Москва продолжает досматриваться
Эксперты о последствиях отмены проверки пассажиров в столичных аэропортахГенеральный директор Международного совета аэропортов в Европе предложил премьер-министру России Дмитрию Медведеву отменить досмотр пассажиров и багажа на входах в аэровокзалы, поскольку образующиеся из-за этого очереди могут стать мишенью для террористов. МОСЛЕНТА спросила экспертов, чем грозит отмена досмотров в аэровокзалах.
Гендиректор Международного совета аэропортов в Европе Оливье Янковек 28 апреля отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором призвал российские власти отказаться от проведения досмотра на входах в аэропорты, а также переложить ответственность за безопасность в зонах общего доступа с операторов аэропортов на силовые структуры.
В письме сообщается, что по результатам изучения терактов, произошедших в воздушных гаванях по всему миру, в том числе недавних взрывов в аэропорту Брюсселя и произошедшего в 2011 году теракта в столичном «Домодедово», эксперты пришли к выводу, что сплошной контроль в аэропортах неэффективен с точки зрения террористической безопасности.
По мнению специалистов, перед рамками на входах в здание в часы-пик образуются большие очереди, которые могут стать мишенью для злоумышленников. В пример Янковек приводит систему безопасности аэропорта Тель-Авива, в котором нет досмотровых пунктов. Вместо этого власти Израиля используют комплексный подход в борьбе с террористами, включающий в себя использование камер видеонаблюдения, сбор разведданных, распознавание номеров автомобилей, патрулирование территории и анализ поведения пассажиров.
Столичные аэропорты заняли глухую оборону и не дают комментариев в отношении поступившего предложения. В то же время опрошенные МОСЛЕНТОЙ эксперты пояснили, что досмотр пассажиров нужно не отменять, а, наоборот, усиливать.
Виталий Ефимов, первый зампред комитета Госдумы по транспорту, в 1991-1996 годах министр транспорта России
Если мы хотим остаться в живых, отменять досмотр пассажиров нельзя ни в грязной, ни в чистой зонах. Его, наоборот, нужно усиливать. Я летаю каждый месяц, и для меня не проблема раздеться, разуться и показать свою ручную кладь. Для всех нормальных людей это тоже не проблема. Зачем же от этого отказываться? Кому станет легче? Разве что террористам.
Впрочем, с ними бороться нужно не только и не столько в зоне досмотра, сколько на подходах к аэропорту – для этого нужно лучше контролировать территорию вокруг аэроузлов и доверять спецслужбам, а не мешать им работать.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР
Весь мир сейчас озабочен решением проблемы, связанной с терроризмом. Террористы взрывают аэропорты, уничтожают пассажиров в воздухе, и на земле. Такие случаи всегда становятся примером ожесточенного спора, а у нас еще и поиском крайнего.
После взрыва в «Домодедово», например, у нас нашли виноватого и совершенно незаконно посадили под домашний арест владельца аэропорта. В европейских головах даже мысли не возникает привлечь к ответственности за теракт владельца аэровокзала.
Дело в том, что в «Домодедово» была совершенно неувязанная между собой система террористической безопасности. Не было четко обозначено, кто и за что несет ответственность.
У нас по Конституции за безопасность граждан отвечает государство. Для того чтобы выполнять это требование, оно имеет специальные органы, обладающие правами и функциями, которые не предусмотрено иметь владельцам аэровокзалов. Ни один владелец не несет ответственность за теракты, так как он просто не имеет права заниматься террористической безопасностью.
В США и Израиле спецслужбы начинают проводить проверку каждого, кто купил билет на самолет, выясняя его связи и род деятельности. Но этим имеют право заниматься исключительно спецслужбы, если же изучать подноготную пассажиров начнут владельцы вокзалов или аэропортов, они автоматически нарушат законодательство.
Скорее всего, Международный совет аэропортов в Европе, написав письмо в наше правительство, между строк указал: «Ребята, что вы делаете? Выпустите владельца Домодедово, он не имел права заниматься слежкой и борьбой с терроризмом, он ни в чем не виноват!»
А что касается отмены досмотров в принципе, то их действительно давно пора отменить. Мы сами создаем массовое скопление людей, чему террористы радуются и аплодируют.
Государство должно потенциального террориста просто не допустить в аэропорт. Его надо отследить и взять за сутки до вылета на подходах. Сейчас же власть свою работу и свою ответственность возложила на владельцев аэропортов, а сама сидит, практически сложа руки.
Игорь Дельдюжов, президент Шереметьвского профсоюза летного состава
Досмотры надо обязательно оставить. Мы все еще помним горький пример «Домодедово». Все пассажиры, встречающие, провожающие должны быть тщательно досмотрены.
Уверен, такая рекомендации появилась лишь из-за возможных жалоб пассажиров, вынужденных приезжать в аэропорт заранее. Конечно, досмотр требует времени, но безопасность все же важнее. Аэропорты – это то место, где всегда находится много людей, и затесаться среди них террористу не составляет труда.
Кстати, наши пассажиры к таким досмотрам давно привыкли, так что на неудобства скорее всего пожаловались европейские путешественники.
Сплошной досмотр пассажиров и багажа на входах в аэропорты был введен после теракта в столичном аэропорту «Домодедово», который произошел 24 января 2011 года. Террорист взорвал бомбу в зале прилета аэровокзала, в результате чего погибли 37 и были ранены 172 человека.
По факту происшествия были возбуждены два уголовных дела, а также уволены начальник управления МВД на транспорте по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев и начальник линейного отдела внутренних дел «Домодедово», а также его заместители.
В феврале 2016 года суд оставил под домашним арестом владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика, которого вместе с другими управляющими воздушной гавани обвиняют во введении новой системы досмотра, благодаря которой в здание аэровокзала смог проникнуть террорист.
В 2004 году на бортах лайнеров Ту-154 и Ту-134, вылетевших из «Домодедово» в Сочи и Волгоград террористки-смертницы привели в действие взрывные устройства. Оба самолета разбились. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Число жертв катастрофы составило 90 человек.
Следователям удалось выяснить, что билеты террористкам продал перекупщик Армен Арутюнян и милиционер Михаил Артамонов. Сотрудник авиакомпании «Сибирь» Николай Коренков провел смертниц на борт без досмотра за одну тысячу рублей.
В 2003 году на летном поле Тушинского аэродрома во время проведения рок-фестиваля Крылья произошел ряд взрывов, в результате которого погибли 16 и были ранены более 40 человек. По данным следствия, взрывные устройства на мероприятия пронесли смертницы.