21 апреля, 00:01
4 мин.

«Через сотню лет городов будет в десять раз меньше». Главный архитектор Москвы о том, каким он видит развитие столицы

Новая архитектура должна потеснить историческую застройку, сохраняя шедевры прошлого, но жестко обходясь с утилитарными зданиями, не обладающими культурной ценностью. В этом уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В рамках паблик-тока «Москва и ее творцы. Кто придумывает город» в Музее Москвы он рассказал, как сегодня принимаются решения о строительстве знаковых сооружений и жилых домов в столице, насколько сильно влияние москвичей на ее облик и почему в будущем городов в мире скорее всего станет в несколько раз меньше. Ниже — его монолог.
«Через сотню лет городов будет в десять раз меньше». Главный архитектор Москвы о том, каким он видит развитие столицы
Фото: Alex Zarubi / Unsplash

О примерах для подражания

Я бы не сказал, что есть человек, на которого мне однозначно нужно быть похожим. Было бы здорово самому войти в историю, как, например, Бове. Этот яркий архитектор лично продвинул большое количество решений. Из людей, которые сформировали Москву в том виде, в котором мы ее знаем, можно назвать еще Лазаря Кагановича (сподвижник Сталина, руководил составлением генплана реконструкции Москвы и строительством первой очереди столичного метро — примечание «Мосленты»).

Это крайне противоречивая фигура в истории города, но, тем не менее, ключевая. Он имеет отношение и к метро, и к каналу Москва — Волга, и к инженерной структуре Москвы. Каганович приложил руку и к генплану 1935 года. До этого момента город напоминал огромную деревню с угольным отоплением, а во многих местах — без канализации и водопровода. Повсюду были огороды, пасся скот. А Каганович помог превратить Москву в современный мегаполис.

Можно вспомнить и того же Хрущева. Часто говорят, что он уничтожил архитектуру, но без него Москва была бы другой.

Улица Земляной Вал на пересечении со Старой Басманной. Москва, 1937 год

Улица Земляной Вал на пересечении со Старой Басманной. Москва, 1937 год

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

О своем предшественнике

Когда бывший главный архитектор Москвы Александр Кузьмин еще был жив, я не хотел входить с ним в дискуссию. Тогда еще не пришло время для оценок.

Но 90-е — это время интересное и противоречивое. Мне оно запомнилось, можно сказать, двухпартийной системой архитектуры. С одной стороны, была официальная, «придворная». С другой — архитектура людей, которые не строили знаковых объектов, но были «модными», претендовали на лидерство мнений.

Фигура Кузьмина в то время играла важную роль. Я был с ним знаком лично, но тогда мир был другим. Власти города и главный архитектор были труднодоступными фигурами. Не было мероприятий, где мы могли бы пообщаться, как не было и соцсетей, где можно было задать ему какой-то вопрос. Так что по-настоящему мы стали общаться уже после.

Он оставил свой след. Хороший или плохой — другой вопрос, противоречивый. Но есть по-настоящему знаковые проекты, например, «Москва-Сити». Да, его фактически построили уже при нынешней команде, но с мертвой точки проект сдвинул все же Кузьмин и его единомышленники.

Но при нем были запущены и панельные застройки, которые еще долго будут на нас давить своим однообразием.

«Через сотню лет городов будет в десять раз меньше». Главный архитектор Москвы о том, каким он видит развитие столицы

Фото: Astemir Almov / Unsplash

О пользе дискуссий

Мало в каких профессиях роль эксперта становится предметом дискуссий. Сейчас архитектура — исключение. Но до недавнего времени в ней никакой роли массового потребителя не существовало. Люди просто жили и пользовались тем, что им предлагалось.

Конечно, влияние жителей на планирование города и конкретных районов отрицать нельзя. От числа живущих в определенном месте людей, например, зависело, сколько там будет магазинов или ресторанов. Представления покупателей квартир о комфорте и удобстве, их уровень культуры влияют на то, какие дома появляются в городе.

Сейчас мы находимся на пике общественной дискуссии и влияния на градостроительство. Это началось еще в 80-х. И до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, где баланс уровня этой дискуссии, до какой степени можно позволить самим жителям привносить свои предложения и конструктивные решения. Хотя, конечно, жители конкретных районов лучше всех знают место, где они живут.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

О новой и старой архитектуре

Институт архитектурного наследия — молодое понятие, которое возникло в период массовой урбанизации, когда города стали очень быстро расти.

У всего есть предыстория. Надо понимать, что объект становится памятником не потому что Ленин там выступал, а потому что это значимая архитектура.

Какое-то продолжительное время города жили в режиме «каждый кирпич родной и знакомый», а потом перешли в режим гиперрасширения. Его скорость не позволяет городской ткани жить как прежде.

Примерно тогда возник институт отношения к наследию. До этого люди считали, что новое лучше старого. И сейчас они не понимают, что многие решения, принимающиеся для комфорта их жизни, неизбежно связаны с жертвованием чего-то старого. Приходится переделывать город, чтобы жители могли, например, пользоваться канализацией.

Лондон

Лондон

Фото: Josh Mills / Unsplash

О лишних городах

Пока в городах жило меньшинство, а в селах — большинство, города росли. Когда население хлынуло в города, их перестали строить.

За последние 40-50 лет урбанизация в России росла, но новых городских образований не появлялось. Парадоксально, но факт. На мой взгляд, городов у нас достаточно, есть даже лишние. Осмелюсь спрогнозировать уменьшение их количества в будущем. Это логичный следующий шаг.

Да, мы будем жить в мире, где города исчезают. Но не нужно лить слезы. Ничего грустного в этом нет. Это нормальное следствие эволюции. Не удивлюсь, если через сотню лет городов будет в десять раз меньше, чем сейчас.

Паблик-ток «Москва и ее творцы. Кто придумывает город» состоялся в Музее Москвы на открытии выставки «Москва: Проектирование будущего», которая продлится до 15 мая

Партнерские материалы