Собянин.

Мэр подчеркнул, что «второй пересадочный контур метро» — один из крупнейших проектов развития инфраструктуры не только в России, но и в мире, аналогов ему на данный момент нет.

«Аналогов нет и по скорости реализации. Хочу сказать, что Москве завидуют. В мире, в городах, где мог бы быть использован потенциал железнодорожного транспорта, именно в таком разрезе нет. Нам повезло, что у нас сохранилась железная дорога внутри Москвы», — отметил президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров.

Глава РЖД добавил, что проделана колоссальная работа — почти 200 километров путей создано в центре большого города, переложены тысячи километров коммуникаций, построена практически новая железная дорога.

Мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров на станции «Лужники» МКЖД

Мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров на станции «Лужники» МКЖД

© Максим Блинов / РИА Новости

Восьмерка из колец

Немаловажным моментом является своеобразное восстановление исторической справедливости — в 1908 году, когда МКЖД открылась, она была пассажирской. Однако из-за нерентабельности через короткое время перевозки были прекращены, что и не удивительно, ведь на тот момент дорога находилась фактически за городом. В течение более чем 100 лет дорогу использовали только для перевозки грузов. Теперь же она находится практически в центре столицы.

Основной задачей МКЖД станет разгрузка севера и северо-востока столицы. В первую очередь это коснется Сокольнической (на 20 процентов) и Кольцевой (на 15) веток. Также выиграют те пассажиры, которые пользуются железнодорожным сообщением на Казанском, Ленинградском и Ярославском направлениях — движение там разгрузится на 20-30 процентов. Нагрузка на Курский вокзал в часы пик снизится на 40 процентов. Также ввод в эксплуатацию МКЖД позволит заметно сократить пассажиропоток и на Ярославском вокзале.

Новая кольцевая линия станет внешним дублером «кольца», и люди выиграют около четверти часа, если им не нужно будет ехать через центр. Пересадку они сделают на МКЖД.

Согласно схеме МКЖД, большая часть пересадок на радиальные линии метро будет на севере города. Это объясняется тем, что новые возможности пересадок на юге пассажирам после запуска предоставит Третий пересадочный контур (первый участок — на северо-западе, от «Делового центра» до «Петровского парка» — запустят в 2016 году, целиком контур поедет в 2019 году).

«Транспортная система Москвы будет напоминать восьмерку: на севере — МКЖД, на юге — второе кольцо, а между ними — Кольцевая линия метро. Тогда будет охвачен весь город», — объяснил заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен» по стратегическому развитию и инвестициям Роман Латыпов.

Одна подземка, один билет

В октябре мэр Москвы предложил переименовать МКЖД, чтобы у пассажиров не возникало путаницы с другими аббревиатурами типа МКАД, тем более что это будет полноценная новая линия подземки.

«Многие путают — при чем тут железная дорога? На самом деле, это второй пересадочный контур метро. Сейчас МКЖД называют «ржавое кольцо». Я надеюсь, что после запуска «ржавое» кольцо станет «золотым», — заявил Собянин. Пассажир не должен почувствовать разницы — кольцом можно будет пользоваться по тому же билету, что и в традиционном метро. Для облегчения ориентирования в оформлении 31 станции МКЖД будет единая навигация с московским метрополитеном.

Кроме того, удобство при пересадке обеспечат ТПУ, которые появятся на МКЖД. Большинство из них возведут по принципу «сухие ноги», то есть для пересадки не потребуется выходить на улицу.

К таким узлам, как «ЗИЛ», «Волгоградская», «Новопесчаная», «Николаевская» и «Волоколамская», будут подведены дополнительные дороги, так как там пока не налажена связь наземного общественного транспорта, метро и улично-дорожной системы.

Общий объем инвестиций в проект развития ТПУ составит около 55,5 миллиарда рублей. Планируется, что основную часть средств дадут частные инвестиции, а доля Москвы в строительстве инфраструктуры составит только 15,5 миллиарда рублей.

График работы

График движения поездов на МКЖД будет соответствовать графику движения Московского метрополитена. Вероятнее всего, линия будет работать с 06:00 до 01:00. Поезда будут преодолевать все кольцо примерно за 75-90 минут.

Учитывая, что МКЖД также активно используется для грузовых перевозок, было решено не отменять их, но ограничить только ночными часами, во время перерыва в пассажирском движении. Специально для этого строятся дополнительные пути.

Строительство МКЖД в районе станции «Сити»

Строительство МКЖД в районе станции «Сити»

© Михаил Воскресенский / РИА Новости

«В городе есть предприятия, которым необходима доставка габаритных грузов и больших объемов сырья. В зоне крупных промышленных территорий будут уложены новые железнодорожные линии. Общая протяженность новых путей составит около 30 километров», — рассказал заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

Сквозной проход

По МКЖД будет ездить самый современный подвижной состав. Тепловозы заменят на электрические поезда, шум от них будет минимальным. От жилых массивов железную дорогу отделят шумопоглощающими панелями. Максимальная скорость поездов — 120 километров в час. Состав будет вмещать до 1 250 человек.

Все курсирующие по МКЖД поезда будут иметь сквозной проход от головы до хвоста состава. Вагоны планируют оснастить точками доступа к беспроводному интернету и системой видеонаблюдения, а первый и последний — адаптировать для маломобильных граждан. В вагонах будет как кондиционирование с отоплением, так и естественная вентиляция. Окна бронированные и антивандальные, а надписи будут дублироваться на двух языках.

При этом новые составы могут трансформироваться — минимальный будет состоять из 5 вагонов, а максимальный — из 10. То же касается и салонов вагонов — согласно техническому заданию, они должны быть сидячими и при этом легко переоборудоваться для провоза крупногабаритных грузов.

Градостроительный потенциал

Серьезное развитие ожидает территории вокруг МКЖД. По словам заммэра Хуснуллина, благодаря запуску новой линии, многие депрессивные территории заживут совершенно другой жизнью. Речь идет о землях в радиусе двух-трех километров.

«Градостроительный потенциал территории вокруг МКЖД постоянно уточняется, но он измеряется миллионами квадратных метров. Сегодня мы насчитываем порядка трех-четырех миллионов квадратных метров с учетом прилегающих промзон», — сказал Хуснуллин.

Пассажир на эскалаторе новой станции «Лужники» Московской кольцевой железной дороги (МКЖД)

Пассажир на эскалаторе новой станции «Лужники» Московской кольцевой железной дороги (МКЖД)

© Максим Блинов / РИА Новости

Кроме того, запуск МКЖД способствует появлению десятков новых маршрутов общественного транспорта и сотни километров дополнительных пешеходных маршрутов.

«Наша задача, чтобы жители близлежащих районов имели удобную пешую доступность», — добавил Хуснуллин.